ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
статья по логопедии на тему

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

           

№ 1

«СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ».

ЦЕЛЬ: закрепить у детей знания о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго, в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

ХОД: педагог говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получается только один шаг. Произносит слово «шар», шагает, дети шагают тоже, и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваем сделать», - говорит педагог и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.

Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Дети называют      слова, логопед помогает им. Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на длительность звучания слова.

 № 2

«КТО БЫСТРЕЕ».

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Закрепить знания о том, что в разных словах разное количество звуков.

ХОД: дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, а в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему.

Начинается игра но сигналу педагога. Если кто-то называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол -очко теряется. Педагог и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем все повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.

Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием с  наименьшим количеством ошибок.

  № 3

«ПРО ДВУХ ЗАЙЧАТ».

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. Продолжать учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

ХОД: педагог предлагает детям послушать рассказ про двух зайчат и просит помочь ему в поисках нужных слов.

«Однажды утром зайчата Лут и Лута отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Лут

взял с собой то, что в названии имеет звук /Р/ (ведро), а Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук /У/ (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят -  из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, мало звуков, и среди них есть звук /У/. Кто же это? (уж). Поздоровались с ним, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук /С/ (сом). Затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее также слышится звук /С/ Кто отгадал? (Сазан).

Дома зайка-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось со звука У/ (уха), на второе получили капусту, а на третье - любимое заячье лакомство, в названии которого есть звук /М/ (морковь).

А потом малыши взяли игрушки: Лут круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута - игрушку, в названии которой есть звук /К/. Что же это за игрушка? (кукла). Верно. Кукла. А имя своей кукле она подобрала со звуком /О/ ( Оля, Тома, Маша... .) . Вот и вся история».

 №4

 «ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ»

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова. Учить детей самостоятельно определять, какой sew является последним. Подбирать слова на данный звук.

ХОД: логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять отдельные звуки в словах.

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». (Ласточка, лавка).

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач...).

Подбери слово, чтобы первый звук был «К», а последний - «Ш». (Карандаш, камыш...).

Какое получится слово, если к «но»  прибавить один звук? (Нож, нос...).

Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был  «У», а последний – «К». (Шустрик, Кузнечик...).

 №5

«ЧЕЙ РАССКАЗ ЛУЧШЕ?».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы из двух-трех предложений, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

ХОД: логопед предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. (Можно каждому ребенку предложить составить рассказ, все слова в котором начинаются на первый звук в имени ребенка).

  № 6

 «В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ, В КОНЦЕ».

ЦЕЛЬ: закрепить умения детей определять местонахождение звука в слове ( в начале, в середине, в конце), учить пользоваться схемами слов.

ХОД: логопед показывает детям картинку, под изображением которой находятся три кармана, расположенных горизонтально. Объясняет, что первый карман - это начало слова, второй - середина, третий ­конец. Демонстрирует кружочки, которыми будут обозначаться звуки. Предлагает задания:

§  положи кружочек в тот карман, где находится звук /Р/. (картинка с изображением розы).

Картинки:    /Р/: роза, марка, комар.

/Б/: забор, бочка, клумба.

/К/: мак, крот, самокат.

/Ш/: шарф, камыш, брошка.

/Ч/: чашка, бочка, грач.

 №7

«УВЕЛИЧЬ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в делении слов на слоги. Учить изменять слова с помощью добавления слогов.

ХОД: логопед рисует схему из двух квадратов. Это схема для слова «роза». Задание: превратить это слово в слово из трех слогов (розочка). Ребенок должен произнести слово по слогам и дорисовать третий квадрат, четко выделяя этот слог, который добавился.

Слова: лиса, песок, трава, цветок, дождь, лес, снег, вода, сад, банан и т.д.

 Игру можно использовать в другом варианте.

Задание: превратить слово в слово из двух слогов, из одного (т.е. уменьшить слово). Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно составляли схемы, подбирали соответствующие слова.

 №8

  «КАКОЕ СЛОВО ПОДОЙДЕТ?».

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, уметь соотносить определенные слова с нужными схемами.

