Речевая карта логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Володина Марина Александровна

Один из вариантов полного речевого обследования ребенка логопедом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc35 КБ
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

1. Фамилия, имя ребенка Даша П.

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес Белгородская область, п

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности (роды – первые). Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни – коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух – без патологии.

7. Зрение – без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная – из 6 картинок запоминает 4.

- слуховая – из 6 слов запоминает 4.

- ассоциативная – из 6 картинок - 5.

- словесно-логическая память – прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

- прямой и обратный счет - + (в пределах10)

- счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)

- классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)

- причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

9. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

- Строение – нормальное (незначительная прогнатия).

- Артикуляционная моторика – движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

11. Особенности звукопроизношения.

- Свистящие С, С’, З’, Ц – межзубные

- Шипящие Ш Ж, Ч, Щ – межзубные.

12. Фонематический слух – в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т – к – х)

- слогового ряда (па – та – ка – ха)

- ряда слов (порт- торт – корт – хор)

Различает на слух сходные звуки в:

- парах звуков (п – б), (с – з), (ш – ж)

- парах слогов (па – ба), (са – за), (ша – жа)

- парах слов (почка – точка), (сок – цок), (шар – жар).

Воспроизводит:

- звуковой ряд (б – п – б); слоговой ряд (ба – ба – па)

- ряда слов (почка – точка – бочка), (сом – ком – дом).

13. Звуковой анализ:

- выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-+

- выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)-+

- выделение первого согласного (дом, рот, пот)-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры – нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

- клубника -+ командировка – «комадировка»

- сковорода -+ стихотворение – «стиховорение»

- лекарство -+ велосипедист – «велесепедист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка – кружка, ключ – замок, шапка – шляпа, кофта – свитер;

- многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) – владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных – «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных – деревянный (дом), существительные от глаголов – клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением – рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.



Предварительный просмотр:

Речевая характеристика.

 Дима Б., ученик _________класса СОШ №….

Диагноз: ДЦП 

1)Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Аномалий в строении артикуляционного аппарата нет.

2)Динамическая сторона речи

Темп и ритм в пределах нормы. Словесное ударение употребляет правильно, логическое чаще всего отсутствует. Громкость голоса нормальная, тембр голоса без назализации. Интонационно речь недостаточно выразительна. Речь окружающих понимает.

3)Звукопроизношение

С, Ш, З, Ж, Ц, Щ  - сохраняется в самостоятельной речи не резко выраженное межзубное произнесение. Звуки р, р´; л, л´ - находятся на этапе дифференциации в связной речи. 

4)Особенности фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза

Слуховая дифференциация фонетически близких звуков  не нарушена.  Количество слогов в простых и многосложных словах определяет ошибочно. Выделяет звук на фоне слова с помощью учителя. Допускает ошибки в  самостоятельном определении первого и последнего звука в слове. Не умеет  определять количество и последовательность звуков в слове.

5)Особенности словарного запаса

Объём словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики. Испытывает трудности в  подборе прилагательных и глаголов к слову. Не умеет подбить антонимы к словам. Затрудняется в объяснении слов в переносном значении. Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова. Испытывает трудности в актуализации словаря - с трудом подбирает родственные слова, смешивает слова по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству.

6) Особенности грамматического строя речи.

     В речи использует простые малораспространенные предложения из 2-3 слов. Наблюдаются   аграмматизм на согласование существительных с прилагательными в роде числе и падеже, глагола с личными местоимениями в лице  числе. Неправильно понимает и дифференцирует конструкции с возвратными глаголами.  Не умеет самостоятельно образовывать глаголы движения с помощью приставок. Испытывает трудности в образовании относительных и притяжательных прилагательных.

7) Особенности связной речи.

    Составление   рассказа по картинке  заключатся в   перечислении знакомых объектов. Сюжетная линия  не прослеживается. Причинно-следственные связи не устанавливает даже   после детального анализа. Пересказ простого  текста выполняет с помощью учителя только после многократного прочтения и тщательного разбора содержания, которое сопровождается наглядным иллюстрированием.

8)Особенности ручной моторики и зрительно-пространственной функции.

     Ведущей является правая рука. Пробы Хэда выполняет неправильно. Присутствуют нарушения зрительно-моторной координации. Неправильно выполняет упражнения, требующие динамической организации движений пальцев  правой и левой руки. Схема тела  не сформирована.  Допускает стойкие ошибки в  названии   заштрихованных букв,   написанных пунктиром и  имеющих  недописанные элементы.  Наблюдаются стойкие ошибки в  названии букв, наложенных  друг на друга. Встречается зеркальность на письме.

9) Особенности процесса чтения                      

Чтение полными словами. Темп медленный. Понимание прочитанного. В словах со стечением согласных допускает ошибки. При чтении усекает структуру слова. Знаки препинания  не соблюдает. 

10)Состояние процесса письма.

   При списывании перескакивает строки.

При письме под диктовку  границу предложения   не соблюдает.  Пишет довольно грамотно. Ошибки при постановке знаков препинания.

11)Характеристика интонационной стороны речи

Речь выразительная невыразительная; интонационно оформленная,  затруднения  в выделении логического ударения,  паузации.

Темпо-ритмическая сторона речи: скандированная, замедлен;  наличие продолжительных пауз хезитации.

Речевое дыхание: без особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

В связи со спецификой учреждения, в котором я работаю, мною была разработана памятка по заполнению речевой карты...

Картинный материал для проведения обследования детей 3-4 лет ( к речевой карте, разработанной учителями-логопедами МБДОУ № 23 "Золотой петушок").

Картинный материал  к речевой карте для проведения обследования детей 3-4 лет к разделам "Состояние звукопроизношения", "Импресивная речь", ""Грамматический строй речи". Создан с помощью ...

Рекомендации учителя-логопеда к заполнению речевых карт

Варианты пересечения двух классификаций  Примерные формулировки логопедического заключения...

Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты.

Анамнестические данные. Особенности артикуляционного аппарата.Сенсомоторный уровень речи. Общее звучание речи. Артикуляционная  моторика. Звукопроизношение. Слоговая стру...

Речевая карта учителя-логопеда МАДОУ "ДС №482 г.Челябинска"

Речевая карта для обследования детей с ТНР...

Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты

Данная памятка поможет при заполнении разделов речевой карты...

Речевая карта логопеда в детском саду.

Речевая карта логопеда в детском саду....