"Путешествие в страну Снежной королевы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Романова Ирина Петровна

Формирование лексико-грамматического строя речи по теме "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._snezhnaya_koroleva.docx421.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского района

                                                        г. Санкт - Петербурга

Конспект подгруппового занятия в логопедической подготовительной  группе для детей  с ТНР:  ОНР III- IV уровня речевого развития, дизартрия

«Путешествие в страну Снежной королевы»

/ с использованием образовательной информационно –коммуникативные технологии/

                          Учитель-логопед: Романова Ирина Петровна

                                        Санкт - Петербург

   

                                                2014г

Цели:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

*     Закрепление, расширение, уточнение лексико-грамматического строя речи детей:

- актуализация словаря детей по теме «Зима»;

- развитие умений образовывать антонимы;

- развитие умений подбирать родственные слова;

- закрепление формирования обобщающих понятий;

- соотнесение предмета с образом;

- развитие грамматического строя речи: согласование числительных, прилагательных с существительным;

- образование относительных  прилагательных от существительных.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  *      Развитие  общеречевых навыков (дыхание, голоса):

            - резкого плавного выдоха;

            - совершенствование речедвигательных навыков;

            -  развитие ритмико-интонационного рисунка фразы.

  *       Развития фонематического восприятия, анализа и представления.

  *       Развитие слухового внимания и памяти.

  *       Развитие сукцессивных процессов восприятия и запоминания, внимания и переключения на разные виды деятельности.

  *      Активизация мыслительной деятельности, развитие и умение решать логические задачи.

  *      Развитие общей и мелкой моторики.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  *      Формирование навыков работы в коллективе.

  *      Воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

  *      Воспитание доброжелательности, отзывчивости, стремление придти на помощь

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска, мнемотаблица, три обруча ( красный, синий, зеленый), буквы, шнурки и разноцветные кружки, наборное полотно, картинки одежды, картинки зверей живущих на севере, ребусы, мигающая звездочка.

                          Деятельность логопеда

Деятельность

детей

Логопед: Однажды, холодным зимним вечером, Снежная королева на своих волшебных санях прилетела в город. В городском парке гуляли ребята. Среди них был Кай. Снежная королева заманила его к себе в сани и умчала в свой снежный замок. Там она закрыла его   в одном из ледяных залов. Открыть ворота в замок можно только, сказав волшебное слово. Это слово она написала на льдине, разбила ее на множество кусочков и разбросала льдинки по всему свету. Каждая буква волшебного слова оказалось на отдельной льдинке. Чтобы собрать осколки, необходимо выполнить множество трудных заданий и только тогда мы сможем открыть ворота и спасти Кая.

       Давайте отправимся с вами в трудное, но увлекательное путешествие. Закрывайте глазки и под звуки волшебной музыки мы отправляемся с вами в путь. (звучит музыка).

И вот мы с вами оказались в волшебном зимнем лесу.

Логопед: Ребята, что происходит зимой в природе?

( Выпадает снег,  зимой холодно, дует сильный ветер, на улицах сугробы, мороз, завывают  вьюги,  метут метели, снегопад, стужа, на окнах ледяные узоры, стелется поземка, деревья покрываются инеем, реки скованы льдом, появляются ледяные дорожки, с крыш свисают сосульки ……..)

Логопед:  Давайте поиграем в игру «Дружная семейка» (родственные слова).

Подберем слова из «дружной семейки» к  слову ЛЁД

- У лисы был дом изо льда. Какой это дом? (ледяной);

- Как можно назвать маленькие кусочки льда? (льдинки);

- Мы построили снежный дом, а наутро он что сделал? (обледенел);

- А когда подо льдом ловят рыбу? Это какой лов? (подледный);

-Как называется тонкий лед? (ледок);

-У дочки руки зимой замерзли. Мама ей говорит, «У тебя руки совсем как… (ледышки);

- В хоккей играют на льду. Как назвать хоккейное поле? (ледовое);

- Весной на реках ломается лёд и идет по течению. Как это называется? (ледоход);

- А как называется корабль, который раскалывает лед? (ледокол);

Логопед: Ребята, скажите, какой бывает снег, но только не повторяйте слова друг за другом. Пусть каждый из вас придумает свое слово.

