Конспект НОД по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний" в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Программное содержание:

  • Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
  • Упражнять в звуковом анализе слов;
  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
  • Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
  • Закрепить понятие, что такое предложение;
  • Составлять предложения с помощью схемы;
  • Развивать фонематический слух и внимание;
  • Воспитывать любовь к родному языку.

 

Материалы к занятию:

  • «Волшебный мешочек» с буквами.
  • Плакат со схемами предложений и нарисованным гномом.
  • Посылка.
  • Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук.
  • Медальки в форме букв.
  • Сундучок.
  • Карточки: синие, красные, зеленые.
  • «Волшебный карандаш».

 

Раздаточный материал:

  • Счетные палочки (по 11 шт.)
  • Прямоугольники фиолетового цвета (по 4 шт.)

 

Ход занятия: 

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и письмо. Послушайте, я прочитаю письмо:

«Здравствуйте, мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам.)

Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)

-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ. А-О-У-Ю-Ё-Е-Ы-И-Э (выполняется упражнение).

Воспитатель: А теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрывайте глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну знаний. А это, кажется и первое задание:

 Я, Королева Знаний посылку прислала,

А в ней подарки вам,

Но вы не ждите подсказки:

Названия подарков на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

(воспитатель достает из посылки игрушки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные подарки!  Сколько слогов в слове «Кукла»? (2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

  • Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
  • Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
  • Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Воспитатель: Правильно, игрушки. А вот и второе задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

У Королевы Знаний

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть.

Он карточку со схемами в подарок вам принес

Вы, проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словами игрушки! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).

  1. _______      ______.
  2. _______      ______   ______.
  3. _______      ______   ______  ______.

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).  А что означает первый знак в предложении? (это - начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). 

(Дети составляют предложения по схемам со словом игрушки).

Воспитатель: А сейчас вы должны выполнить это задание наоборот. Я говорю своё предложение, а вы из прямоугольников составляете схему каждого предложения. (три ребёнка по очереди составляют схемой предложения у доски).

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнём и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

Физкультминутка

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я бросаю мяч каждому из вас и называю звук, а вы называете любое слово, которое начинается на этот звук.

Воспитатель: Мы отдохнули и теперь можем дальше продолжать путешествие.  Вот еще одно задание от Королевы знаний (воспитатель достает сверток, в котором написано следующие задание).

Воспитатель: Ребята, вы должны отгадать мои загадки. И с помощью палочек выложить только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски).

 

Ходит по двору будильник,

Разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом крылья,

И садиться на забор. (Петух)

 

Он живет на крыше дома – 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

 

 

 

На коротких красных лапках

вперевалочку идёт.

Любит в озере поплавать

и покрякать у ворот. (Утка)

Нам часто слышится в леску
Между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!
Какая пёстренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко?  (Кукушка)

 

 Давайте прочитаем, какое слово получилось: ПАУК.

Воспитатель: Правильно, это слово паук! (воспитатель достает из посылки игрушку-паука). Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4).

Воспитатель: Сколько согласных в этом слове? (2). Какие согласные звуки? (п, к). А сколько гласных? (тоже 2). Какие гласные звуки? (а, у).

Разбор слова:

П – согласный, твёрдый, синяя фишка

А - гласный, безударный, красная фишка

У – гласный, ударный, красная фишка

К – согласный, твёрдый, синяя фишка

 

Воспитатель: О ком были загадки? Правильно, о птицах. О каких птицах загадки? (о диких и домашних). Назовите домашних и диких птиц. А какая из этих птиц относится и к домашним и к диким птицам? (утка).

Воспитатель: Отправляемся играть. Я вам раздам разные буквы, а вы должны собраться в команды. А потом расскажите почему вы собрались именно с этими буквами в свою команду. (Каждому ребёнку раздать карточку с буквой гласной или согласной).

Воспитатель: Ребята, Королева знаний просит вас выполнить последнее задание. Вы должны составить по этой таблице из слогов слова. (Вывешивается слоговая таблица).

АЗ          У           ЧИ                АЗБУКА  БУКВЫ

БУ        ПЯ         ТЕЛЬ            ПЯТЁРКА

КА        ТЁР        ЧЕ                 УЧИТЕЛЬ

БУК      НИК      ВЫ                 УЧЕНИК

Воспитатель: Все, отгаданные вами слова связаны между собой. Когда мы их слышим или произносим, то сразу думаем о чём? (о школе)

Воспитатель: Королева Знаний прислала вам игры. Поиграем?

Игра называется «Найди лишнее слово».

Абрикос – дневник – астра – автобус

Слон – стол – сумка – карандаш

Конь – кошка – портфель – кукла

Облако – тетрадь – ослик – обувь

Ворона – ведро – учебник – вишня

Как мы можем объединить все эти слова? (школьные принадлежности).

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Потерялась буква».

Д Р У     Б А        У К      Д О     Д Ь          А Р А      Д О Р О     К А

Воспитатель: Игра «Услышь звук» (Ж). Вы должны будите хлопнуть в ладоши, если услышите в слове в начале, в середине, в конце звук Ж.

Дружок, зонт, дети, жёлудь, мороз, шапка, жаба, уж, весна, солнце, жасмин, мороженное, шуба, желание.

Воспитатель: Игра «Скажи наоборот» (показ картинок, дети подбирают антонимы).

Воспитатель: Ой, ребята, а в посылке ещё что-то лежит. Это прощальное письмо от Королевы знаний. «Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу.  Я прощаюсь с вами и буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»

(дети находят сундучок, а в нем находятся «Весёлые буквы» (первая буква имени каждого ребёнка).

Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)

 

Итог занятия.

 

Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения детей подготовительной группы.

Занятие посвящено тому, что бы ознакомить детей с правилами дорожного движения, правилами поведения на улице и в транспорте, с дорожными  знаками, с видами транспорта....

Конспект НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Бар матур бакча». УМК

Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.Возрастная группа: Подготовительная группа.Методика дошкольного образования: «Обучен...

"Мәктәп юллары". Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе.

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе в рамках реализации УМК....

Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар. Конспект НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Мы идем в школу».

Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.Возрастная группа: Подготовительная группа.Методика дошкольного образовани...

Конспект занятия по обучению сюжетно-ролевой игре в подготовительной группе «На приеме у врача в поликлинике»

Данный конспект занятия по обучению сюжетно - ролевой игре подходит для детей с ЗПР и УО, 2,3 года обучения старшей/ подготовительной группы....

Конспект занятия по обучению грамоте "По следам Буквоежки", подготовительная группа

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста, решающее следующие задачи:Коррекционно – образовательные:·     уточнить произношение звука [а];·...