Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты
материал по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_logopeda_po_zapolneniyu_rechevoy_karty.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды – досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляции, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.
Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух – норма, снижение слуха.
Зрение – норма, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
Интеллект – соответствует возрасту, ниже нормы.
Раннее физическое развитие – норма, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть – 6 мес., ползать 5-6 мес., стоять 7-8 мес., ходить 1 год).
Раннее речевое развитие – норма, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – 5 мес., первые слова – 1 год, первая фраза – 2 года, фразовая речь – 3 года).
Особенности артикуляционного аппарата
Зубы – норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус – норма, ортогнатический, открытый передний, боковой двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный.
Твердое небо – норма, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое небо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы - - норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, узкий, широкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.
Моторная сфера
Общая моторика – норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок
Рекомендуемые исследования:
4 года – попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его.
5 лет – то же и дополнительно: попрыгать на правой, левой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.
6 лет – то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
Ручная моторика – норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная)
Ведущая рука – левша, амбидекстер, правша.
Рекомендуемые исследования:
4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак-ладонь).
5 лет – то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой.
6 лет – то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой, выполнять упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак-ребро-ладонь» левой рукой, одновременно обеими
Психофизические процессы
Внимание
Норма (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение
Восприятие
Зрительное: узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.
Тактильное:
4 года – угадывание предмета по контуру.
5-6 лет - то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.
Слуховое – опознание и дифференциация шумов.
Цвет – нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет
4 года – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный,
5 лет – то же и дополнительно: оранжевый, голубой;
6 лет – то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый.
Форма:
4 года – круг, квадрат, овал, треугольник;
5 лет – то же и дополнительно: прямоугольник;
6 лет – то же и дополнительно: многоугольник.
Ритм – восприятие, воспроизведение
4 года - - - ., - . - , . - . ;
5 лет - . . -, - . . - , . - - . ;
6 лет - - - . . . ; . . - - . ; . - - - ..
Временные представления – ориентация хорошая, недостаточная, слабая
4 года – части суток, времена года;
5 лет – то же и дополнительно: дни недели;
6 лет – то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций.
Пространство
4 года – показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади.
5 лет – то же и дополнительно: слева, справа.
6 лет – то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.
Схема тела
4 года – показать правую, левую руку, ногу.
5 лет – то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо.
6 лет – то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо
Разрезные картинки – самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию
4 года – 2-4 части;
5 лет – 3-5 частей;
6 лет - 4-8 частей.
Фигуры из палочек
4 года – «стульчик» из 4-х палочек;
5 лет – «домик» из 6-ти палочек;
6 лет – «лодочка» из 7-ми палочек.
Память
Параметры кратковременной памяти – объем и линейность
Мышление
Обобщение
1-ый уровень – обобщение словом
2 –ой уровень – группировка по субъективным общим признакам
3 – ий уровень – родовидовое обобщение
4 –ый уровень – логический уровень обобщения. N – к 7 годам
Сериация
4-5 лет – расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признаков,
6 лет – соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов
Сравнение: выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснения
Импрессивная речь
Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Предложено-падежные конструкции
4 года - - в, на, над, под, у, с, по, до;
5 лет – перед, за, около, в, из, на , с.
6 лет – под, из-под, за, из-за.
Глаголы с приставками:
4 года – выходит, переходит, подходит;
5 лет – вылетает, подлетает, залетает;
6 лет – выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает.
Выполнение инструкций:
4 года – одно-, двухступенчатые;
5 лет – двух-, трехступенчатые;
6 лет – покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку.
Понимание предложений:
4 года – Где мама дочки? Где дочка мамы?
5 лет – Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку?
6 лет понимание связной речи, логико-грамматических конструкций
Сенсомоторный уровень речи
Общее звучание речи
Разборчивость – норма (достаточная), речь смазанная, нарушенная, невнятная, малопонятная для окружающих.
Темп – норма, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма)
Ритм - норма, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов
Дыхание – норма, свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный.