( Холодный, белый, пушистый, искристый, жесткий, серебристый, липкий, блестящий, сверкающий……..)

Логопед: Первая остановка в волшебном лесу, где Снежная королева спрятала льдинку.  Чтобы получить льдинку, нам  необходимо отгадать зашифрованное слово. Что перед вами? (выставляется на наборное полотно мнемотаблица на слово – холод)

( Мнемотаблица.)        

82340-Royalty-Free-RF-Clipart-Illustration-Of-A-Pair-Of-Purple-And-Green-Winter-Mittens-With-Snowflake-Patterns.jpg

Морозные узоры на окне.(свеча, акварель).jpg

ustanovka_batarey_otopleniya.jpg

1207-1427_m1.jpg

3fd17be0585695cd4eefff8fbba45a3a_cats_12.gif

sneg20.png

img5.jpg

Логопед: Может кто-то из вас догадался, какое же слово в ней зашифровано? (работа с таблицей – определение и выстраивание ассоциативных связей между рисунками в таблице, Их соотнесение к определенному слову)

Логопед: А теперь давайте вспомним, что было изображено на таблице, какие предметы и в какой части таблице она были расположены? (верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, между правым верхним углом и левым верхнем и т.д.)

В конце выполненного задания дети получают первую льдинку.

Логопед: Первую льдинку мы с вами получили, отправляемся дальше, в замок принца и принцессы. Там Снежная королева спрятала вторую льдинку. А попасть  мы туда сможем, превратившись в снежинки.

 

  Логопед: Ребята, теперь мы подуем на снежинки, чтобы долететь до замка принца и принцессы.

 

Логопед: Мы оказались у замка принца и принцессы. Замок этот охраняет старый ворон. Он готов проводить нас в замок, но у него есть для нас задание. Ворон очень умный, он хорошо считает, знает все буквы, любит читать и хочет узнать наши знания и умения.

Первое его задание: Нам надо собрать «снежный ком» из зимних слов. Каждый из вас должен будет называть одно зимнее слово. Это задание мы выполним цепочкой. Первый придумывает и называет свое слово, следующий повторяет предыдущее слово и называет свое, третий повторяет уже два сказанных слова и придумывает свое и так по всей цепочке. Так мы с вами соберем «снежный ком» зимних слов.

  слова: холод, мороз, лед, снег, иней и т.д.

Второе задание: Мы знаем, что есть буквы и звуки. Давайте вспомним, что называется буквой, а что звуком?

Логопед: Какие бывают звуки?

( гласные и согласные.)

Логопед: Какие бывают согласные?

( Мягкие и твердые, звонкие и глухие).

Логопед: Ворон придумал сложное для нас задание. Нужно разложить буквы в разные обручи. Посмотрите внимательно, в какой обруч нужно положить гласные, а в какие  согласные? Но раскладывая согласные, нужно  помнить  о том, что они бывают мягкими и твердыми, а некоторые из них бывают только мягкими, только твердыми.

(выкладываются три обруча: красный, синий, зеленый. Два из них пересекаются, а третий находится рядом).

Третье задание: У ворона есть невеста придворная  ворона Клара. Она птица настроения и любительница принарядиться.  Когда у нее хорошее настроение, то с ней можно и поиграть и посмеяться, а ежели плохое – то лучше держаться от нее подальше. Только ворон разгадал маленькую хитрость своей невесты. У нее, как у большой модницы, есть много бус. Каждые бусы обозначают настроение вороны. Когда она одевает их, ворон может  понять какое же у нее настроение, потому что в них  зашифрованы слова. (радость, грусть, обида и т. д).  Бусы рассыпались и перепутались. Надо собрать бусинки в слова.

