статья о дислалии и ее проявлениях
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Дислалия.
Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного произношения, который вызывается органическими дефектами переферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненные движения языка. Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык может быть или слишком большой или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.
Дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса.
Прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед. В результате этого нижние передние зубы не смыкаются с верхними зубами.
Прогения – нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.
Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток.
Боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.
Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии.
Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба. Узкое слишком высокое (готическое) небо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.
Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.
Функциональной дислалией такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Нет никакой органической основы.
- Неправильное воспитание речи ребенка в семье.
- Двуязычье в семье.
- Педагогическая запущенность.
- Недоразвитие фонематического слуха.
- Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата.
- Снижение слуха.
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе, поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект.
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный. Основными его задачами являются:
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
б) устранения недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата.
2 этап – формирование произносительных умений и навыков.
В задачи этого этапа входит:
А) устранение неправильного звукороизношения;
Б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
В) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1этап – узнавание неречевых звуков.
2этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3этап – различение слов, близких по звуковому составу.
4этап – дифференциация слогов.
5этап – дифференциация фонем.
6этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Собственная активность ребенка - первые проявления личности"
Статья о работе современного учителя-логопеда в детском саду с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Статья.Умственная одаренность ее психологические проявления
Понятие и определение одаренности у детейОДАРЕННОСТЬ- значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музы...
Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии.
Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии. Введение Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время количе...
Статья "Материнское отношение как фактор проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Материнское отношение как фактор проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста"...
Статья на тему: «Изучение методов диагностики и коррекции звукопроизношения у дошкольников при функциональной дислалии»
Изучение методов диагностики и коррекции звукопроизношения у дошкольников при функциональной дислалии....
Статья на тему Характеристика речевых особенностей при дислалии
Статья для воспитателей и учителей начальной школы ...
Статья на тему: "Коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению дефектов звукопроизношения при дислалии"
Коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению дефектов звукопроизношения при дислалии...