Презентация "Формирование связной речи детей с речевыми нарушениями на логопедических занятиях"
презентация
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Проблемой развития связной речи занимались многие учёные и методисты, такие как М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Бородич, В.П. Глухов, Ф.А. Сохин и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech_nov.pptx | 130.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемой развития связной речи занимались многие учёные и методисты, такие как М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Бородич, В.П. Глухов, Ф.А. Сохин и другие. Каждый автор даёт своё определение понятию «связная речь»: А.В. Текучев: «Связная речь в широком смысле слова – это любая единица речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. М.М. Алексеева и Б.И. Яшина: «Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки». А.М. Бородич : «Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей». Ф.А. Сохин: «Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно».
Связная речь Диалогическая Монологическая Связная речь Ситуативная Контекстная
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Обучение диалогической речи Основные задачи : Группы раннего возраста: - развивать понимание речи окружающих; - побуждать обращаться к взрослому и детям по различным поводам; - формировать умение задавать вопросы. Младший дошкольный возраст: - развивать навык легко и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми; обучать детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых; воспитывать потребность делиться своими впечатлениями.
Средний дошкольный возраст: - приучать охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками; развивать навык отвечать на вопросы и задавать их; поддерживать стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Старший дошкольный возраст: - учить более точно отвечать на вопросы; объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.
Основным методом обучения диалогической речи является беседа. Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Структура беседы: начало, основная часть, окончание. Начало беседы. Цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Приёмы: вопрос-напоминание; загадывание загадки; чтение отрывка из стихотворения; показ картины, фотографии, предмета
Основная часть. Может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Конец беседы. Цель - подведение к синтезу темы. Приемы: рассматривание раздаточного материала; выполнение игровых упражнений; чтение художественного текста; пение.
Обучение монологической речи Основные задачи : Развивать умение определять тему и осознавать содержание текста; Обучать умению правильно выбирать языковой материал для оформления высказывания; Обучать планированию связного высказывания; Обучать оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических норм языка; Обучать умению выбирать языковые средства в соответствии с задачами высказывания; Формировать знания о построении текста и способах связи предложений.
Монологическая речь Пересказ Рассказ Описание Повествование Рассуждение Картинки Игрушки Героев Явления природы По действию Сюжетные картинки Сюжетная картина Без опоры на наглядность
Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. В детском саду практикуется в основном подробный пересказ ; близкий к тексту пересказ. Возможны и такие варианты, как: пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот); пересказ фрагментов (в дидактических играх); пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.); инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).
Структура занятия по пересказу: 1. Вводная часть. 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4. Подготовительная беседа (разбор произведения). 5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Приёмы обучения пересказу: образец чтения произведения; вопросы; объяснения; указания; упражнения; совместный пересказ педагога и ребенка;; отраженный пересказ ; план пересказа.
Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Описание — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Примерная структура описательно рассказа : называние предмета (или сообщается краткое содержание картины); выделение характерных признаков; описание назначения и взаимосвязи частей; описание назначения предмета или о действий с ним. Сюжетный (повествовательный) рассказ — это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем.
Примерная структура повествовательного рассказа : называние героя (или героев); описание внешнего вида героя; изложение первого события, по возможности объясняется, когда, где оно происходило; развитие действия и установление временной или причинной связи между двумя-тремя эпизодами; окончание (развязка).
Приёмы обучения рассказу: образец рассказа; частичный образец; план рассказа; окончание детьми рассказа, начатого воспитателем; подсказ вариантов продолжения рассказа
Литература: Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с. Глухов В.П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 168 с. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
Данная статья является обобщением личного педагогического опыта....
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"
Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...
Применение театрализованной деятельности в рамках логопедических занятий по развитию связной речи детей с речевой патологией.
Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, "основанная на действии",совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает худож...
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
На современном этапе возникла потребность в использовании более эффективных технологий работы с дошкольниками для их всестороннего развития. Данная статья адресована педагогам интересующихся...
Методическая разработка "Повышение мотивации у детей с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям, при помощи универсальных нетрадиционных материалов".
Методическая разработка...
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....