Публикация "Педагогическое сопровождение социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
статья по логопедии

Муравьёва Елена Александровна

Статья в сборнике  "Социализация личности в условиях образовательного процесса".  Материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_soprovozhdenie_sotsializatsii_statya_1.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Е.А. Огородникова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

№ 43 «Журавушка»

г. Лесосибирск, Россия

В  статье  проанализирован  опыт  педагогического  сопровождения  социализации         дошкольника с тяжелым нарушением речи в условиях ДОУ.

Ключевые  слова:  педагогическое  сопровождение,  тяжелое  нарушение  речи,

социализация.

В  течение  последних  лет  специалисты-логопеды  дошкольных  учреждений отмечают  большой  рост  детей  с  нарушением  речи.  Нарушения  носят  разный  характер, причину   и  степень  выраженности,  это  –  фонетическое  недоразвитие,  фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи  III  степени. В нашем городе на сегодняшний  день  нет  ДОУ  с  речевыми  группами.  Поэтому  дети,  имеющие  тяжелые нарушения речи посещают интегрированные группы общеобразовательных учреждений.

В нашем ДОУ так же воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР  III уровня).  Эти  дети  испытывают  трудности  коммуникативного  характера,  им  трудно установить  контакт  со  сверстниками,  так  как  сказывается  недостаточность  языковых средств.  Дети  старшего  дошкольного  возраста  начинают  стесняться  своего  дефекта, появляются  комплексы.  Поэтому  важнейшей  задачей  педагогов  ДОУ  является обеспечение их благоприятного социально-личностного развития и адаптации в обществе.

В нашем учреждении формируется система педагогического сопровождения школьников с  нарушением  речи   в  общеобразовательную  среду.  Педагогическое  сопровождение осуществляется учителем-логопедом и воспитателями группы, которую посещает ребенок с тяжелым нарушением речи.

Работа учителя-логопеда ведется трех направлениях:

1.  Работа с ребенком – коррекция речевых нарушений.

2.  Работа с родителями - приобщение их к проблемам ребенка.

3.  Работа с педагогами – разъяснение специальных знаний по логопедии.

Логопедические  занятия  требуют  определенной  системы  по  профилактике  и коррекции речевых нарушений. В первую очередь логопед занимается постановкой звуков и  работой  направленной  на  развитие  фонематического  слуха.  Затем  происходит автоматизация  звука  –  в  слогах,  словах,  предложениях.  Ведется  работа  над грамматическим строем речи, ребята учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже. Пополняется словарный запас дошкольника. Дети учатся подбирать обобщающие слова  (овощи,  фрукты,  посуда,  животные  и  так  далее),  образовывать  притяжательные прилагательные  (заячий хвост,  волчий хвост),  называть качество  предметов  (из  стекла  –стеклянный,  из  дерева  –  деревянный),  подбирать  слова  с  противоположным  значением (широкий-узкий,  веселый-грустный).  Далее  выполняется  работа  над  развитием  связной речи. Дети составляют рассказы по картине, по серии картин, пересказывать небольшой текст.  Ребята,  посещающие  логопедический  кабинет,  участвуют  в  небольших театрализованных представленьях. Такая работа проводится не только для автоматизации звука в речи, но и помогает в решении проблем коммуникативного характера.

Одним  из  важнейших  направлений  в  работе  учителя  -  логопеда  является просвещение родителей. Ведь для успешной коррекции и развития детей с нарушениями речи,  их  социальной  адаптации  необходимо  сначала  изменить  поведение  находящихся рядом  взрослых,  приобщить  их  к  проблемам  детей,  помочь  создать  комфортную семейную среду. Работа с родителями должна стать неотъемлемой частью коррекционной работы, тщательно планироваться и осуществляться регулярно и целенаправленно.

В настоящее время в нашем ДОУ внедряются новые формы работы с родителями – проведение  совместных  с  учителем-логопедом,  детьми  и  родителями  занятий.   Сначала родители  получают  теоритические  знания  –  устные  консультации,  памятки,  буклеты  с полезной  информацией.  Затем  родитель  (мама)  присутствует  на  занятии  в  роли наблюдателя,  учатся  копировать  действия  логопеда,  соблюдать  последовательность, чтобы  в  дальнейшем  повторять  занятия  дома.  Далее  маме  предлагается  поучаствовать  в отдельных  эпизодах  занятия.  Во  второй  половине  года  на  подгрупповое  занятие  можно пригласить  несколько  семей.  Такая  совместная  деятельность  позволяет  родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей.  Менее  ответственных  родителей  такая  система  дисциплинирует  и  заставляет повернуться лицом к проблемам ребенка. В результате у ребенка появляется возможность намного  быстрее  преодолеть  трудности  речевого  характера,  а  значит  решить сопутствующие проблемы – социализации в обществе.