ХОД: педагог предлагает детям несколько схем (состоящих из одного, двух или трех квадратов). Сообщает, что каждый квадрат обозначает одну часть слова. Выставляет на доске определенную схему, например, из двух квадратов   и предлагает детям три слова: волк, корова, лиса.

Задание: «Какое слово подойдет к заданной схеме? Кто определит, поднимите   карточку (карточка в виде звездочки)».

Логопед предлагает детям разные слова. Для того, чтобы усложнить задание, ввести детей в раздумье, педагог может предлагать такие слова, которые не подходят к данной схеме, побуждая тем самым детей к размышлению и анализу.

 

 

 

№ 9

«РАЗНЕСТИ ОВОЩИ ПО ПРИЛАВКАМ».

ЦЕЛЬ: закреплять умения детей делить слова на слоги, оперировать понятиями «слог», «часть слова».

ХОД: сегодня мы будем с вами играть в магазин. Магазин наш будет называться «Фрукты - овощи». Но для начала нам продукты нужно разложить по прилавкам. Посмотрите, прилавки в нашем магазине разные, состоящие из одного, двух и трех квадратов. Поэтому продукты надо раскладывать соответственно.

Какой овощ можно положить на прилавок с одной ячейкой? (лук). Куда мы поместим капусту, огурец, помидор?

Как вы считаете, что будет продаваться на прилавке из двух ячеек? (редис, репа, свекла, морковь).

Педагог может развернуть эту игру в сюжетно-ролевую. У детей -покупателей можно спросить следующее: «Какое первое блюдо можно сварить из этих овощей, чтобы название его имело только одну часть (щи, борщ. суп); вспомнить те блюда из овощей, в названии которых слышится две части,(пю-ре,  ра-гу, салат); три части(го-луб-цы, ви-не-грет, кот-ле-ты).

 

№ 10

«НЕ ЗАДЕРЖИВАЙ, ПРОДОЛЖАЙ».

ЦЕЛЬ: показать детям, что слоги (части) в слове, как и звуки, следуют один за другим, что в слове есть начало и конец; учить детей самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

ХОД: дети стоят, образуя крут. Один из них первым говорит какое-нибудь слово, очень громко произносит его по частям, а рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он также громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Остальные в это время мысленно проверяют правильность выбираемых слов. Например, первый ребенок четко по слогам произносит слово «ва-за»; следующий по кругу говорит слово «за-­ря»;  следующий – «ря-би-на» и т.д.

Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово или ошибается при ответе, он должен выйти из круга. Постепенно круг играющих сужается. Дети, вышедшие из игры, продолжаютнаблюдать за ее ходом и участвуют в общем обсуждении слов. В конце игры все поздравляют. победителей.

 

 

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

           

№ 1

«СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ».

ЦЕЛЬ: закрепить у детей знания о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго, в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

ХОД: педагог говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получается только один шаг. Произносит слово «шар», шагает, дети шагают тоже, и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваем сделать», - говорит педагог и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.

Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Дети называют      слова, логопед помогает им. Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на длительность звучания слова.

 № 2

«КТО БЫСТРЕЕ».

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Закрепить знания о том, что в разных словах разное количество звуков.

ХОД: дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, а в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему.

Начинается игра но сигналу педагога. Если кто-то называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол -очко теряется. Педагог и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем все повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.

Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием с  наименьшим количеством ошибок.

  № 3

«ПРО ДВУХ ЗАЙЧАТ».

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. Продолжать учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

ХОД: педагог предлагает детям послушать рассказ про двух зайчат и просит помочь ему в поисках нужных слов.

«Однажды утром зайчата Лут и Лута отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Лут

взял с собой то, что в названии имеет звук /Р/ (ведро), а Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук /У/ (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят -  из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, мало звуков, и среди них есть звук /У/. Кто же это? (уж). Поздоровались с ним, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук /С/ (сом). Затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее также слышится звук /С/ Кто отгадал? (Сазан).

Дома зайка-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось со звука У/ (уха), на второе получили капусту, а на третье - любимое заячье лакомство, в названии которого есть звук /М/ (морковь).

А потом малыши взяли игрушки: Лут круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута - игрушку, в названии которой есть звук /К/. Что же это за игрушка? (кукла). Верно. Кукла. А имя своей кукле она подобрала со звуком /О/ ( Оля, Тома, Маша... .) . Вот и вся история».

