Роль развития фонематического слуха
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данное пособие раскрывает роль фонематического слуха при развитии навыков чтения и письма и дает практические советы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль развития фонематического слуха
при формировании навыков
чтения и письма
Подготовила учитель-логопед
Намекунг Фометио М.А.
Санкт Петербург, 2016
Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи. В большинстве случаев это дети, у которых наблюдались сложности (отклонения) в процессе самого речевого развития. Например, поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий, смазанный характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций и т.д. Такие дети при обучении их чтению составляют группу риска, поскольку очень часто проблемы речевого характера продолжают сохраняться в виде негрубых недостатков и к школьному возрасту. Это могут быть: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности в составлении описаний или пересказов и т.д. Поэтому детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по ее развитию. Будут полезны такие занятия и ребенку без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует как более быстрой автоматизации самого навыка чтения, так и лучшему осознанию того, что читает ребенок. Такая взаимосвязь речевого развития и чтения обуславливается в первую очередь участием механизмов речи в механизме процесса чтения и наоборот.
Механизм речи включает в себя 2 основных звена:
- образование слов из звуков;
- составление сообщений из слов
Чтение же, как вид письменной речи состоит:
- из процесса перевода (декодирования) буквенной модели слова в устно-языковую форму
- процесса понимания письменных сообщений.
Таким образом, для того, чтобы ребенок успешно мог читать (т.е. переводить буквенную модель слова в звуковую), он должен владеть знанием фонетико-фонематического строя речи, где каждому звуку (или звукам) соответствует определенная буква, уметь правильно образовывать слова из этих звуков, знать и понимать значения образуемых слов, связывать их в сообщения и устанавливать общий смысл получаемого сообщения. Чем лучше у ребенка сформированы эти стороны речевого развития, тем лучше он оказывается подготовленным к освоению письменной речи: чтения и письма.
Недостатки в развитии той или иной сторон речи влекут за собой специфические трудности в становлении навыка чтения. Так, нарушения в звукопроизношении (трудности в произнесении свистящих звуков 3-С или шипящих Ж-Ш-Щ и т.д.) формируют нечеткое представление о звуке, искаженное его восприятие. В этом случае восприятие и усвоение соответствующих букв затрудняется. Затрудняется и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав его от других. Слить звуки в слоги — это, прежде всего, произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенного слитного образа слога или слова происходит с трудом. Обычно подобные затруднения встречаются на первом, послоговом, этапе овладения навыком чтения. Поэтому если ваш ребенок находится на этом этапе, то мы советуем вам начать работу по развитию речи с упражнений для развития фонематического слуха. Это поможет ребенку овладеть звуковым анализом слова, автоматизировать навык соотнесения буквы с нужным звуком и их слияния в слоги, а затем в слова.
Звуковой анализ слов, характеристика звуков
гласные | согласные | |
При произношении гласных звуков во рту не возникает преграды для воздуха | При произношении согласных во рту возникает преграда для воздуха. Это могут быть губы, зубы или язык. | |
твердые | мягкие | |
а, о, у, э, ы, и | Перед: - согласными – сто - гласными у, о, э, ы, а – мама - твердым знаком - съезд | Перед: - мягким знаком – конь - гласным и – кит - йотированными гласными е, ё, ю, я – меч, мяч, мёд |
Всегда твердые: ш, ж, ц | Всегда мягкие: ч, щ, й | |
Обозначаются красным цветом | синим | зеленым |
Йотированы гласные буквы е, ё, ю, я (это сложные буквы, состоящие из двух звуков). В звуковом анализе рассматриваются как прямые слоги (слоги слияния) | звонкие | глухие |
чтобы определить звонкость согласного надо положить руку на горло или темя, если при произнесении звука ощущается вибрация значит звук звонкий. Дети называют вибрацию колокольчиком или моторчиком | ||
б, д, г, н, з, в, р, л, ж, м | ц, к, ш, щ, х, ф, п, ч, с, т |
Обозначение отдельных звуков и слогов на схемах
При составлении схемы слова гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.
а | м | мь | ма | ми | ам | амь | ||||||||
Гласный звук | Согласный твердый звук | Согласный мягкий звук | Слог – слияние согласный твердый + гласный | Слог – слияние согласный мягкий + гласный | Обратный слог гласный + твердый согласный | Обратный слог гласный + мягкий согласный |
План анализа слов
- произнести слово, сосчитать количество звуков (мак – 3 звука), отметить
- определить количество «купе» в вагоне ма – к (слог слияние + отдельный звук). Объясняем детям, что согласный так дружит с гласным, что они ездят в одном купе, причем гласные всегда наверху, т.к. у них хорошее настроение и они прыгают от радости.
- дать характеристику каждого звука и раскрасить схему
- ⌘ поставить ударение
- ⌘ разделить на слоги
- ⌘ написать слово
мама | кино | мак | кукла | аист | астра |
123456789 | 123456789 | 123456789 | 123456789 | 123456789 | ||||
кино | сказка | молоко | стакан | воин |
Упражнения для развития фонематического слуха
- Упражнение на определение наличия того или иного звука в слове.
- Упражнение на нахождение места того или иного звука в слове (конец, начало, середина).
- С опорой на числовой ряд (1,2,3,4,... 10) упражнение в определении места звука в слове по - порядку.
- Упражнение в подборе рифмы к слову (ёлка - полка, лук - жук, мак - рак, конфета - газета и т.д.).
- Составление «звуковых цепочек» (трактор — рыба — аист – телевизор...)
- Составление слов из букв разрезной азбуки.
- Составление слов из слогов.
- Добавление недостающего слога (коле..., поло..., пар..., солда...).
- Добавление недостающего согласного звука (самолё.., шала..).
- Упражнение на определение первого и последнего звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности.
- Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слоге.
- Упражнение в выделении ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче).
- Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.
- Исправление ошибок (Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"
Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп. Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Родительское собрание на тему: "Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха, слоговой структуры слова и зрительного восприятия у детей с ОНР"
Родительское собрание в форме игрового практикума...
Родительское собрание на тему: "Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха, слоговой структуры слова и зрительного восприятия у детей с ОНР"
Родительское собрание в форме игрового практикума...
Консультация для родителей по теме "Роль развития фонематического слуха в дошкольном возрасте"
Роль развития фонематического слухав дошкольном взрасте Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Ребёнок с хорошо развитой...