Логопед: Однажды, холодным зимним вечером, Снежная королева на своих волшебных санях прилетела в город. В городском парке гуляли ребята. Среди них был Кай. Снежная королева заманила его к себе в сани и умчала в свой снежный замок. Там она закрыла его в одном из ледяных залов. Открыть ворота в замок можно только, сказав волшебное слово. Это слово она написала на льдине, разбила ее на множество кусочков и разбросала льдинки по всему свету. Каждая буква волшебного слова оказалось на отдельной льдинке. Чтобы собрать осколки, необходимо выполнить множество трудных заданий и только тогда мы сможем открыть ворота и спасти Кая. Давайте отправимся с вами в трудное, но увлекательное путешествие. Закрывайте глазки и под звуки волшебной музыки мы отправляемся с вами в путь. (звучит музыка). И вот мы с вами оказались в волшебном зимнем лесу. Логопед: Ребята, что происходит зимой в природе? ( Выпадает снег, зимой холодно, дует сильный ветер, на улицах сугробы, мороз, завывают вьюги, метут метели, снегопад, стужа, на окнах ледяные узоры, стелется поземка, деревья покрываются инеем, реки скованы льдом, появляются ледяные дорожки, с крыш свисают сосульки ……..) Логопед: Давайте поиграем в игру «Дружная семейка» (родственные слова). Подберем слова из «дружной семейки» к слову ЛЁД - У лисы был дом изо льда. Какой это дом? (ледяной); - Как можно назвать маленькие кусочки льда? (льдинки); - Мы построили снежный дом, а наутро он что сделал? (обледенел); - А когда подо льдом ловят рыбу? Это какой лов? (подледный); -Как называется тонкий лед? (ледок); -У дочки руки зимой замерзли. Мама ей говорит, «У тебя руки совсем как… (ледышки); - В хоккей играют на льду. Как назвать хоккейное поле? (ледовое); - Весной на реках ломается лёд и идет по течению. Как это называется? (ледоход); - А как называется корабль, который раскалывает лед? (ледокол);
Логопед: Ребята, скажите, какой бывает снег, но только не повторяйте слова друг за другом. Пусть каждый из вас придумает свое слово. ( Холодный, белый, пушистый, искристый, жесткий, серебристый, липкий, блестящий, сверкающий……..)
Логопед: Первая остановка в волшебном лесу, где Снежная королева спрятала льдинку. Чтобы получить льдинку, нам необходимо отгадать зашифрованное слово. Что перед вами? (выставляется на наборное полотно мнемотаблица на слово – холод) ( Мнемотаблица.)
Логопед: Может кто-то из вас догадался, какое же слово в ней зашифровано? (работа с таблицей – определение и выстраивание ассоциативных связей между рисунками в таблице, Их соотнесение к определенному слову) Логопед: А теперь давайте вспомним, что было изображено на таблице, какие предметы и в какой части таблице она были расположены? (верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, между правым верхним углом и левым верхнем и т.д.)
В конце выполненного задания дети получают первую льдинку. Логопед: Первую льдинку мы с вами получили, отправляемся дальше, в замок принца и принцессы. Там Снежная королева спрятала вторую льдинку. А попасть мы туда сможем, превратившись в снежинки.
Логопед: Ребята, теперь мы подуем на снежинки, чтобы долететь до замка принца и принцессы.
Логопед: Мы оказались у замка принца и принцессы. Замок этот охраняет старый ворон. Он готов проводить нас в замок, но у него есть для нас задание. Ворон очень умный, он хорошо считает, знает все буквы, любит читать и хочет узнать наши знания и умения. Первое его задание: Нам надо собрать «снежный ком» из зимних слов. Каждый из вас должен будет называть одно зимнее слово. Это задание мы выполним цепочкой. Первый придумывает и называет свое слово, следующий повторяет предыдущее слово и называет свое, третий повторяет уже два сказанных слова и придумывает свое и так по всей цепочке. Так мы с вами соберем «снежный ком» зимних слов. слова: холод, мороз, лед, снег, иней и т.д.
Второе задание: Мы знаем, что есть буквы и звуки. Давайте вспомним, что называется буквой, а что звуком?
Логопед: Какие бывают звуки? ( гласные и согласные.) Логопед: Какие бывают согласные? ( Мягкие и твердые, звонкие и глухие). Логопед: Ворон придумал сложное для нас задание. Нужно разложить буквы в разные обручи. Посмотрите внимательно, в какой обруч нужно положить гласные, а в какие согласные? Но раскладывая согласные, нужно помнить о том, что они бывают мягкими и твердыми, а некоторые из них бывают только мягкими, только твердыми. (выкладываются три обруча: красный, синий, зеленый. Два из них пересекаются, а третий находится рядом).
