Коррекция ОНР у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Коррекция ОНР дошкольников с применением информационных технологий
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Мультимедийная презентация в работе учителя логопеда…… 6
1.1Мультимедийная презентация. Понятие. Применение в работе учителя-логопеда…………………………………………………………. 6
1.2. Теоретические основы использования мультимедийной презентации как части ИКТ в коррекционно – развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР)…………………………………………………… 9
Глава 2 Коррекционно-развивающая работа на базе ИКТ в ДОУ 11
2.1 Краткая характеристика речи детей с ОНР 6-7 летнего возраста 11
2.2Создание базы мультимедийных презентаций для логопедических занятий в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с ОНР 6-7 лет………………………………………… 12
Заключение………………………………………………………………….. 14
Список литературы…………………………………………………………. 15
Приложение………………………………………………………………….. 18
Введение
Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании становится повсеместным явлением, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: Интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений. Обобщая данные педагогов-практиков и собственные исследования, можно с уверенностью отметить, что включение в коррекционно-педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи.
Активное проникновение в практику работы ДОУ компенсирующего вида информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучения, насыщенной ИКТ. Которая направлена на формирование вербальной самопрезентации и механизмов самокомпенсации при коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста, повышение общеречевой мотивации, развитие психологической базы речи и коммуникативно-познавательной потребности воспитанников, с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру.
Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:
- реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),
- реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),
- увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),
- повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),
- раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).
Используя различные литературные источники, в том числе: статьи об опыте учителей-логопедов по коррекции речи детей с общим недоразвитием речи, я выявила противоречие между достаточной разработанностью данной проблемы в методической литературе и невысоким уровнем развития речи детей.
Целью данной педагогической деятельности является разработка базы презентаций, содержание которых будет направлено на развитие речи у детей с ОНР подготовительной к школе группы.
- обогащение словаря по изучаемым лексическим темам;
- дифференциация смешиваемых звуков;
- профилактика дислексий и дисграфий
- совершенствование связной речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по вопросу исследования;
2. Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
3. Создать презентационную базу занятий направленных на развитие связной речи у детей с ОНР.
Объект исследования: особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Предмет исследования: процесс использования мультимедийных презентаций в коррекционно–развивающем обучении дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: В результате создания базы мультимедийных презентаций должна повыситься эффективность логопедических занятий.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической, логопедической литературы;
- метод исследования – педагогический эксперимент;
- количество результатов в экспериментальной работе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
В заключении подводится итог, делаются выводы по всей проделанной работе.
Литература состоит из 29 источников.
Глава I. Мультимедийная презентация в работе учителя логопеда
1.1 Мультимедийная презентация. Понятие. Применение в работе учителя-логопеда
Мультимедийная презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление. Главная задача – удивить и заинтересовать слушателя. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. [5]
Использование мультимедийной презентации в работе с дошкольниками должно быть ориентированно на ведущую деятельность ребенка – игру, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, занятия должны удовлетворять возрастным, интеллектуальным потребностям детей с ОВЗ, развивать их способности.
Мультимедийная презентация позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио – информацию, объединенную в единую оболочку учебного процесса. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребенка с таким пособием позволяет не только решать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит ребенка с актуальной формой ее представления. Для создания большинства мультимедийных учебных пособий используется программа Power Point. Такая презентация характеризуется возможностью использования самого разнообразного по объему и времени представления материала, удобством структуры слайд-шоу. Относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении занятий.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентации.
Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать речь детей, все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др., что, бессп
орно, необходимо и очень актуально в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Применение на логопедических занятиях презентаций тематического характера (авторских) позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.
Содержание тематических презентаций направлено на обогащение и пополнение словарного запаса детей, на формирование грамматических категорий, что способствует быстрому освоению словаря за счёт зрительного восприятия.
Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.
Конечно же, логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с ведущими тенденциями модернизации общего образования и его базовой – дошкольной – ступени поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.
Для работы используются стандартные программы Microsoft Word,
Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, мультимедиапроигрыватель
Логопедический кабинет оснащен компьютером, где создается и хранится медиатека, содержащая электронные образовательных ресурсы, заимствованные на специализированных интернет-сайтах, а также созданные учителями-логопедами представленного учреждения:
- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей,
выступления, сценарии, стихи и т.п.;
- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
- графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);
- звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);
- видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);
- шаблоны для презентаций, картинный материал, фотографии;
- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям
коррекционно – развивающего обучения);
- познавательные и логопедические программы «Игры для Тигры», «Подготовка к школе с Лунтиком» и др.
