Сенсомоторное развитие детей с алалией.
методическая разработка по логопедии на тему

Соколикова Мария Анатольевна

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sensomotornoe_razvitie_detey_s_alaliey.ppt486 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсомоторное развитие детей с алалией

Слайд 2

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные и сенсорные симптомы.

Слайд 3

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Брока, центр Вернике) различают две формы алалии: моторную и сенсорную. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора.

Слайд 4

Наиболее значимым в предметно-практической деятельности 3-летних детей является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

Слайд 5

Что такое сенсорика? В переводе с латинского «sensus» - восприятие, чувство. Это познавательный процесс с помощью органов чувств.

Слайд 6

Как происходит сенсорное восприятие ? Сначала мы ощущаем, воспринимаем предмет органами чувств, затем анализируем информацию и сопоставляем с тем, что мы уже видели, слышали, ощущали ранее, а затем уже составляем представление о предмете.

Слайд 7

Что такое моторика? В переводе с латинского «motor» – движение. Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Крупная моторика Мелкая моторика Артикуляционная моторика

Слайд 8

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны – все это относится к крупной моторике.

Слайд 9

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Слайд 10

В исследовании Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Так как у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона, оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.

Слайд 11

По мнению М.М.Кольцовой ( 1973), уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.

Слайд 12

У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием мелкой моторики и дифференцированных движений рук. Сначала у ребенка развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; потом дифференцированные движения пальцев - у малыша появляются первые слова; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Слайд 13

Артикуляционная моторика (от лат. articulare - расчленять, членораздельно произносить) - это совокупность двигательных возможностей речевого аппарата Характерной чертой развития речевой моторики является постепенность овладения артикуляцией звуков, где предыдущий этап определяет последующие, составляя для них основу поступательного движения вперед. Поэтому приостановка развития речевой моторики на первых этапах должна неизбежно повлечь за собой нарушение всего последующего хода овладения произношением.

Слайд 14

При произнесении элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого неба, щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в сенсорных и двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора. Это возбуждение совпадает по времени с раздражением от звучания произносимых слов вызывающих возбуждение в слухоречевом анализаторе, и одновременно от непосредственного воздействия на кору предметов и явлений, обозначаемых воспринятыми словами.

Слайд 15

Что такое сенсомоторика? Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения и слуха. Для передачи информации человек использует «двигательные каналы», дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.

Слайд 16

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст. В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными: • Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам; • Возникает представление о свойствах предметов; • Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Слайд 17

Сравнительная характеристика СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3 года В НОРМЕ МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ ОБЩАЯ МОТОРИКА Проходит 3 м. на носках Спускается с лестницы, не держась за перила Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами Спрыгивает с лестницы обеими ногами Прыгает на одной ноге Бросает мяч через голову Хватает катящийся мяч Сохраняет равновесие при качании на качелях. Физическая недостаточность, соматическая ослабленность (х одит, ссутулившись, опустив голову, на расставленных ногах, чаще обычного спотыкается и падает) Неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не может стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т.д.) Общее двигательное беспокойство, иногда легкий хореатетозный гиперкинез. Могут быть нарушения статистического равновесия (хуже прыгают на правой ноге, так как недозрелые клетки левого полушария, не могут ходить на носках и, особенно на пятках) У некоторых детей отмечаются эхопраксии.

Слайд 18

В НОРМЕ МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ ОБЩАЯ МОТОРИКА Проходит 3 м. на носках Спускается с лестницы, не держась за перила Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами Спрыгивает с лестницы обеими ногами Прыгает на одной ноге Бросает мяч через голову Хватает катящийся мяч Сохраняет равновесие при качании на качелях. Физическая недостаточность, соматическая ослабленность (х одит, ссутулившись, опустив голову, на расставленных ногах, чаще обычного спотыкается и падает) Неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не может стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т.д.) Общее двигательное беспокойство, иногда легкий хореатетозный гиперкинез. Могут быть нарушения статистического равновесия (хуже прыгают на правой ноге, так как недозрелые клетки левого полушария, не могут ходить на носках и, особенно на пятках) У некоторых детей отмечаются эхопраксии.

Слайд 19

В НОРМЕ МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ МОТОРИКА РУК Играет с песком и глиной. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Открывает крышки, использует ножницы. Переливает воду из сосуда в сосуд Красит пальцем. Нанизывает бусы. Складывает лист бумаги, сгибая его пополам Движения пальцев напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно Трудности с овладением навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, зашнуровывание обуви и т.п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, пазлов и пр.). Преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии Моторика рук длительное время остается недостаточно дифференцированной. Нарушения пальцевого стереогноза

Слайд 20

В НОРМЕ МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА к первому году - появляются смычки органов артикуляции; к полутора годам - появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель); после трех лет - появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка. 2 - 3 года – Гласные О. А. Э. Ы. И. У. Согласные П. Б. М. Ф. В. Т. Д. Н. К. Г. Х. Й. Оральная апраксия (расстройство сложных движений мышцы рта, глотки и лица, н-р, облизывать губы, издавать цокающие звуки). Артикуляционная моторика — вялая. Нарушения орального стереогноза. Легкая асимметрия оскала

Слайд 21

Восприятие речи – при моторной алалии оно сохранно на перцептивном уровне, а при сенсорной алалии грубо нарушено. Слуховое восприятие у детей с моторной алалией сохранно, а у детей с сенсорной алалией нарушено. Дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию, повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум, шуршание, скрип и т. д. Зрительное и тактильное восприятие у детей с сенсорной алалией сохранны.

Слайд 22

В НОРМЕ МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Знает названия четырех основных цветов, основных геометрических форм предметов. Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. При восприятии и запоминании цветов затрудняется в их назывании, слабо ориентируется в величине, форме и направлении фигур и предметов. В конструктивной деятельности не может сразу найти нужную фигуру, форму, заменяют одну другой, нуждаются в помощи. Не знает названий цвета предмета, его формы, размера, не манипулируют величинами, формами бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции

Слайд 23

В НОРМЕ МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов Нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве. Путаются во времени не могут определить время года, время суток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития

В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....

Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ

Тактильная и кожная чувствительность и восприятие у умственно отсталых детей как способ познания окружающего мира...

Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...

Система игр и игровых упражнений, по сенсомоторному развитию детей, направленных на подготовку детей к занятиям на лечебно-диагностической аппаратуре

Данный материал поможет воспитателям правильно планировать коррекционную работу с детьми с нарушением зрения  течении дня....

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка          Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, как фундамент речевого развития.

Ранний возраст - это период наиболее интенствного развития организма, период, когда у ребёнка происходит становление и развитие всех сторон речи. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является и...

Статья на тему: "Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития"

Основной формой воздействия на ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях, в группах для детей с задержкой психического развития (ЗПР) являются организованные занятия, в которых ведущая роль при...