 (звукобуквенный разбор слов).

Ворон отдает детям льдинку и показывает дорогу в замок. Дети идут змейкой, выполняя движения со словами.

Упражнение « Дорога к замку»

1,2,3,4,5 к нам зима пришла опять.                (идут змейкой друг за         другом)

И с собою принесла ветер,                             (круговые движения руками пред собой)

 снег и холода.                                                (плавными движениями сверху вниз опускают руки, обнимают себя за плечи)

Мы шагаем по дорожке,                                (идут змейкой)

От мороза стынут ножки.                              

Ножками потопаем,                                      (топают ногами)

Ручками похлопаем,                                      (хлопают руками)

А потом потрем ладошки                           (трут ладошки)

И опят согреем ножки,                               (идут змейкой)

Ножками потопаем.                                    (топают ногами)
Ручками похлопаем.                                    (хлопают руками)

По дорожке мы пойдем.                             (идут к замку)

К замку  в сказке мы придем.

 Под музыку  выбегают дети средней группы, одетые в костюмы принца и принцессы.

Логопед: Посмотрите ребята, какие чудесные принц и принцесса. Они очень хотят нам помочь спасти Кая. Они знают, что в дороге нам понадобятся зимние вещи. Но так как они маленькие, они собрали всю одежду, которая была в замке, не разбирая ее и принесли ее нам. Посмотрите, здесь обувь, головные уборы и одежда. Нам необходимо разложить ее на группы.

  ( 3 наборных полотна дети выкладывают картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, классифицируя их в группы).

Логопед:  Сосчитайте до пяти и назовите правильно слова. Например:

- 1 фиолетовая куртка, 2 фиолетовые куртки, 5 фиолетовых курток;

- 1 голубой  плащ, 2 голубых плаща, 5 голубых плащей;

-  1 черный костюм, 2 черных костюма, 5 черных костюмов;

- 1 розовая блузка, 2 розовые блузки, 5 розовых блузок;

- 1 коричневая шуба, 2 коричневые шубы, 5 коричневых шуб.

- 1 красное платье, 2 красных платья, 5 красных платьев.

- 1 серое пальто, 2 серых пальто, 5 серых пальто.

- 1 розовый берет, 2 розовых берета, 5 розовых беретов.

(детям предлагается выполнить задание со словами: берет, ботинок, платье)

 Логопед: Скажите правильно платок из пуха, какой? (пуховый).

 Аналогичное задание  на словообразование прилагательных от существительных (шапка из меха, платок из шелка, рубашка из ситца, ботинок из кожи, шляпа из соломы, валенки из войлока, галоши из резины).

Логопед: Отберите только зимнюю одежду, обувь и головные уборы, которые пригодятся в стране Снежной королевы.

Дети получают от принца и принцессы льдинку.

Логопед: Мы готовы оправиться дальше, но только на чем? Принц с принцессой любезно согласились помочь нам. Отгадайте, на чем мы отправимся в путь? Возьмем первый звук из слова «свитер», второй звук из слова «валенки», первый звук из слова «носки» и последний звук из слова «ботинки». Какое слово получилось?

( Сани)

.

Логопед: Садитесь в сани. Они нас повезут, если мы правильно произнесем заклинание.

Выполняется  речевая игра «Едем на санях»

Едем, едем на лошадке                                  

По дороге зимней, гладкой.                        Дети цокают языком.

Санки скрипят,                                             Произносят «Ш! Ш!..»

Бубенчики звенят,                                       «Динь-динь!» в высоко регистре.

Дятел стучит,                                              «Тук-тук!».. – в среднем,

Вьюга свистит,                                            звук  С на продолжительном выдохе, то

Белка, на елке                                               вытягивая губы трубочкой, то раздвигая

                                                                      их в стороны.