Третье задание: У ворона есть невеста придворная ворона Клара. Она птица настроения и любительница принарядиться. Когда у нее хорошее настроение, то с ней можно и поиграть и посмеяться, а ежели плохое – то лучше держаться от нее подальше. Только ворон разгадал маленькую хитрость своей невесты. У нее, как у большой модницы, есть много бус. Каждые бусы обозначают настроение вороны. Когда она одевает их, ворон может понять какое же у нее настроение, потому что в них зашифрованы слова. (радость, грусть, обида и т. д). Бусы рассыпались и перепутались. Надо собрать бусинки в слова.
(звукобуквенный разбор слов).
Ворон отдает детям льдинку и показывает дорогу в замок. Дети идут змейкой, выполняя движения со словами.
Упражнение « Дорога к замку» 1,2,3,4,5 к нам зима пришла опять. (идут змейкой друг за другом) И с собою принесла ветер, (круговые движения руками пред собой) снег и холода. (плавными движениями сверху вниз опускают руки, обнимают себя за плечи) Мы шагаем по дорожке, (идут змейкой) От мороза стынут ножки. Ножками потопаем, (топают ногами) Ручками похлопаем, (хлопают руками) А потом потрем ладошки (трут ладошки) И опят согреем ножки, (идут змейкой) Ножками потопаем. (топают ногами) Ручками похлопаем. (хлопают руками) По дорожке мы пойдем. (идут к замку) К замку в сказке мы придем.
Под музыку выбегают дети средней группы, одетые в костюмы принца и принцессы. Логопед: Посмотрите ребята, какие чудесные принц и принцесса. Они очень хотят нам помочь спасти Кая. Они знают, что в дороге нам понадобятся зимние вещи. Но так как они маленькие, они собрали всю одежду, которая была в замке, не разбирая ее и принесли ее нам. Посмотрите, здесь обувь, головные уборы и одежда. Нам необходимо разложить ее на группы. ( 3 наборных полотна дети выкладывают картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, классифицируя их в группы).
Логопед: Сосчитайте до пяти и назовите правильно слова. Например: - 1 фиолетовая куртка, 2 фиолетовые куртки, 5 фиолетовых курток; - 1 голубой плащ, 2 голубых плаща, 5 голубых плащей; - 1 черный костюм, 2 черных костюма, 5 черных костюмов; - 1 розовая блузка, 2 розовые блузки, 5 розовых блузок; - 1 коричневая шуба, 2 коричневые шубы, 5 коричневых шуб. - 1 красное платье, 2 красных платья, 5 красных платьев. - 1 серое пальто, 2 серых пальто, 5 серых пальто. - 1 розовый берет, 2 розовых берета, 5 розовых беретов. (детям предлагается выполнить задание со словами: берет, ботинок, платье) Логопед: Скажите правильно платок из пуха, какой? (пуховый). Аналогичное задание на словообразование прилагательных от существительных (шапка из меха, платок из шелка, рубашка из ситца, ботинок из кожи, шляпа из соломы, валенки из войлока, галоши из резины).
Логопед: Отберите только зимнюю одежду, обувь и головные уборы, которые пригодятся в стране Снежной королевы.
Дети получают от принца и принцессы льдинку.
Логопед: Мы готовы оправиться дальше, но только на чем? Принц с принцессой любезно согласились помочь нам. Отгадайте, на чем мы отправимся в путь? Возьмем первый звук из слова «свитер», второй звук из слова «валенки», первый звук из слова «носки» и последний звук из слова «ботинки». Какое слово получилось? ( Сани) . Логопед: Садитесь в сани. Они нас повезут, если мы правильно произнесем заклинание. Выполняется речевая игра «Едем на санях» Едем, едем на лошадке По дороге зимней, гладкой. Дети цокают языком. Санки скрипят, Произносят «Ш! Ш!..» Бубенчики звенят, «Динь-динь!» в высоко регистре. Дятел стучит, «Тук-тук!».. – в среднем, Вьюга свистит, звук С на продолжительном выдохе, то Белка, на елке вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны. Орешки грызет, «Цок! Цок!» коротко и остро, Рыжая лисичка Зайца стережет. «Ф…ф..» сердито и энергично, Холод, холод. «В…» на продолжительном выдохе, Стужа, стужа. «Бр-р…», Снег пушистый Кружит, кружит… «О…», несколько раз поднимаясь на одном Ехали мы, ехали, дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний. Наконец доехали: Цокают языком. С горки – ух! Произносят «У-ух!», делая глиссандо с самого Верхнего звука до самого нижнего;
В ямку – бух! «Бух!» - в нижнем регистре. Приехали! Т.Тютюнникова
Выбегают 2 разбойника. Первый разбойник: Посмотрите на них! На санях они едут?! Разъездились они по нашему лесу. Спасать они собрались Кая. Как бы ни так! Сани отберем! Одежду отнимем! Как вы без всего этого доберетесь? А самое главное – льдинку, которую Снежная королева нам отдала на хранение – ни за что не отдадим!
