Презентация "Формирование связной речи детей с речевыми нарушениями на логопедических занятиях"
презентация

Черенкова Татьяна Сергеевна

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Проблемой развития связной речи занимались многие учёные и методисты, такие как М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Бородич, В.П. Глухов, Ф.А. Сохин и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_nov.pptx130.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование связной речи детей с речевыми нарушениями на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш» Выполнила: Учитель-логопед Черенкова Татьяна Сергеевна Смоленск 2021 г.

Слайд 2

Проблемой развития связной речи занимались многие учёные и методисты, такие как М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Бородич, В.П. Глухов, Ф.А. Сохин и другие. Каждый автор даёт своё определение понятию «связная речь»: А.В. Текучев: «Связная речь в широком смысле слова – это любая единица речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. М.М. Алексеева и Б.И. Яшина: «Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки». А.М. Бородич : «Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей». Ф.А. Сохин: «Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно».

Слайд 3

Связная речь Диалогическая Монологическая Связная речь Ситуативная Контекстная

Слайд 4

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Обучение диалогической речи Основные задачи : Группы раннего возраста: - развивать понимание речи окружающих; - побуждать обращаться к взрослому и детям по различным поводам; - формировать умение задавать вопросы. Младший дошкольный возраст: - развивать навык легко и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми; обучать детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых; воспитывать потребность делиться своими впечатлениями.

Слайд 5

Средний дошкольный возраст: - приучать охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками; развивать навык отвечать на вопросы и задавать их; поддерживать стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Старший дошкольный возраст: - учить более точно отвечать на вопросы; объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

Слайд 6

Основным методом обучения диалогической речи является беседа. Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Структура беседы: начало, основная часть, окончание. Начало беседы. Цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Приёмы: вопрос-напоминание; загадывание загадки; чтение отрывка из стихотворения; показ картины, фотографии, предмета

Слайд 7

Основная часть. Может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Конец беседы. Цель - подведение к синтезу темы. Приемы: рассматривание раздаточного материала; выполнение игровых упражнений; чтение художественного текста; пение.

Слайд 8

Обучение монологической речи Основные задачи : Развивать умение определять тему и осознавать содержание текста; Обучать умению правильно выбирать языковой материал для оформления высказывания; Обучать планированию связного высказывания; Обучать оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических норм языка; Обучать умению выбирать языковые средства в соответствии с задачами высказывания; Формировать знания о построении текста и способах связи предложений.

Слайд 9

Монологическая речь Пересказ Рассказ Описание Повествование Рассуждение Картинки Игрушки Героев Явления природы По действию Сюжетные картинки Сюжетная картина Без опоры на наглядность

Слайд 10

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. В детском саду практикуется в основном подробный пересказ ; близкий к тексту пересказ. Возможны и такие варианты, как: пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот); пересказ фрагментов (в дидактических играх); пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.); инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).

Слайд 11

Структура занятия по пересказу: 1. Вводная часть. 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4. Подготовительная беседа (разбор произведения). 5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Слайд 12

Приёмы обучения пересказу: образец чтения произведения; вопросы; объяснения; указания; упражнения; совместный пересказ педагога и ребенка;; отраженный пересказ ; план пересказа.

Слайд 13

Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Описание — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Примерная структура описательно рассказа : называние предмета (или сообщается краткое содержание картины); выделение характерных признаков; описание назначения и взаимосвязи частей; описание назначения предмета или о действий с ним. Сюжетный (повествовательный) рассказ — это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем.

Слайд 14

Примерная структура повествовательного рассказа : называние героя (или героев); описание внешнего вида героя; изложение первого события, по возможности объясняется, когда, где оно происходило; развитие действия и установление временной или причинной связи между двумя-тремя эпизодами; окончание (развязка).

Слайд 15

Приёмы обучения рассказу: образец рассказа; частичный образец; план рассказа; окончание детьми рассказа, начатого воспитателем; подсказ вариантов продолжения рассказа

Слайд 16

Литература: Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с. Глухов В.П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 168 с. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"

Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...

Применение театрализованной деятельности в рамках логопедических занятий по развитию связной речи детей с речевой патологией.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, "основанная на действии",совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает худож...

Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»

На современном этапе возникла  потребность в использовании более эффективных технологий работы с дошкольниками для их всестороннего развития. Данная статья адресована педагогам интересующихся...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....