НА ЗАМЕТКУ ВНИМАТЕЛЬНЫМ РОДИТЕЛЯМ: «Как научить ребёнка пересказывать рассказы и сказки?» (метод наглядного моделирования)
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 300.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №1 МО Кореновский район
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".
В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный, но если составить рисованную таблицу с картинками-подсказками, ребёнку будет легче воспроизвести в пересказе сюжетную линию и не пропустить важный момент повествования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Наиболее разнообразна и продуктивна работа с опорными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Для того, чтобы составить схему рассказа, не обязательно быть художником и владеть навыками рисования.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы. Это могут быть схематические изображения и даже геометрические фигуры. Так медвежонка можно изобразить большим овалом, а зайчика – маленьким треугольником с ушками и др.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Для примера возьмем рассказ «Луковичка». Попробуйте дома с ребенком пересказать его, используя нашу опорную схему.
- Читаем рассказ
- Задаем малышу вопросы, чтобы убедиться, что он правильно понял содержание рассказа
- Рассматриваем опорную схему и выясняем, о каком месте повествования нам напоминает каждая ее картинка.
- Повторное чтение
- Пересказ с опорой на схему.
«ЛУКОВИЧКА»
- Оля и Юля – близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им Барби. Папа – дом для нее. Дядя – мяч. Дедушка – «Волшебные сказки». А бабушка принесла им по маленькому горшочку с землей.
Бабушка сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте в них землю через день, и произойдет чудо».
Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла.
Через несколько дней в Олином горшочке из под земли появились маленькие
зеленые росточки, а вскоре они превратились в сочные, длинные, с острым
запахом перья лука.
«Это же лучок!» - обрадовалась Оля.
«Он очень полезный, в нем много витаминов. Мы можем добавить его в салат или приправить мясные блюда. А понюхай как он пахнет. Этот запах убивает микробы.» - сказала мама.
«Лучок быстро вырос» - сказала бабушка,-«так он отблагодарил тебя за
заботу».
Юля взяла свой горшочек с землей и удивилась: «А где же мой лучок?»
«А твой лучок пока еще крепко спит, потому что ты не ухаживала за ним. И если ты не начнёшь его поливать - он может погибнуть», - вздохнула бабушка.
«Обязательно буду за ним ухаживать!»- сказала Юля и побежала за лейкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.
Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...
Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...
Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования
Обобщение опыта логопедической работы...
Метод наглядного наглядного моделирования в процессе автоматизации фонем
Работа на логопункте, где коррекционно- образовательная деятельность введется согласно теории и методики развития речи детей дошкольного возраста с учетом специфики башкирского языка...
Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).
В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на...
Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).
В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на...