Детско-родительский проект "Лэпбук на трудный звук"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: Ö ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида; Ö необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению; Ö использованием нетрадиционных форм работы между учителями-логопедами и родителями детей с ТНР.
Таким образом, возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта «Лэпбук на трудный звук» направленного на решение актуальной проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей снарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lepbuk.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность. Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с ОВЗ являются первой ступенью непрерывного образования. Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса, результативности коррекционно-развивающей работы и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю-логопеду приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Перед педагогом стоит задача научить воспитанника и его родителей находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества разнообразных источников. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на занятиях или дома с родителями по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познания в данном вопросе.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я использованию интерактивную технологию - методику создания лэпбука, реализация которой невозможна без помощи родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: √ ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида; √ необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению; √ использованием нетрадиционных форм работы между учителями-логопедами и родителями детей с ТНР.
Таким образом, возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта «Лэпбук на трудный звук» направленного на решение актуальной проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей снарушениями речи.
Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, через использование лэпбука – как средства обучения дошкольников с ТНР в условиях ФГОС
Задачи: √ выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать коррекционно-развивающее воздействие на ребенка;
√ разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение мастер-классов по изготовлению лэпбуков;
√ использовать выставки совместных работ родителей и детей для повышения интереса к созданию коррекционно-педагогической среды дома. Инновационность данного проекта заключается в поэтапном, заинтересованном включении родителей и детей в коррекционно-развивающее пространство группы и может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями групп и родителями.
Тип проекта: По доминирующей деятельности – практико-ориентированный, творческий.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: среднесрочный
Участники проекта: воспитанники с речевыми нарушениями , учитель-логопед, родители
Практический результат проекта: √ Презентация индивидуальных лэпбуков «Лэпбук на трудный звук», их практическое использование в процессе коррекции и компенсации речевого развития у воспитанников всеми участниками коррекционно-развивающего пространства. √ Пополнение картотеки из папок-лэпбуков.
Этапы работы:
1.Осознание проблемной ситуации, выбор темы и выработка
необходимых условий для реализации проекта, раскрытие смысла и
содержания предстоящей работы с учетом ФГОС и речевых
возможностей воспитанников.
1. 1. Теоретическое и практическое обоснование данного вопроса в
учебно-методической литературе, его обоснованность;
2. 2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня развития
речи детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
(логопедическое обследование на начало учебного года)
Ответственные: Учитель-логопед ,воспитатели
2.планирование деятельности (основной)
2.1.Внедрение модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей с
учетом степени развития всех компонентов речи.
2.2.Использование разнообразных игровых технологий, креативного
оформления и творческого воображения направленных на умение
закреплять и обобщать полученные знания;
2.3. Развитие речевых навыков у детей с речевой патологией с
использованием элементов наглядного моделирования в виде схем,
моделей, символов.
2.4. Активное включение родителей в коррекционно-образовательный
процесс посредством совместного изготовления с детьми творческого продукта проектной деятельности (лэпбука)
Ответственные: Учитель-логопед, дети, родители
3. Заключительный (практический).
3.1. Рефлексия проектной деятельности
3.2.Выявление проблем взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) и повышения результативности
коррекционно-развивающей и просветительской работы
3.3. Дальнейшие перспективы развития проектной деятельности
Данный материал в виде папок-лэпбуков по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезен, как отличный способ для повторения пройденного родителям, педагогам ДОУ, учителям-логопедам, воспитанникам в различных игровых при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов, формировании грамматических категорий и развитии связной речи.
Вывод: таким образом, проблема создания единого коррекционно- образовательного пространства не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Многие авторы занимались вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи (Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, Н.В. Новоторцева, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) и отмечают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее. Только при активном сотрудничестве родителей, педагогов и учителей - логопедов в коррекционно-образовательном процессе, использовании инновационных, интерактивных технологий, возможны количественные и качественные изменения в речевом развитии детей с нарушениями речи и подготовка их к школе.
Список литературы:
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста». М., АЙРИСС ПРЕСС,, 2005
2. Е.А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками». М., Творческий Центр., 2010
3. Ю.А.Афонькина, Н.А.Кочугова «Рабочая программа учителя-логопеда». Волгоград., Издательство «Учитель»., 2013
4. Ю.А.Афонькина, «Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ООО». Волгоград., Издательство «Учитель»., 2015
5. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
6. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»
Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...
ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)
Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...
картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки
Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию...
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...
Детско-родительский творческий проект "ТАЙНА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ"
Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей натолкнули меня на мысль о том, что родители не в полной мере понимают речевые проблемы своих детей и в силу этого не ок...
Трудные ситуации в детско - родительских отношениях.
Быть осознанным родителем - это в настоящее время не только модно, но и актуально. Скорости и виды коммуникации меняют и подход к вопросам отношений родителей и детей....