Развитие фонематического слуха в процессе игры
консультация по логопедии на тему

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, не доступно.

Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственные за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitije_fonematicheskogo_sluha.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия

 у дошкольников

Развитие фонематического слуха в процессе игры.

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, не доступно.

Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственные за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух- восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки - по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от  элементарных функций, лежащих в основе слова и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения.

Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, и не забывать, что занятия должны стать интересными для ребенка.

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации педагогов и детей.

«Шумящие коробочки».

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее.  Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащие  аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывать меняться ролями и обязательно ошибайтесь.

«Чудо-звуки».

Прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудить, какие звуки похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию.

Эти же звуки слушать на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей, А еще не забывать про запахи - это тоже опоры для детей в познании и обучении.

«Слушай, пробуй, как звучит».

Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать, что и как звучало.

«Угадай, что звучало».

Проанализировать с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.

«Что как звучит»

Сделать с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы вокруг зазвучат. Прислушаться к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? Что звучит похоже? Где вы слышали похожие звуки?»

«Где позвонили».

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный - «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.

«Выбери предмет».

Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок отгадывает, что вы делали, что звучало, и показывает нужный предмет.

«Создаем мелодию».

Вступайте с ребенком в диалог на инструментах - чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию с помощью хлопков. Внимательно слушайте друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».

«Отработка ритмических рисунков».

Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.

«Громко — тихо».

Попросить детей произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумать или вспомнить каких-то сказочных героев, договориться, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

«Камертон».

Предложить ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог - один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

«Узнай свой голос».

Записать на магнитофон голоса детей и свой голос. Прослушать запись вместе. Каждый ребенок пусть узнает свой голос, назовет голоса других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Развитие фонематического слуха у детей в процессе игры".

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.      Если у ребе...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»

Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация «Развитие фонематического слуха с помощью игры»

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка. Фонематический слух является частью физического слуха. Без него нельзя научи...

Развитие фонематического слуха через речевые игры.

Практически у всех детей в той или иной степени есть проблемы с нарушением фонематического слуха. Работа по его развитию в детском саду ведется с раннего возраста в игровой форме....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....