Методические рекомендации:
На данном этапе обучения выделены задачи, которые решаются в каждой образовательной деятельности:
• поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
• реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности
Кроме того, решаются задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, обучение детей умению понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. Большое внимание уделено эмоциональному состоянию ребенка, что способствует формированию прочных познавательных навыков.
1.2 Теоретические основы использования мультемедийной презентации как части ИКТ в коррекционно – развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, пришли к выводу, что освоение мультимедийных технологий - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.
Задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ. [17]
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. [9]
Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. [5]
Одним из необходимых условий речевого развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе занятий необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. В основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив.
Из многолетнего опыта работы становится ясно, для того чтобы обучение ребёнка проходило успешно, необходимо чтобы сам ребёнок был в этом заинтересован. Отсюда следует, что выбор технологических средств работы с детьми должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях.
Глава 2 Коррекционно-развивающая работа на базе ИКТ в ДОУ
2.1. Краткая характеристика речи детей с ОНР 6-7 летнего возраста
В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному обучению в школе остро стоит перед учителями-логопедами и воспитателями. [21]
Для данного уровня развития речи детей характерноналичие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных предложений, а также некоторых видов сложных предложений. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Наблюдается искаженное, нечеткое произношение отдельных звуков.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
К сожалению пособия по развитию речи, дидактический материал не всегда наглядны и соответствуют окружающей действительности.
Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий этот недостаток можно устранить, вводя в занятия мультимедийные презентации.
2.2 Создание базы мультимедийных презентаций для логопедических занятий в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с ОНР 6-7 лет
Для достижения указанных выше целей создана база мультимедийных презентаций, в которую входят:
- презентации по лексическим темам («Осень», «Подарок для Осени».
«Грибы», «Загадки о ягодах», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные»
«Транспорт», «Зима», «Зимующие птицы», «Профессии». и т.д.)
- презентации на дифференциацию смешиваемых звуков (ш-ж, р-л, с-ш, з-зь-ц, л-ль.)
- презентации на развитие слогового анализа и синтеза
- презентации на развитие связной речи.
Мультимедийные презентации усиливают эффект наглядности в образовательной деятельности, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка. В качестве мультимедиаресурсов выступают красочные фотографии, картинки, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, а так же аудиоинформация, включающая в себя звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, веселое музыкальное сопровождение и забавные персонажи, все это помогает совершенствовать у детей сенсорные и интеллектуальные функции, зрительную и слуховую память, наблюдательность и внимание, восполняются пробелы в чувственном восприятии действительности. Положительные эмоции, полученные детьми на коррекционно-развивающих занятиях активизируют их речевую деятельность, повышают потребность высказать свои чувства и мысли, т.о. возрастает мотивация к общению. [12]
Поведение ребенка на занятии становится более раскрепощенным, повышается его самооценка. Все это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта. Что так же способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.
Заключение
Таким образом, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении значительно сокращает время формирования произносительных навыков, развитии фонематического восприятия, навыков звукового и языкового анализа, способствует развитию невербальных психических функций у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс коррекционно–развивающего обучения позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.
Литература
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
- Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
- Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
- Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
- Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
- Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
- Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
- Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
- Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
- Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
- Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
- Выбор в современной школе: книга для учителя. СПб.: «Водолей», 2002
- Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
- Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
- Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
- Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
- Сборник материалов "О реализации дополнительных предпрофессиональных программ". Автор-составитель: А.О. Аракелова – М., 2012 (для детских школ искусств).
- Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14
- Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.
- Храмцова И. А. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс реализации профильного обучения в системе непрерывного образования // Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 9-14
- Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...
Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...
Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста
в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...
"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"
Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников
Неконструктивное поведение- основная причина нарушения психофизического здоровья детей. Поведение детей- это чаще всего то, на что жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. На...
Коррекция нравственной сферы дошкольников с ЗПР через занятия по курсу: "Этика и этикет для дошкольников"
У дошкольников с ЗПР отмечаются проблемы с формированием нравственно - этической сферы....