Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).
опыты и эксперименты по логопедии
В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на учебных занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором, как коллективной деятельности (в малых подгруппах), так и на индивидуальных лого –коррекционных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnoe_modelirovanie_kategoriya.docx | 483.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял».
Конфуций
Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).
В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на учебных занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором, как коллективной деятельности (в малых подгруппах), так и на индивидуальных лого –коррекционных занятиях.
Поэтому на своих занятиях я активно использую различные педагогические инновации:
- Наглядное моделирование.
- Приёмы мнемотехники.
- Модульные плоскостные игры.
Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного).
Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности ребёнка любого возраста.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование, в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами.
В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.
Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности.
На необходимость применения моделирования в учебной деятельности указывали в своих работах психологи П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящий.
Использование технологии «мнемотехника» в коррекционно – развивающей работе логопеда.
Мнемотехника - в переводе с греческого – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование приема мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Применение мнемотехники строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем - мнемодорожки, и позже – мнемотаблицы.
Таблицы могут быть цветными и черно- белыми.
Используя приёмы мнемотехники, я учитываю речевую патологию, нервно-психическое, соматическое состояние, возрастные особенности (негативизм, возбудимость, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость) и адаптирую материал индивидуально для каждого ребёнка.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Использование модульных плоскостных игр.
Модульная игра – один из последних инновационных приёмов, игровой набор состоит из рабочего фона и более 80 ти элементов для игры, которые нужно располагать на фоне, составляя разнообразные задания/картинки, проговаривая и отрабатывая выбранную тему занятия.
Подходит для детей с особенностями развития и нарушениями речи.
В процессе игры у ребёнка развивается речевая активность, ребёнок учится понимать и употреблять часто встречающиеся в русском языке предлоги; понимать противоположности. В процессе игры развивается память, мышление и воображение (сюжетные игры, «что пропало, что добавилось»), формируются временные представления; тренируется мелкая моторика; ребёнок запоминает формы, размеры, цвета и оттенки; учиться ориентироваться на листе н в пространстве (поставь диван слева, окно посередине); происходит стимуляция творческих способностей.
.
Модульные иргы я использую на занятиях со старшими дошкольниками, дети активно включаются в совместную деятельность и хорошо усваивают учебный материал.
Благодаря различным инновационным приёмам, которые я использую на коррекционо-развивающих занятиях, у детей наблюдается устойчивая положительная динамика в их психоречевом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении.
В статье раскрыты возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предме...
Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении
Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении...
Дифференциация звуков [х], [х,] посредством метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня
Закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х ], [х'] в словах, фразах...
Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).
В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на...
Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...