Автоматизация звука С в стихотворениях
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Гюльмамедова Мария Владимировна

В моей статье указаны основные требования, предъявляемые к стихотворениям на этапе автоматизации звуков, а также приведены стихотворения для закрепления звука С. Материал будет полезен и педагогам, и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s.docx325.45 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука С в стихотворениях

Статью подготовила учитель-логопед детского сада №1 ОАО «РЖД»

Широкая Мария Владимировна, г.Санкт-Петербург

После того, как поставленный звук автоматизирован в слогах и словах, необходимо переходить к автоматизации в предложениях и связной речи. На данном этапе очень полезным является чтение ребенку стихотворений, простых и понятных, которые ребенку даются для повторения. Чтение стихотворений способствует не только автоматизации звуков в речи, но и способствует расширению и актуализации словарного запаса, развитию ритмической стороны речи. Умение выразительно декламировать стихи очень пригодится ребенку в школе. Стихотворения необходимо подбирать несложные, забавные, на интересные ребенку темы. Младшим детям нужно подбирать стихи короткие, в которых нет сложных по слоговой структуре слов, а детям постарше необходимо давать более длинные по объему тексты, содержащие слова со сложной слоговой структурой. Читать ребенку стихотворение нужно по одной строчке, предлагая повторить после вас, это называется отраженное проговаривание. Совместное проговаривание текста (на данном этапе) недопустимо, потому что очень трудно услышать свою речь, если параллельно слушать другого человека. Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова, или неправильно произносит отрабатываемый звук  в некоторых словах), то перейдите на вариант повторения по одному - два слова.  Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно. При чтении необходимо голосом выделять автоматизируемый звук. Не стоит заучивать стихи, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста.  К тому же дети непроизвольно и незаметно сами очень часто запоминают стихи, главное не ставить такую задачу, пусть это происходит неосознанно. Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, нужно переучивать в последнюю очередь, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.

Ниже предлагаются стихотворения для автоматизации звука С, в которых практически не встречаются звуки СЬ, З, ЗЬ, Ц, которые часто смешиваются детьми . Данный материал будет полезен не только логопедам, но и воспитателям, а также родителям, ведь только совместными усилиями всех окружающих ребенка взрослых удастся успешно автоматизировать звук в речи ребенка.

***

 Старый слон

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

  С. Маршак.

***

Саня и сани

Маленькому Сане подарили сани.

Посмотрите сами: вот какие сани!

Вёз на гору Саня за собою сани.

Ехал с  горки Саня, а на Сане — сани.

С. Коган.

***

Ослы

Все ослы всегда упрямы.

Все не слушаются мамы.

Не хватает в мире слов

Уговаривать ослов!

Е. Гай, Ф. Лев. 

***

Слонёнок удивил ребят,

Слоненок стал на самокат,

Немножко покатался –

И самокат сломался.

Г. Сапгир.

 

***

Я когда сосульку ел,

Было очень вкусно.

А потом я заболел –

Стало очень грустно.

М. Дружинина.

***

Два кота

Жили-были два кота —

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.              

Бились днём и ночью

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

С. Маршак

 

***

—  Эй, Барбос,

кто тебе исцарапал нос?

—  Спроси у Васьки-кота,

кто отгрыз ему полхвоста?                                        

Е. Кузнец.

 

***

Салют

Смотрит Света сквозь стекло:

На дворе светлым-светло.

Поздний вечер за окном,

А кругом светло, как днём.

Это в небе голубом в честь

Победы пушки бьют.

И звучит над всей страною

Майский праздничный салют.

А. Алексин, С. Баруздин.

***

Сосать сосульку — вот беда!

Нам строго запрещается.

Но почему она тогда

СОСУЛЬКОЙ называется?
 А. Шибаев.

  

***

Что для зайца стометровка?

Как стрела летит косой!

Вот что значит тренировка

Вместе  с тренером лисой!

В. Левановский.

 

***

Соня-соня

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Соня-соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

Посмотри-ка, Сонюшка:

На дворе-то солнышко.

 М. Лепилина.

 

***

Самосвал

Самосвалом я зовусь,

Сам я сваливаю груз.

Разгружать меня не надо.

Все такой машине рады.

Не хвалюсь я, не хвалюсь,

Вовсе я не самохвал.

Самосвалом я зовусь,

Самосвал я, самосвал!

 М. Лепилина.

  

***

Сорок сорок

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок —

Сразу поссорились сорок сорок!

 Ю. Кушак.

***

 Самокат

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берез.

Оставляет на асфальте

Самокат следы колес.

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоню.

Ну а если сам сломаю,

Сам его и починю.

И. Лопухина.

 

 ***

Есть посуда – самовар,

Есть машина – самоход,

Есть игрушка – самокат

И, конечно, самолет!

 

Суп могу я сам варить,

В сад могу я сам ходить,

Самокат мой сам катать,

С горки в санках сам слетать!

 

Значит, сам я – самовар,

Значит, сам я – самоход,

Значит, сам я – самокат,

Значит, сам я – самолет!

И. Лопухина.

 

***

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс.

Смолкли скрипы, песни, смех.

Сон в страну свою унес

Всех…

В. Лунин.

 

***

Слон и муха.

Муха села на слона,

Муха удивляется:

 – Где же слон? Одна спина

По лесу слоняется.

В. Левановский.

***

Раз, два, три, четыре:

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

В. Левин.

 

***

Слоны

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны

И сильны.

Е. Благинина.

  

***

Самый-самый

— Ты кто такой?

— Я самый-самый!..

Усатый! Сильный!

И упрямый!..

— Усатый? Ты, наверно, кот.

А самый сильный — значит слон.

— Но разве слон в воде живёт?

А кот? Воды боится он!

А мне не нравится на суше.

В реке на дне мой тёмный дом.

Я самый-самый-самый лучший,

я самый-самый-самый сом!

 И. Токмакова.

 

***

Снег да снег

Снег да снег кругом ложится,

Снег на солнце серебрится.

Только ёлочка стоит,

Вовсе летняя на вид.

М. Рыльский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая индивидуальная НОД в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Автоматизация звука [с] во фразе и стихотворении"

Открытая индивидуальная непосредственно образовательная деятельность была проведена с ребенком 6 лет, посещающим группу компенсирующей направленности, по автоматизации звука [с] во фразе и стихотворен...

Чистоговорки и стихотворение на автоматизацию звука: Л в семье неслышащих дошкольников.

Представлен речевой материал, который поможет родителям автоматизировать звук: Л....

Материал для автоматизации звука [Р] в стихотворениях.

Материал, направленный на отработку поставленного звука [Р] в стихотворениях....

Автоматизация звука Р в стихотворении И. Лопухиной "Картина" с использованием мнемотаблицы.

Звук Р при автоматизации  легко произносится большинством детей в интервокальной позиции – между гласными. Если ребёнок уже может запоминать достаточно длинные стихи, то вот такое забавное ...

Автоматизация звука (Л) в стихотворениях с картинками.

Стихи обязательно необходими разучивать с детьми .Благодаря заучиванию у ребенка расширяется кругозор,развивается память, пополняется словарный запас.В материале представлены стихотворения для автомат...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ «Стихотворения в пиктограммах»

Стихотворения в пиктограммах позволяет детям наиболее быстрее запомнить текст. Стихотворения направлены на автоматизацию свистящих звуков (С,З,Ц)...