Артикуляционная гимнастика в детском саду.
консультация по логопедии по теме
Материал предназначен для воспитателей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc | 53 КБ |
seminar_artikulyatsionnaya_gimnastika_v_detskom_sadu.ppt | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 муниципального образования
Каневской район
Семинар – практикум для воспитателей:
Тема: «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
Учитель-логопед:
Наталья Петровна
Бердоносова
ст.Каневская
2016г.
Артикуляционная гимнастика в детском саду.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы)
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимых для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие моменты:
— Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;
— движения должны быть точными;
— плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
— темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.
— переключение к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
— дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.
— Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии
— проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям
— не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.
— артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
К статическим относятся:
— «улыбка»,
— «трубочка»,
— «окошко»,
— «лопатка»,
— «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)
Динамические упражнения:
— «улыбка-трубочка»,
— «качели»,
— «маятник»,
-«лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)
Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.
Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях. Попросите ребёнка показать ( и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Можно в быстром темпе называть и показывать части тела и лица, пытаясь «перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать «запрещённую» часть тела или лица.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую или левую руки.
Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения. Например:
— правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза
— левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой – за левое
— левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку и т.д.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы:
- Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции. ( «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т.д.)
- Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков ( «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)
- Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р] и [Л] ( «Лошадка», «Ма ляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т.д.)
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)
Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:
— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.
— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.
Выполняются:
— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов)
— упражнения для развития подвижности нижней челюсти
— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»)
— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»)
В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать языке широким и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения : «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».
В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:
И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О
М-Л, Н-Л
Б-Д, Ф-Х, Б-В, К-Х
Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются. Приведу пример некоторых считалок и сказок.
Считалка: раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Сказка «Язычок и Змейка»
Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их профилактики.
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. ( Щелкать языком.)
Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.
Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. Рассмотрим картинки-образы, представленные в презентации.
По картинкам-образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки.
Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый ребенок всем на диво – должен говорить красиво, и тогда язык родной должен понимать его любой.
Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов принимающих в речи
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произношения звуков родного языка
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? - Познакомить ребенка с основными положениями губ и языка с помощью игровых упражнений; Упражнения должны быть понятны и доступны ребенку; Упражнения должны проводиться систематически; Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается; Эффективное выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку.
Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений Первые упражнения выполняются медленно перед зеркалом, т.к. ребенку необходим зрительный контроль; В дальнейшем занятия могут проходить и без зеркала; Полезно задавать наводящие вопросы, например: «Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится?» Упражнения необходимо выполнять точно и плавно; Занятия проводятся два раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 мин. В зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
Статистические Динамические «Улыбка» «Улыбочка – трубочка» «Трубочка» «Качели» «Окошко» «Маятник» «Лопатка» «Лопатка - иголка» «Иголочка»
Схема артикуляционного аппарата
Игра «Весёлые фигуры» Правую руку вытянуть вперёд, а левой рукой закрыть глаз Левой рукой взяться за правое ухо, правой рукой – за левое Левую руку положить на затылок, правую на живот, а правую ногу пятку
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата «Улыбка», Трубочка», «Заборчик, «Рыбка», «Часики», «Качели» «Лопаточка», Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык» «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку»
Сказка «Язычок и змейка» Жил – был язычок. (Высунуть язык) Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Лошадка) Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Змейка) -Давай играть вместе, -предложила змейка язычку. И решили они покататься на качелях. (Качели) А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки (Лопата) и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторить несколько раз). Поиграли в футбол. (Футбол) Посмотрели на часы. (Часики) Нарвали корзину грибов. (Грибок) И поскакали домой. (Лошадка)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...
Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координиро...
Семинар-практикум: "Артикуляционная гимнастика в детском саду"
Семинар-практикум для педагогов: "Артикуляционная гимнастика в детском саду".1. Введение. Актуальность вопроса.2. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.3. Практическая часть:упражнения ...
Семинар - практикум для воспитателей " Артикуляционная гимнастика для детского сада"
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...
""Артикуляционная гимнастика в детском саду"
Материал для ДОУ...
Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...