 №4

 «ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ»

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова. Учить детей самостоятельно определять, какой sew является последним. Подбирать слова на данный звук.

ХОД: логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять отдельные звуки в словах.

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». (Ласточка, лавка).

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач...).

Подбери слово, чтобы первый звук был «К», а последний - «Ш». (Карандаш, камыш...).

Какое получится слово, если к «но»  прибавить один звук? (Нож, нос...).

Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был  «У», а последний – «К». (Шустрик, Кузнечик...).

 №5

«ЧЕЙ РАССКАЗ ЛУЧШЕ?».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы из двух-трех предложений, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

ХОД: логопед предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. (Можно каждому ребенку предложить составить рассказ, все слова в котором начинаются на первый звук в имени ребенка).

  № 6

 «В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ, В КОНЦЕ».

ЦЕЛЬ: закрепить умения детей определять местонахождение звука в слове ( в начале, в середине, в конце), учить пользоваться схемами слов.

ХОД: логопед показывает детям картинку, под изображением которой находятся три кармана, расположенных горизонтально. Объясняет, что первый карман - это начало слова, второй - середина, третий ­конец. Демонстрирует кружочки, которыми будут обозначаться звуки. Предлагает задания:

§  положи кружочек в тот карман, где находится звук /Р/. (картинка с изображением розы).

Картинки:    /Р/: роза, марка, комар.

/Б/: забор, бочка, клумба.

/К/: мак, крот, самокат.

/Ш/: шарф, камыш, брошка.

/Ч/: чашка, бочка, грач.

 №7

«УВЕЛИЧЬ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в делении слов на слоги. Учить изменять слова с помощью добавления слогов.

ХОД: логопед рисует схему из двух квадратов. Это схема для слова «роза». Задание: превратить это слово в слово из трех слогов (розочка). Ребенок должен произнести слово по слогам и дорисовать третий квадрат, четко выделяя этот слог, который добавился.

Слова: лиса, песок, трава, цветок, дождь, лес, снег, вода, сад, банан и т.д.

 Игру можно использовать в другом варианте.

Задание: превратить слово в слово из двух слогов, из одного (т.е. уменьшить слово). Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно составляли схемы, подбирали соответствующие слова.

 №8

  «КАКОЕ СЛОВО ПОДОЙДЕТ?».

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, уметь соотносить определенные слова с нужными схемами.

ХОД: педагог предлагает детям несколько схем (состоящих из одного, двух или трех квадратов). Сообщает, что каждый квадрат обозначает одну часть слова. Выставляет на доске определенную схему, например, из двух квадратов   и предлагает детям три слова: волк, корова, лиса.

Задание: «Какое слово подойдет к заданной схеме? Кто определит, поднимите   карточку (карточка в виде звездочки)».

Логопед предлагает детям разные слова. Для того, чтобы усложнить задание, ввести детей в раздумье, педагог может предлагать такие слова, которые не подходят к данной схеме, побуждая тем самым детей к размышлению и анализу.

 

 

 

№ 9

«РАЗНЕСТИ ОВОЩИ ПО ПРИЛАВКАМ».

ЦЕЛЬ: закреплять умения детей делить слова на слоги, оперировать понятиями «слог», «часть слова».

ХОД: сегодня мы будем с вами играть в магазин. Магазин наш будет называться «Фрукты - овощи». Но для начала нам продукты нужно разложить по прилавкам. Посмотрите, прилавки в нашем магазине разные, состоящие из одного, двух и трех квадратов. Поэтому продукты надо раскладывать соответственно.

Какой овощ можно положить на прилавок с одной ячейкой? (лук). Куда мы поместим капусту, огурец, помидор?

Как вы считаете, что будет продаваться на прилавке из двух ячеек? (редис, репа, свекла, морковь).

Педагог может развернуть эту игру в сюжетно-ролевую. У детей -покупателей можно спросить следующее: «Какое первое блюдо можно сварить из этих овощей, чтобы название его имело только одну часть (щи, борщ. суп); вспомнить те блюда из овощей, в названии которых слышится две части,(пю-ре,  ра-гу, салат); три части(го-луб-цы, ви-не-грет, кот-ле-ты).