Орешки грызет,                                          «Цок! Цок!» коротко и остро,

Рыжая лисичка

Зайца стережет.                                         «Ф…ф..» сердито и энергично,

Холод, холод.                                            «В…» на продолжительном выдохе,

Стужа, стужа.                                            «Бр-р…»,

Снег пушистый

Кружит, кружит…                                   «О…», несколько раз поднимаясь на одном

Ехали мы, ехали,                                      дыхании в верхний регистр и опускаясь в

                                                                  нижний.

Наконец доехали:                                    Цокают языком.

С горки – ух!                                           Произносят «У-ух!», делая глиссандо с самого 

                                                                  Верхнего звука до самого нижнего;

В ямку – бух!                                         «Бух!» - в нижнем регистре.

Приехали!

                        Т.Тютюнникова

Выбегают 2  разбойника.

 Первый разбойник: Посмотрите на них! На санях они едут?! Разъездились они по нашему лесу. Спасать они собрались Кая. Как бы ни так! Сани отберем! Одежду отнимем! Как вы без всего этого доберетесь? А самое главное – льдинку, которую Снежная королева нам отдала на хранение – ни за что не отдадим!

Логопед: Может, мы выполним ваши задания. Ответим на ваши вопросы. И вы все же отдадите нам льдинку. Она нам, очень нужна!

Второй разбойник: Ну, ладно! Посмотрим, какие они сообразительные! Вот вам первое задание: Послушайте внимательно, все ли в рассказе правильно?

Разбойник читает рассказ:

   « Стало холодно. Выпал снег. Наступила зима. Птицы прилетели с юга. Озера покрылись льдом. Дуют сильные ветры. На деревьях набухли почки. Люди надели шубы, меховые шапки, босоножки. Дети катаются на лыжах, санках, коньках, купаются и загорают»

.

 «Птицы прилетают с юга не зимой, а весной».

Первый разбойник: Ладно, с этим вы справились. А с этим заданием справитесь? Подберите-ка противоположные слова к моим.

Проводится игра «Поспорим»

 Первый разбойник: Вы маленькие

.

Игра: « Скажи наоборот»

  Игра проводится по аналогии со словами: глупые, жадные, злые, капризные, плохие.

 Первый разбойник: Да, жалко! И с этим заданием вы тоже справились!

Второй разбойник: Мы сейчас посмотрим, мы сейчас проверим, какие они внимательные?

Поиграю-ка я с вами в вот какую игру. «Сделай то, что я  скажу, а не то, что покажу»

Проводится игра на внимание.

- Дотронься до плеч, до щек, до носа, до ушей. ( Не все движения, которые демонстрирует ведущий,  совпадают со словесным указанием).

Оба разбойника: Раз вы такие умные, может, и нам поможете? Снежная королева прислала нам открытки.  В них какие-то слова, но что это за слова – не поймем никак. И так крутили, и так вертели. Ничего!

Логопед: А что это за слова ребята?

.

Логопед: Давайте поможем разбойникам. Тогда и они нам отдадут льдинку.

 Разгадывают ребусы. ( сугроб, мороз, лыжи, санки )

Разбойники:  Ладно, заслужили вы свою льдинку. Держите ее. Только толку вам от нее никакой. Потому, что следующая льдинка находится у старой финки. А она – людей не любит. Она только зверей любит и с ними только и общается. Вряд ли она  ее вам отдаст. Она и разговаривать - то с вами не станет. Ну, пока. Мы пошли.

Логопед: Как же нам дорогу к хижине старой финки найти? Я вспомнила, есть путеводная звезда. Ее свет укажет нам путь.

 Логопед светит  «горящей» звездочкой и подходит к макету хижины. Выносит из хижины шкатулку.

Логопед: Финка не захотела к нам выйти, но согласилась нам помочь, если мы сможем выполнить ее задания. В шкатулке картинки с ее любимыми зверями. Задание, вот какое. Один ребенок описывает зверя, не называя его. А остальные дети отгадывают этого зверя.

Задание выполняют все дети. По очереди составляя загадки-описания. (северный олень, снежный барс, песец, морж, тюлень, морской котик, як, полярный волк, белый медведь).