Логопед: Может, мы выполним ваши задания. Ответим на ваши вопросы. И вы все же отдадите нам льдинку. Она нам, очень нужна!
Второй разбойник: Ну, ладно! Посмотрим, какие они сообразительные! Вот вам первое задание: Послушайте внимательно, все ли в рассказе правильно? Разбойник читает рассказ: « Стало холодно. Выпал снег. Наступила зима. Птицы прилетели с юга. Озера покрылись льдом. Дуют сильные ветры. На деревьях набухли почки. Люди надели шубы, меховые шапки, босоножки. Дети катаются на лыжах, санках, коньках, купаются и загорают» . «Птицы прилетают с юга не зимой, а весной».
Первый разбойник: Ладно, с этим вы справились. А с этим заданием справитесь? Подберите-ка противоположные слова к моим. Проводится игра «Поспорим» Первый разбойник: Вы маленькие . Игра: « Скажи наоборот»
Игра проводится по аналогии со словами: глупые, жадные, злые, капризные, плохие.
Первый разбойник: Да, жалко! И с этим заданием вы тоже справились! Второй разбойник: Мы сейчас посмотрим, мы сейчас проверим, какие они внимательные? Поиграю-ка я с вами в вот какую игру. «Сделай то, что я скажу, а не то, что покажу» Проводится игра на внимание. - Дотронься до плеч, до щек, до носа, до ушей. ( Не все движения, которые демонстрирует ведущий, совпадают со словесным указанием).
Оба разбойника: Раз вы такие умные, может, и нам поможете? Снежная королева прислала нам открытки. В них какие-то слова, но что это за слова – не поймем никак. И так крутили, и так вертели. Ничего! Логопед: А что это за слова ребята? . Логопед: Давайте поможем разбойникам. Тогда и они нам отдадут льдинку. Разгадывают ребусы. ( сугроб, мороз, лыжи, санки )
Разбойники: Ладно, заслужили вы свою льдинку. Держите ее. Только толку вам от нее никакой. Потому, что следующая льдинка находится у старой финки. А она – людей не любит. Она только зверей любит и с ними только и общается. Вряд ли она ее вам отдаст. Она и разговаривать - то с вами не станет. Ну, пока. Мы пошли.
Логопед: Как же нам дорогу к хижине старой финки найти? Я вспомнила, есть путеводная звезда. Ее свет укажет нам путь.
Логопед светит «горящей» звездочкой и подходит к макету хижины. Выносит из хижины шкатулку. Логопед: Финка не захотела к нам выйти, но согласилась нам помочь, если мы сможем выполнить ее задания. В шкатулке картинки с ее любимыми зверями. Задание, вот какое. Один ребенок описывает зверя, не называя его. А остальные дети отгадывают этого зверя. Задание выполняют все дети. По очереди составляя загадки-описания. (северный олень, снежный барс, песец, морж, тюлень, морской котик, як, полярный волк, белый медведь).
Логопед: Молодцы! Следующее задание финки. Запомните слова, относящиеся к каждому зверю. Волк – ловкий, медведь – свирепый, песец – быстрый, морж – мощный, тюлень – большой, барс – красивый, як – огромный, котик – гладкий).
Логопед: переворачивает картинки, выставленные на наборном полотне. Называет зверя, а дети вспоминают слово, относящееся к данному зверю. Назвав слово, переворачивают картинку на полотне.
Дети получают льдинку и собирают слово из всех полученных льдинок. (МОРОЗ). Логопед: Слово нужное мы отгадали. Давайте, попросим северного оленя довести нас к замку Снежной королевы.
Звучит музыка). Дети, скрестив над головой руки, имитируя оленя, подскоками двигаются к замку Снежной королевы. Логопед, перед нарисованным замком, просит произнести волшебное слово «мороз». Загорается гирлянда.
Логопед: Вот и открыты ворота в замок. Выходит мальчик. Благодарит детей за спасение и дарит им леденцы.
Логопед: Спасибо ребята! Вы молодцы! Со всеми заданиями справились отлично. Кая спасли из ледяного плена. Давайте, вспомним, какие задания нам пришлось выполнить.
Приложение (ребусы).
,, , |
И=О |
3 4 1 5 2 О=А О=И |
|