 

№ 10

«НЕ ЗАДЕРЖИВАЙ, ПРОДОЛЖАЙ».

ЦЕЛЬ: показать детям, что слоги (части) в слове, как и звуки, следуют один за другим, что в слове есть начало и конец; учить детей самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

ХОД: дети стоят, образуя крут. Один из них первым говорит какое-нибудь слово, очень громко произносит его по частям, а рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он также громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Остальные в это время мысленно проверяют правильность выбираемых слов. Например, первый ребенок четко по слогам произносит слово «ва-за»; следующий по кругу говорит слово «за-­ря»;  следующий – «ря-би-на» и т.д.

Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово или ошибается при ответе, он должен выйти из круга. Постепенно круг играющих сужается. Дети, вышедшие из игры, продолжаютнаблюдать за ее ходом и участвуют в общем обсуждении слов. В конце игры все поздравляют. победителей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

           

№ 1

«СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ».

ЦЕЛЬ: закрепить у детей знания о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго, в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

ХОД: педагог говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получается только один шаг. Произносит слово «шар», шагает, дети шагают тоже, и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваем сделать», - говорит педагог и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.

Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Дети называют      слова, логопед помогает им. Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на длительность звучания слова.

 № 2

«КТО БЫСТРЕЕ».

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Закрепить знания о том, что в разных словах разное количество звуков.

ХОД: дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, а в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему.

Начинается игра но сигналу педагога. Если кто-то называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол -очко теряется. Педагог и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем все повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.

Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием с  наименьшим количеством ошибок.

  № 3

«ПРО ДВУХ ЗАЙЧАТ».

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. Продолжать учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

ХОД: педагог предлагает детям послушать рассказ про двух зайчат и просит помочь ему в поисках нужных слов.

«Однажды утром зайчата Лут и Лута отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Лут

взял с собой то, что в названии имеет звук /Р/ (ведро), а Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук /У/ (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят -  из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, мало звуков, и среди них есть звук /У/. Кто же это? (уж). Поздоровались с ним, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук /С/ (сом). Затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее также слышится звук /С/ Кто отгадал? (Сазан).

Дома зайка-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось со звука У/ (уха), на второе получили капусту, а на третье - любимое заячье лакомство, в названии которого есть звук /М/ (морковь).

А потом малыши взяли игрушки: Лут круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута - игрушку, в названии которой есть звук /К/. Что же это за игрушка? (кукла). Верно. Кукла. А имя своей кукле она подобрала со звуком /О/ ( Оля, Тома, Маша... .) . Вот и вся история».

 №4

 «ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ»

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова. Учить детей самостоятельно определять, какой sew является последним. Подбирать слова на данный звук.

ХОД: логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять отдельные звуки в словах.

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». (Ласточка, лавка).

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач...).

Подбери слово, чтобы первый звук был «К», а последний - «Ш». (Карандаш, камыш...).

Какое получится слово, если к «но»  прибавить один звук? (Нож, нос...).

Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был  «У», а последний – «К». (Шустрик, Кузнечик...).

 №5

«ЧЕЙ РАССКАЗ ЛУЧШЕ?».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы из двух-трех предложений, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

ХОД: логопед предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. (Можно каждому ребенку предложить составить рассказ, все слова в котором начинаются на первый звук в имени ребенка).

  № 6

 «В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ, В КОНЦЕ».

ЦЕЛЬ: закрепить умения детей определять местонахождение звука в слове ( в начале, в середине, в конце), учить пользоваться схемами слов.

ХОД: логопед показывает детям картинку, под изображением которой находятся три кармана, расположенных горизонтально. Объясняет, что первый карман - это начало слова, второй - середина, третий конец. Демонстрирует кружочки, которыми будут обозначаться звуки. Предлагает задания:

§  положи кружочек в тот карман, где находится звук /Р/. (картинка с изображением розы).

Картинки:    /Р/: роза, марка, комар.

/Б/: забор, бочка, клумба.

/К/: мак, крот, самокат.

/Ш/: шарф, камыш, брошка.

/Ч/: чашка, бочка, грач.

