Пальчики играют- речь развивают.
картотека по логопедии на тему

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для работы воспитателям, логопедам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад

комбинированного вида «имени Н.К. Крупской».

Картотека пальчиковых игр

по лексическим темам

для детей старшего дошкольного возраста

 Разработала:   учитель – логопед

1 квалификационной категории

Захарова  Елена Анатольевна

2015 г.

«Пять пальцев».

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей:

Первый палец  - боковой – называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называют его – указательный.

Третий твой палец как раз посредине,

Поэтому  - средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут – безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,  братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовется – мизинец.

(Поочерёдно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом.)

«Зимушка – зима».

Раз, два, три, четыре                                                 (загибаем пальцы поочереди)                                                        Мы с тобой снежок слепили                             (соединяем ладони)                                                     Круглый, твердый, очень гладкий                          (круг из пальцев, кулаки, гладим кулак ладонью)                            И совсем, совсем не сладкий.                             (грозим указательным пальцем)                                              Раз – подбросим, два – поймаем,                           Три уроним и … сломаем.                                   (действия по тексту)  

 

«Дикие животные».

Дикие животные водятся в лесу,        (последовательно соединять пальцы правой руки с большим)  Здесь увидеть можно волка и лису,                  (пальцы на левой руке с большим)                                    Зайца и медведя, белку, кабана.                          (пальцы на обеих руках с большими пальцами)           Прячет всех надежно                                      (сжимаем и разжимаем кулаки)                                   Лесная тишина.                                                   (пальцы растопырить на уровне лица).

«Бойцы».

Пальцы эти – все бойцы                   (раскрыть ладони)       Удалые молодцы.                                   (сжимать кулаки)       Два – больших и крепких малых     (разжимать         И солдат в боях удалых,                      пальцы на обеих   Два – гвардейца – храбреца.         руках одновременно,   Два – сметливых молодца,             начиная с большого)  Два – героя безымянных,                                         Но в работе очень рьяных.                                     Два – мизинца – коротышки.                             Очень славные мальчишки.

«Наша армия».

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

«Цыплята».

Пять цыпляток,          (большой и указательный пальцы – клювик, остальные прижаты к ладони)                          Пять комочков                     (все пальцы сжаты в кулак)        Во дворе стоят у бочки      (пальцами изобразить бочку) Захотелось им напиться     (пальцы – клювики)           Из щелей течет водица (перебирать пальцами сверху вниз) Вот из лужи пьют цыплятки  (пальцы – клювики)       И у всех озябли лапки          (пальцы дрожат)           Вот поджали коготочки,     (пальцы скрючены к ладони)  Побежали греться к квочке.(пальцы «бегут» по столу)

«Домашние птицы».

Есть у курицы – цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У  индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

(поочередно соединяем большой палец с остальными)

У каждой мамы малыши

(сжимать и разжимать кулачки)

Все красивы, хороши!

(большие пальцы выпрямить, остальные в кулак)

«Маме дружно помогаем».

 «Маме дружно помогаем,

Сами в тазике стираем

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

Светит солнышко – ромашка,

Скоро высохнут рубашки»

«Зимние забавы».

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят  в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

«Много у людей работы».

Кто-то учит,                             (пальчик вверх)

Кто-то варит,                                (кастрюля)

Кто-то нам бельё стирает.        (трём кулачки)

Кто-то лечит,                                (гладим руку)

Кто метёт,                                (смахиваем кистями)

Кто-то сказочку прочтет.        (книга)

Не кончаются заботы                (вращение кистями)

Много у людей работы.

        

«Профессии».

Много есть профессий знатных,

(соединяем пальцы правой руки с большим пальцем)

И полезных, и приятных.

(соединяем пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(соединяем пальцы обеих рук с большими пальцами)

Сразу всех не называю,

(сжимать и разжимать пальцы)

Вам продолжить предлагаю

(вытянуть руки вперед, ладонями вверх).

«Зимние забавы».

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать по одному пальчики)
Мы во двор пошли гулять.
(идут по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

«Посуда».

Дети делают движения, соответствующие тексту.

Раз, два, три, четыре — 

Мы посуду перемыли. 

Чашку, чайник, ковшик, ложку

 И большую поварешку. 

