методические разработки
методическая разработка по логопедии
Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста
с отклонениями в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_logopedicheskoy_pomoshchi_detyam_doshkolnogo_vozrasta.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста
с отклонениями в речевом развитии.
Першина Т.Н., учитель-логопед
МДОУ ЦРР "Новоорловский д/с "Алёнушка"
На сегодняшний день не вызывает сомнение тот факт, что дети с различными отклонениями в речевом развитии, посещающие массовые детские сады, не получают необходимой логопедической помощи ввиду различных проблем, что в дальнейшем негативно сказывается на обучении в школе. Поэтому организация логопедической помощи, нуждающимся детям, является наиболее актуальной и значимой.
Федеральный государственный стандарт направлен на оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования. Это в свою очередь ставит задачу поиска новых форм взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Работа с воспитателями – это сложная и важная часть работы учителя-логопеда. На мой взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества логопеда и воспитателя при использовании только традиционных методов и форм работы с детьми. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества. На определённом этапе жизненного пути ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, поступает в детский сад, где его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья, где его понимали и одобряли.
Поэтому педагогам необходимо объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду таким образом, что это будет способствовать его развитию и коррекции, умению общаться со сверстниками.
Однако не все педагоги дошкольных учреждений имеют специальные знания в сфере коррекции и образования детей, нередко испытывают трудности в применении и использовании логопедических методов и приемов для организации непосредственно-образовательной деятельности.
Большое внимание в нашем детском саду уделяем работе с педагогами по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста. Значимость такой работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода воспитателей к проблеме речевого развития ребёнка в ДОУ и активизировать сотрудничество с учителем-логопедом.
В 1920 – 1930-е годы М.Е. Хватцев, определяя характер коррекционно-речевой работы, акцентировал внимание педагогов на том, что основным ее методом следует считать не систематические занятия, а «показывание в процессе обычного общения с ребенком и соответствующих игр правильного произношения». Только в тех случаях, когда у детей «речь очень расстроена и они не могут идти в уровень со своим коллективом, их следует помещать в логопедические детские очаги или детские сады (заики, дети с тяжелыми формами косноязычия)».
При анализе данных состояния речи детей массовых детских садов Н.П. Кузнецова сделала вывод о том, что большинству детей, имеющих недостатки речевого развития той или иной формы и степени выраженности, логопедическая помощь могла быть оказана педагогами детских садов.
В связи с этим возникает необходимость интегрированной логопедической работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии.
Учитывая научно-методологические исследования и опыт работы с детьми, имеющими речевые трудности разной степени выраженности, мы определили основную направленность логопедической работы педагогов нашего ДОУ, и конкретизировали их деятельность на содержательно-технологическом уровне. Основная цель данного направления: создание воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости - их своевременному преодолению. Для ее достижения решается ряд взаимосвязанных задач:
- Диагностическая
- Профилактическая
- Коррекционная
Соотношение между диагностическим, профилактическим и коррекционно-речевым блоками и, соответственно, решаемыми педагогами в их рамках задачами находится в прямой зависимости от возраста детей.
В работе с детьми дошкольного возраста преобладающими мероприятиями нашего ДОУ – мероприятия подготовительной направленности: ежедневные логопедические пятиминутки, в состав которых включаются: артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; игры и упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха; упражнения на постановку, автоматизацию и дифференциацию трех основных групп звуков.
С этой целью учителем-логопедом совместно с воспитателями разработаны специальные папки взаимосвязи, где имеется необходимый, соответственно с возрастом детей, материал для пятиминуток, а также план проведения и рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям возрастных групп. Предлагаемый речевой материал прост в использовании и доступен не только педагогам, но и родителям, так как апробирован в практической деятельности и помогает достичь стабильного улучшения произносительной стороны речи, фонетического слуха, развития дыхательной системы и пальчиковой моторики.
Таким образом, если педагог активно влияет на динамику и качество речевого развития своих воспитанников с самого раннего возраста, оказывается возможным значительно сократить количество детей, по отношению к которым позже могут быть поставлены коррекционные задачи. Это свидетельствует о хорошем прогностическом потенциале средств подготовительной направленности и целесообразности внедрения такой системы работы в педагогическую практику. Активное включение педагогов и родителей в образовательный процесс значительно повышает качественный уровень психофизиологического и речевого развития ребенка, способствует его социальной активности, формирует оптимистические установки по отношению его дальнейшего обучения в школе.
Литература
1. Аркин А.Е. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2002.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.,1990.
4. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада //Дефектология. № 1. 1978.
5. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М., 2001.
6. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2004.
7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.
8. Хватцев М.Е. Об организации логопедической помощи для школьников. М., 1936.
9. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....