 №7

«УВЕЛИЧЬ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: упражнять детей в делении слов на слоги. Учить изменять слова с помощью добавления слогов.

ХОД: логопед рисует схему из двух квадратов. Это схема для слова «роза». Задание: превратить это слово в слово из трех слогов (розочка). Ребенок должен произнести слово по слогам и дорисовать третий квадрат, четко выделяя этот слог, который добавился.

Слова: лиса, песок, трава, цветок, дождь, лес, снег, вода, сад, банан и т.д.

 Игру можно использовать в другом варианте.

Задание: превратить слово в слово из двух слогов, из одного (т.е. уменьшить слово). Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно составляли схемы, подбирали соответствующие слова.

 №8

  «КАКОЕ СЛОВО ПОДОЙДЕТ?».

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, уметь соотносить определенные слова с нужными схемами.

ХОД: педагог предлагает детям несколько схем (состоящих из одного, двух или трех квадратов). Сообщает, что каждый квадрат обозначает одну часть слова. Выставляет на доске определенную схему, например, из двух квадратов   и предлагает детям три слова: волк, корова, лиса.

Задание: «Какое слово подойдет к заданной схеме? Кто определит, поднимите   карточку (карточка в виде звездочки)».

Логопед предлагает детям разные слова. Для того, чтобы усложнить задание, ввести детей в раздумье, педагог может предлагать такие слова, которые не подходят к данной схеме, побуждая тем самым детей к размышлению и анализу.

 

№ 9

«РАЗНЕСТИ ОВОЩИ ПО ПРИЛАВКАМ».

ЦЕЛЬ: закреплять умения детей делить слова на слоги, оперировать понятиями «слог», «часть слова».

ХОД: сегодня мы будем с вами играть в магазин. Магазин наш будет называться «Фрукты - овощи». Но для начала нам продукты нужно разложить по прилавкам. Посмотрите, прилавки в нашем магазине разные, состоящие из одного, двух и трех квадратов. Поэтому продукты надо раскладывать соответственно.

Какой овощ можно положить на прилавок с одной ячейкой? (лук). Куда мы поместим капусту, огурец, помидор?

Как вы считаете, что будет продаваться на прилавке из двух ячеек? (редис, репа, свекла, морковь).

Педагог может развернуть эту игру в сюжетно-ролевую. У детей -покупателей можно спросить следующее: «Какое первое блюдо можно сварить из этих овощей, чтобы название его имело только одну часть (щи, борщ. суп); вспомнить те блюда из овощей, в названии которых слышится две части,(пю-ре,  ра-гу, салат); три части(го-луб-цы, ви-не-грет, кот-ле-ты).

 

№ 10

«НЕ ЗАДЕРЖИВАЙ, ПРОДОЛЖАЙ».

ЦЕЛЬ: показать детям, что слоги (части) в слове, как и звуки, следуют один за другим, что в слове есть начало и конец; учить детей самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

ХОД: дети стоят, образуя крут. Один из них первым говорит какое-нибудь слово, очень громко произносит его по частям, а рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он также громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Остальные в это время мысленно проверяют правильность выбираемых слов. Например, первый ребенок четко по слогам произносит слово «ва-за»; следующий по кругу говорит слово «за-ря»;  следующий – «ря-би-на» и т.д.

Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово или ошибается при ответе, он должен выйти из круга. Постепенно круг играющих сужается. Дети, вышедшие из игры, продолжаютнаблюдать за ее ходом и участвуют в общем обсуждении слов. В конце игры все поздравляют. победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.№ 1« ПОВТОРИ СЛОВА».ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить ...

«В гости к Солнышку» Подгрупповая работа на этапе развития навыков элементарного звукового анализа.

В данном занятии представлены виды работ, используемые на этапе развития навыков элементарного звукового анализа....

Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

предлагаемые дидактические игры и упражнения  помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

Помогаем ребёнку развивать навыки элементарного звукового анализа.

Хочу предложить вашему вниманию перечень упражнений,  по коррекции фонематического слуха, которые вы можете выполнять совместно со своим ребёнком дома...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА....

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

Файл содержит дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников старшего возраста. Цель данных  игр и упражнений — показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из зв...

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование элементарных математических представлений у детей

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок проч...