Мы посуду перемыли, 

Только чашку мы разбили, 

Ковшик тоже развалился, 

Нос у чайника отбился, 

Ложку мы чуть-чуть сломали. 

Так мы маме помогали!

 «Части тела».

 Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

(Ритмично хлопают в ладоши).

Это локти - их коснемся.

(Обхватывают ладонями оба локтя).

Вправо, влево мы качнемся,

(Выполняют наклоны вправо и влево).

Это плечи — их коснемся.

(Кладут кисти рук на плечи,) 

Вправо, влево мы качнемся.

(Выполняют наклоны вправо и влево).

Если мы вперед качнемся, 

То коленей мы коснемся.

(Выполняют наклоны вперед, касаются коленей).

Один, два, три четыре, пять!

Можем всё мы показать!

(Ритмично хлопают в ладоши).

                        

«Хлеб».

Пекарь, пекарь, из муки

 Испеки нам колобки,

( круговые движения ладонями — скатывания колобка).

Да сушки — Ванюшке,

 Да баранки — Танюшке, 

Да бублики — Мишке,

 Да калачи — Маришке.

Поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами — упражнение «колечки».

«Хлеб».

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Всё мы испечем в печи.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

«Посуда».

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку. 

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение.)

«Посуда». На словообразование.

Девочка Иринка порядок наводила.

(Показывают большой палец.)

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

(Поочередно соединяют большой палец с остальными) 

«Мебель».

Мебель я начну считать: 

Кресло, стол, диван, кровать, 

Полка, тумбочка, буфет, 

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки).

Много мебели назвал — Десять пальчиков зажал!

(Поднимают зажатые кулачки вверх)

«Ягоды».

Ягоды — это крыжовник, 

Клюква, черника, брусника, 

Малина, клубника, шиповник, 

Смородина и земляника.

(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке).

Запомнил ягоды я наконец. 

Что это значит?

(Приподнимают плечи, удивляются).

Я - молодец!

(Большой палец вытягивают вперед.)

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять.

Соединяем пальцы обеих рук в «домик».

В лес идем мы погулять:

Пальчики шагают по столу

За черникой, за малиной,

За брусникой, за рябиной,

Землянику мы найдем

Загибаем пальцы по одному на каждую ягоду

И бабушке отнесем.

Ладошки складываем «лодочкой и угощаем».

«Осень»

Меж еловых мягких лап

Гладим пальцами кисть руки.

Дождик кап-кап-кап!

Стучат пальцами по столу.

Где сучок давно засох,

Касаются стола первым и пятым пальцем.

Серый мох, мох, мох.

Сжимают и разжимают кулаки.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

По очереди большие пальцы касаются остальных.

Кто нашел его, друзья?

Это я, я, я!

Сжать все пальцы в кулак, кроме мизинца, показать его.

«Грибы».

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу. 

(из двух ладоней чашку)

Удивляется мой друг: 

«Сколько здесь грибов вокруг»

( Показывают удивление, развод руки в стороны).

Подосиновик, масленок, 

Подберезовик, опенок, 

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть! 

Рыжики, волнушки 

Найду я на опушке.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки).

Возвращаюсь я домой, 

Вce грибы несу с собой.

(сложить ладони чашкой)

Мухомор не понесу. 

Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему)

.

«По грибы».

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

«Фруктовая ладошка».

Этот пальчик — апельсин, 

Он, конечно, не один. 

Этот пальчик — слива,

 Вкусная, красивая. 

Этот пальчик — абрикос, 

Высоко на ветке рос.

 Этот пальчик — груша, 

Просит: «Ну-ка, скушай!» 

Этот пальчик — ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

  

«Деревья».

Ветер по лесу летал,        

Ветер листики считал:

(дети делают кистями плавные движения) 

Вот дубовый,         

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

поочередно загибают пальцы на руке.

Ветер бросил на тропинку. 

Встряхивают кистями рук. 

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять, 
(Загибать пальцы по очереди, начиная с большого)
Будем листья собирать
Сжимать и разжимать кулаки
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,

Загибать пальчики, начиная с большого.
Маме осенний букет отнесем.

(раскрыть ладошки)

«Осень».

Солнышко греет уже еле-еле,

Перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцы обеих рук (на каждую примету).

Река покрывается льдом в ноябре –

Руки сжимают в замок.

Поздняя осень стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

«Овощи».