Другим,  не  менее  важным  направлением  работы  учителя-логопеда  является сотрудничество  с  воспитателями.  Совместная  деятельность  логопеда  и  воспитателя организуется со следующими целями:

- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

-  активизация  речевых,  познавательных,  эмоционально-личностных  возможностей детей с нарушением речевого развития;

-  осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных способов социального взаимодействия [1:51].

В каждой группе несколько раз в неделю воспитатели проводят гимнастику для

языка,  повторяют  чистоговорки.  В   2015-2016  учебном  году  в  средней  группе  был организован кружок «Хочу говорить!», целью которого являлось не только коррекционная работа  с  плохо  говорящими  детьми,  но  и  развитие  их  коммуникативных  способностей, умения сотрудничать, работая в группе.

Воспитателю, в группе у которого есть ребенок с тяжелым нарушением речи нужно понимать, что ему трудно реализовать себя и почувствовать значимым в какой-то сфере деятельности.  Эти  знания  учитываются  при  организации  сюжетно-ролевых  игр, театрализованной  деятельности.  Такие  виды  деятельности  являются  прекрасным средством развития коммуникативных способностей детей с нарушением речи [4:169]. Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру  и  чувствовали  себя  уверенно.  В  свободное  время   таким  детям  предлагается индивидуальная работа  –  проговаривание слов с автоматизируемым звуком, составление рассказов, игры для развития мелкой моторики.

Совместная работа воспитателей и логопеда дает положительные результаты. Постоянное  внимание  к  формированию  речи  детей  в  повседневной  жизни  делает  их высказывания  более  правильными,  грамотными,  развернутыми.  У  детей  повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и  познания  окружающей  действительности.  В  ходе  такого  педагогического сопровождения  дошкольников  с  тяжелыми  нарушениями  речи  в  образовательную  среду происходит  активизация  и  развитие  речевых,  познавательных,  эмоционально-волевых  и личностных  качеств,  что  способствует  формированию  их  социальной  активности  в обществе.

Литература

1.  Тропинина,  С.О.  Социализация  ребенка  дошкольного  возраста  с  тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ/ С.О. Тропинина // Дошкольная  педагогика.  –  2012.  -№8. – С. 50 – 52.

2.  Космалева,   Л.Л.  Личностно-ориентированные  формы  взаимодействия  логопеда  с родителями  и  детьми,  имеющие  нарушения  речи  /  Л.Л.  Космалева  //  Дошкольная педагогика. – 2012. -  № 3. – С. 49-53

3.  Монгуш,  О.  О.  Психолого-педагогическое  сопровождение  детей  дошкольного возраста  /  О.О.  Монгуш  //  Педагогическое  мастерство:  материалы  VI  междунар.  науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62.

4.  Цветкова,  И.В.  Социализация  и  адаптация  детей  с  тяжелыми  нарушениями  речи  в условиях  интегрированной  группы  детского  сада  /  И.В.  Цветкова  //  Теория  и  практика общественного развития. -  2011. -  №1. -  С. 168- 170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Буклет "Создание условий для успешной социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ компенсирующего вида"

Использование учителем-логопедом интерактивных форм взаимодействия с воспитанниками и их семьями через информатизацию образовательного процесса.Создание предметно-пространственной развивающей среды гр...

Буклет "Создание условий для успешной социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ компенсирующего вида"

Использование учителем-логопедом интерактивных форм взаимодействия с воспитанниками и их семьями через информатизацию образовательного процесса....

Помощь родителям в социализации детей с тяжелыми нарушениями речи

В семье, образно говоря закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. В. А. Сухомлинский   В настоящее время в России прослеживаетс...

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"...

Статья "Педагогическое сопровождение социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Статья в сборнике  "Социализация личности в условиях образовательного процесса"....

Опыт работы по созданию семейно-ориентированной модели «Круг добра» для эффективного комплексного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особыми образовательными потребностями

В статье отражен опыт реализации инклюзивной практики для воспитанников дошкольной образовательной организации в семейно-ориентированном подходе с применением психолого-педагогического сопровождения и...