Формирование пространственно - временной ориентации у дошкольников на лошопедических занятиях
презентация по логопедии на тему

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей.

        Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких прстранственных признаках предметов как форма, их протяженность  (высокий-низкий, длинный-короткий),  понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине). 

  Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь имеется  в виду смена времени суток, времен года, смена поколений. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Формирование пространственных и временных представлений – одни  из разделов программы по формированию элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста.   Работа по формированию пространственно - временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми, но, учитывая недостаточность речевого развития, значительно больше уделяется внимания усвоению пространственно – временной  терминологии и  ее использованию в экспрессивной речи.        Неполноценное речевое развитие дошкольников оказывает влияние на понимание и активное употребление ими словесных обозначений пространственных и временных отношений.

     Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма.

     Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры  и упражнения.                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prostranstvenno-vremennoy_orientatsii.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие зрительно-пространственного восприятия. Развитие пространственных и временных представлений на логопедических занятиях . Подготовила учитель – логопед Соседкина С.О. 2016г.

Слайд 2

Пространственные представления – это представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов

Слайд 3

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными.

Слайд 4

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, ориентируясь в пространстве, дети должны освоить: собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе); ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета; ориентироваться по основным пространственным направлениям, использовать это как систему отсчета; ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости; пользоваться пространственным словарем

Слайд 5

Работа по формированию пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела . Эта работа включает в себя следующие направления: - практическое овладение схемой собственного тела (верхних и нижних частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела), асимметрии конечностей; - практическое овладение схемой тела другого субъекта; - использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий.

Слайд 6

Игра «Найди пару»

Слайд 7

Работа по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов: - определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева); - определение пространственного положения своего тела относительно других предметов (перед … , за … , слева от ….. ); - определение пространственного положения предметов относительно друг друга; - использование в активной речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.

Слайд 8

Использование ИКТ в работе по формированию пространственных представлений

Слайд 9

Работа по формированию умения ориентироваться в различных направлениях пространства проводится по следующим направлениям : - освоение и дифференциация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела; - освоение пространственных направлений относительно тела другого субъекта; - освоение основных пространственных направлений в процессе активного передвижения; - вербализация различных направлений окружающего пространства.

Слайд 10

Игра «Кто быстрей дойдет до дома?»

Слайд 12

Игра «Кто быстрей прибежит?»

Слайд 13

Формирования зрительно-предметного гнозиса и зрительно – моторной организации : Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (ребенок учится различать контурные изображения предметов , перечеркнутые контурные изображения предметов и наложенные друг на друга, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров) Формирование зрительного слежения (формируется зрительное слежение в различных направлениях – сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по кругу против часовой стрелки) Формирование зрительно – моторной координации (навык зрительного слежения подкрепляется движениями руки в направлениях сверху вниз , слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего формируется зрительно – моторная координация) Развитие зрительно-моторной координации (на этом этапе навыки, сформированные у ребенка при выполнении заданий предыдущих этапов, закрепляются и автоматизируются)

Слайд 14

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров

Слайд 15

Формирование зрительного слежения

Слайд 16

Формирование зрительно-моторной координации

Слайд 17

Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

Слайд 18

Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

Слайд 19

Закрепление зрительно – пространственного образа букв:

Слайд 20

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Каждое временное понятие является обобщением. Сутки включают представления о содержательных отрезках времени, характеризующих утро, день, вечер, ночь. Сутки составляют часть понятия неделя . Неделя имеет временное отношение к меньшему показателю времени – суткам и к большему – месяцу . Понимание этой закономерности детьми вызывает некоторые затруднения. Детям трудно представить и понять определение того или иного обобщающего понятия, выраженного одним словом: зима, весна, лето, осень , а тем более такого понятия , как « круглый год ».

Слайд 21

У старших дошкольников формируются и уточняются понятия о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.)

Слайд 22

Дидактический материал, используемый на занятиях

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных ...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР (2017)

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР...

Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника. Пространствен...

«Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

Отчет по самообразованию "Формирвание пространственно-временных представлений у дошкольнков с ЗПР"...

Отчет по самообразованию «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

Дошкольники с ЗПР  имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Им сложно воспринимать ...

Дидактические игры в формировании пространственно-временных представлений дошкольников

В материале представлены дидактические игры для педагогов, по формированию у детей пространственно-временных представлений....