Логопед: Молодцы! Следующее задание финки. Запомните слова, относящиеся к каждому зверю.

Волк – ловкий, медведь – свирепый, песец – быстрый, морж – мощный, тюлень – большой, барс – красивый, як – огромный, котик – гладкий).

Логопед: переворачивает картинки, выставленные на наборном полотне. Называет зверя, а дети вспоминают слово, относящееся к данному зверю. Назвав слово, переворачивают картинку на полотне.

Дети получают льдинку и собирают слово из всех полученных льдинок. (МОРОЗ).

Логопед:  Слово нужное мы отгадали. Давайте, попросим северного оленя довести нас к замку Снежной королевы.

Звучит музыка). Дети, скрестив над головой руки, имитируя оленя, подскоками двигаются к замку Снежной королевы.

Логопед, перед нарисованным замком, просит произнести волшебное слово «мороз». Загорается гирлянда.

Логопед: Вот и открыты ворота в замок.

Выходит мальчик. Благодарит детей за спасение и дарит им леденцы.

Логопед: Спасибо ребята! Вы молодцы! Со всеми заданиями справились отлично. Кая спасли из ледяного плена. Давайте, вспомним, какие задания нам пришлось выполнить.

Приложение (ребусы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ,,   ,

                                                                 

                   

                              И=О

     

                               

                              3   4  1   5   2

                 О=А                   О=И

                                   

Дети размышляют, вспоминают приметы зимы

Ответы детей

Дети подбирают слова

Дети работают с таблицей, размышляют, выстраивают ассоциативные связи между рисунками, находят закономерности.

Дети выполняют задание

Дети выполняют дыхательные упражнение        « Подуем на снежинки»

Дети выполняют плавные танцевальные движения под музыку

Дети становятся полукругом и выполняют задание, называют слова

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют задание

Дети получают карточки с написанными словами и подбирают к ним бусинки разного цвета, нанизывая на тесемку

Дети выполняют движения

Дети выкладывают картинки, классифицируя их в группы

Ответы детей

Дети выполняют аналогичное задание

Дети выполняют задание, выбирают картинки

Дети отгадывают

Дети произносят

Звуки, слова модулируя голос в разном регистре

Дети замечают ошибки, объясняют их

Дети подбирают противоположные слова

Дети выполняют движения, внимательно слушая и смотря на разбойников

Дети размышляют и разгадывают ребусы

Дети составляют загадки- описания не называя зверя

Дети запоминают слова и находят, где располагалась картинка

Дети собирают слово из букв

Дети выполняют движения

Дети вспоминают, что им понравилось во время путешествия, какие они задания выполняли.

        

                   

                   

                                       Деятельность логопеда

Деятельность детей

Послушайте внимательно рассказ

Волк с волчицей в дупле вывели лисят. Ушки у них были длинные, а хвостики короткие, маленькие. Кормили волк с волчицей лисят орехами, грибами и ягодами. Лисята очень любили играть. Прыгали по деревьям, плавали в речке, залезали под деревья, резвились.

Вот мы, с вами побывали в лесу.

А как мы смогли попасть в лес?

С кем мы познакомились в лесу?

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

В какое путешествие вы хотите отправиться в следующий раз?

Рассуждения детей

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну Снежной Королевы"

Цель: развитие речевых навыков у детей подготовительной группы на примере изучения временных изменений в природе...

Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в страну Снежной королевы»

Конспект ООД по математике в старшей группе «Путешествие в страну Снежной королевы»Цель:Формирование умения классифицировать геометрические фигуры по трем признакам (размер, цвет, форма)....

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе "Путешествие в страну Снежной королевы"

Развитие креативных способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития креативного потенциала  дошкольников....

Игра - путешествие «В страну Снежной Королевы»

Игра - путешествие «В страну Снежной Королевы»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Снежной королевы"

В процессе интерактивной игры по сказке "Снежная королева" закрепить умение детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие с...