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

 Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок, 

Перец и морковку 

Уложила ловко, 

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина — молодец! 

Показывают большой палец.        

«Овощи».

Эй, ребята! Эге-гей!

Чистим овощи для щей!   

Дети хлопают в ладоши.

Режем мы капусту.          

 Ставят ладони параллельно друг другу

Поочередно поднимают и опускают ладони.

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку,         

Поглаживают пальцами тыльную сторону ладони

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку, 

(сжимают пальцы в кулаки и трут)

А потом, потом                

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубчик чеснока.

Стучат по ладони ребром другой ладони

Мы посолим супчик.        

Мелко перебирают пальцами руки, собранными в щепоть.

Попробуй-ка, голубчик! 

Протягивают обе ладони вперед. 

«В жарких странах…» (Н.Нищева)

-В жарких странах

 (Лёгкими, скользящими, движениями всех  пальцев проводить по столу).

 Носороги

 (Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы).

 Просто ходят по дороге.

(Руками производить передвижения вперед)

 Мокнут в речке бегемоты.

 (Перевернуть руки  ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы).

 Львы выходят на охоту.

 (Раскрывать пальцы веером).

 Крокодилы,

 (Раскрывать соединенные у запястий руки).

 Обезьяны,

 (Руки приставить к голове, показать «уши»).

 Зебры – жители саванны.

 (Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие» движения по столу вперед).

 И тропические птицы

 ( Большие пальцы обеих рук переплести между собой

  взмахивать ладонями, как крыльями).

 Есть чему тут подивиться.

 (Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз).

«Строим дом».

Туки – туки молотком строим, строим новый дом.

( Стучать кулачками). 
Окна расписные, 

Ставенки резные, 
Вот и печка, и труба,
Два крылечка, два столба.
 

(Соединять пальцы правой и левой руки поочередно, начиная с большого).
Тили – тили – тили – бом!
  (Хлопать в ладоши) 
Приходите в новый дом!
  (Показать  ладоши).

«Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг.

(ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)

Мы построим новый дом,

(ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно повыше,

(складывают большие пальцы «полочкой», остальные соединяют «крышей»)

Есть труба вверху на крыше.

(мизинец отставляют в сторону – труба)

Дом готов, зовем гостей:

(показать большие пальцы, остальные сжаты в кулак)

«Проходите поскорей!»

(приглашающий жест рукой)

«Семья».

Сложить пальчики одной руки в кулачок и разгибать с помощью другой руки поочередно, начиная с большого пальца.

(Хорошо сыграть в игру два раза, с правой и левой рукой)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

(сжимать и разжимать кулачок)

«Насекомые».

Дружно пальчики считаем — 

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Бабочка, кузнечик, муха, 

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем).

Прячьтесь!

(Прячут руки за спину).

«Перелетные птицы».

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

«Одежда»

Постираю чисто, с толком

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

(Встряхивают обе руки).

«Подводный мир».

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

«Комнатные растения».

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

 Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

«Транспорт».

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок.

«Транспорт».

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать:

(сжимать и разжимать пальчики)

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(загибают пальцы поочередно)

«Цветы».

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

«Цветы».

В поле выросли:

(ладошки соединить «бутоном»)

Ромашка, василёк, гвоздика, кашка,

Колокольчик, мак, вьюнок.

(поочередно загибаем пальцы)

Начинай плести венок.

(сплетаем пальцы рук)

«Домашние животные».

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших пальцев)

«Игрушки».

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого)

 «Зимующие птицы».

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем:

(сжимать и разжимать кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

(по очереди загибаем пальцы на одной руке, затем на другой)

Всем хватило зернышек!

(сжимать и разжимать кулачки)

«Круглый год».

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

 большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

«Чудеса Деда Мороза».

Наступает Новый год!

(хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты)

Висят на ёлке шарики,

(поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики.

(фонарики)

Вот сверкают льдинки,

(сжимать и разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки.

(легко и плавно двигать кистями)

В гости Дед Мороз идет,

(пальцы шагают по столу)

Всем подарки он несет.

(трем ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

(одна рука ладонь, другая – кулак.  Меняем)

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10!

(по очереди массажируем каждый палец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь развиваем

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

С пальчиками играем – речь развиваем

Рекомендации по проведению пальчиковых игр...

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...