Голос – норма, слабый, неполётный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка)
Вывод
- Разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствует норме;
- Разборчивость речи несколько снижена, возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса;
- Речь невнятная, смазанная, возможны нарушения темпа, ритма, дыхания, голоса;
- Разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно проявление гиперкинезов, заикания, отклонения тембра
- Речь понятна только близким.
Артикуляционная моторика
Объем движений – строго ограничен, неполный, полный.
Тонус – норма, повышен, понижен.
Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия.
Переключаемость – норма, повышенная
Вывод
- Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;
- Все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;
- Замедленное и напряженное выполнение;
- Выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
- Не выполнение
Звукопроизношение
В пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).
Вывод:
- Безукорозненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях
- Один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы)
- Нарушено произношение 3-5 звуков
- В любой позиции искажаются или заменяются 6-9 звуков
- Искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от 10 звуков
Слоговая структура слова
Не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена
Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены)
Вывод:
- Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
- Воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
- Замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажение слоговой структуры.
- Искажение слоговой структуры слов;
- Невоспроизведение.
Фонематический слух
Сохранный, развит недостаточно, нарушен
Исследуются звуки:
- Звонкие, глухие;
- Ротовые, носовые;
- Твердые, мягкие;
- Переднеязычные, заднеязычные;
- Переднеязычные, среднеязычные;
- Среднеязычные, заднеязычные;
- Губные, переднеязычные;
- Губно-губные, губно-зубные;
- Свистящие, шипящие;
- Переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые;
- Шипящие аффрикаты, шипящие щелевые;
- Шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные;
- Свистящие аффрикаты, свистящие щелевые;
- Вибранты, смычно проходные ротовые.
Вывод:
- Все задания выполнены верно;
- Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно;
- Ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;
- Часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
- Не выполнение.
Языковой анализ и синтез
Сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы.
Вывод:
- Все задания выполнены верно с первой попытки;
- Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно;
- Задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны;
- Большая часть заданий недоступна;
- Не верные ответы, отказ от выполнения.
Грамматический строй речи
Сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован.
Вывод:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий;
- Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
- Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкций, уточнение вопроса, подсказка);
- Большинство заданий не выполняется;
- Не выполнение.
Лексика
Норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен)
Вывод:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий;
- Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
- Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка);
- Большинство заданий не выполняется;
- Не выполнение.
Словообразование, словоизменение
Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы
Выводы:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий;
- Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
- Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка);
- Большинство заданий не выполняется;
- Не выполнение.
Связная речь
Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
Пересказ:
4-5 лет
Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. (Л.Н.Толстой)
Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По И.Д.Сытину)
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. (И.Д.Сытин)
5-6 лет
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»
Вместо ответа зайчик только вздохнул. (К.Д.Ушинский)
У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. (Л.Н.Толстой)
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По К.Д.Ушинскому)
Вывод:
- Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;
- Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания;
- Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений;
- Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;
- Пересказ даже по вопросам не доступен.
Рассказ по серии картин
6-7 лет
Вывод:
- Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
- Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов;
- Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа;
- Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий.
- Рассказ недоступен.
Козина И.В.
Учитель-логопед ДОУ № 2009, Москва
Журнал «Логопед» № 6, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для логопеда по заполнению речевой карты
В связи со спецификой учреждения, в котором я работаю, мною была разработана памятка по заполнению речевой карты...
Рекомендации учителя-логопеда к заполнению речевых карт
Варианты пересечения двух классификаций Примерные формулировки логопедического заключения...
Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты.
Анамнестические данные. Особенности артикуляционного аппарата.Сенсомоторный уровень речи. Общее звучание речи. Артикуляционная моторика. Звукопроизношение. Слоговая стру...
Памятка для логопеда по заполнению речевой карты
В помощь учителю - логопеду ДОУ...
Памятка по заполнению речевых карт
Памятка по заполнению речевых карт...
Памятка по заполнению речевых карт
Данный материал поможет при заполнении речевых карт дошкольников...
Оптимизация работы учителя-логопеда по заполнению речевых карт на вновь поступивших воспитанников.
В последние годы внедрение системы бережливого производства становится все более насущным и необходимым как в промышленной сфере, так и в сфере услуг, в том числе образовательных....