Формирование слоговой структуры слова у детей-логопатов с диагнозом ТНР: ОНР II, III уровня речевого развития
статья по логопедии по теме

Мельникова Елена Павловна

Практикующий логопед рекомендует систему коррекционных приемов и методов формирования звукослоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией молодым специалистам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мельникова Е.П.

Формирование слоговой структуры у детей-логопатов с общим недоразвитием речи II-III уровня.

        Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с тем, что большинство детей с общим недоразвитием речи различного уровня испытывают затруднения в овладении звуко-слоговой структурой слов. Кроме того, выделяются дети, практически не владеющие фразовой речью, в коммуникации они пользуются звукоподражаниями, жестами, аморфными словами-корнями.
        К сожалению, логопеду не всегда удается достичь оптимального эффекта в коррекции таких нарушений. Основываясь на своем многолетнем опыте, предлагаю  рекомендации.

Для успешной коррекции устной речи необходимо провести тщательное предварительное обследование дошкольников. Как правило, у детей оказываются недостаточно сформированы такие психические функции, как логическое мышление, слуховая и двигательная память, наблюдается также слабая работоспособность, связанная с быстрой истощаемостью нервной системы, и низкая познавательная активность. Недоразвитие этих психических функций влияет на становление полноценной речевой коммуникации.

        В ходе логопедического обследования детей с диагнозами ОНР II и III уровня важно обратить внимание на дошкольников с грубым нарушением восприятия и особенно воспроизведения звуко-слогового состава слов. У одних детей наблюдается в речи укорочение длины слова за счет опускания одного или даже нескольких слогов (элизия), другие активно пользуются словами-контурами (абрисы), в которых однако сохранены просодические элементы: ударение в слове, количество слогов («папата» вместо лопата). Наблюдается также стремление «открыть» слог путем опущения согласных звуков в стечениях – в начале, середине, конце слов («гося»  вместо гвоздь).

        Характерной особенностью является и то, что эти дети не воспринимают семантический вес слогов в структуре словоформы. Одно и то же звукосочетание служит для выражения разных значений, а эти значения понятны только в конкретной ситуации. Для ребенка с ОНР слоговая структура не выступает как сложный звуковой комплекс, и тогда единицей произношения становится сочетание звуков, которое часто оказывается дефектно произносимым.

        Владение минимумом скоординированных артикуляционных укладов, невозможность точной передачи звукового состава слов и вместе с тем потребность в общении – все это приводит к тому, что ребенок с ОНР начинает активно пользоваться в своей речи словами-контурами, в которых грубо искажен слоговой состав и присутствуют звуки-субстраты.

        Дошкольники с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова, отчего он долго не находит своего послогового оформления. Поэтому дети с трудом запоминают стихотворения, от них ускользают ритм и рифма стихотворной формы.

        При организации коррекционной работы учитываются следующие взаимосвязанные компоненты.

Коррекция произношения отдельных звуков, включение их в в слоги, слова:

  • двухсложные слова с открытым слогом: па-па, ма-ма;
  • трехсложные слова с открытым слогом: ма-ли-на, до-ми-но, ку-би-ки;
  • односложные слова: кот, мак, дом;
  • слова со стечением согласных:
  • в середине слова – утка, кофта, болты, компот;
  • в начале слова – плот, флот, хлеб;
  • в конце слова – банк, шарф.

На начальном этапе работа по формированию слоговой структуры слова  ведется на сформированных (сохранных) звуках, а при автоматизации поставленных звуков используются отработанные слоговые структуры. Надо учитывать такой момент: чем сложнее слоговая конструкция слова, тем труднее происходит включение поставленных звуков в структуру слова.

Развитие фонематического восприятия звукового состава слов в полном объёме с чётким выделением ударного слога.

Недостаточное развитие словаря ребёнка влияет на восприятие и воспроизведение слоговой структуры слов. Дети затрудняются произнести слово, смысл которого им неизвестен. Они смешивают слова, близкие по звучанию, но различные по семантике. («пастила» вместо серпантин).

Следовательно, усвоение звукового состава слова связано с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим развитием ребёнка и с формированием артикуляционной моторики.

Для того чтобы организовать практическую работу по формированию звуко-слоговой структуры слов у детей старшей логопедической группы, в процессе обследования необходимо выяснить уровень сохранности слоговой и звуковой структуры слов.

Для этого нужно предложить ребёнку повторить ряды слогов:

  • из разных гласных и согласных звуков: та-мо-ку;
  • из разных согласных, но одинаковых гласных звуков: ма-ба-та;
  • из разных гласных, но одинаковых согласных звуков: ма-мо-му;
  • из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным типом ударения: па́-па-па, па-па́-па, па-па-па́;

Предлагается отстучать ритм: Х-х-х, х-Х-х, х-х-Х.

Подбираются картинки и слова с различным количеством и типом слогов, повторение фраз: Водопроводчик чинит водопровод (без опоры на картинку и с опорой)

В соответствии с результатами обследования определяются следующие задачи:

  • формирование слухового восприятия звуко-слоговой структуры слов разной сложности;
  • формирование слого-ритмической мелодики слова: умение слитно произносить слоги в словах, используя поставленные звуки; выделять ударный слог.
  • формирование умения произносить слова, фразы (отработка артикуляторного переключения с одного слога на другой).
  • упражнение детей в умении определять количество, последовательность звуков, слогов в слове (звуко-слоговой анализ и синтез слов, предложений).

Рассмотрим основные примеры и игровые упражнения по преодолению нарушений восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.

Работа по формированию слухового восприятия на начальном этапе строится на усвоении неречевых ритмов с опорой на движения.

    Игра «Сторож»

Отстучи ритм (молоточком, ладонью):

Х-х-х, ХХ-хх.

  Игра «Труба»

Игровая ситуация: «Мы играем на трубе, дудим в трубу: бу-бу-бу (низко); ту-ту-ту (высоко).

  Игра «Угости зверей»

По звукоподражаниям, которые логопед произносит в разном ритме (аф-аф, му-му-му), дети должны догадаться, кто из зверей пришёл в гости.

Упражнения «Назови слог, звук»

  • Назови лишний слог: па-ба-па; ту-ты-ту.
  • Назови одинаковые слоги: ма-на-ны-на.
  • Назови повторяющийся звук: на-ны-ну, ас-ап-ат.
  • Определи пропущенный звук, слог в названии картинки.
  • Составь слово из рассыпанных звуков (для старших дошкольников – из букв), слогов (опора - предметные картинки).
  • Составь слово (акростих).

Логопед произносит предложение. Ребёнок выделяет последний слог слова, заканчивающего каждую фразу. В завершении игры из полученных слогов ребёнок составляет слово.

В лесу ловят рыжую лису.

Народу тьма. Громче всех кричит Кузьма.

Он без куртки, без пальто. 

Из оврага, где ольха,

Слышны крики петуха.

Изловить лису неплохо,

Да мешает…. (су-ма-то-ха).

  Игра «Помоги распутать слова»

Логопед произносит слова (можно с опорой на предметные картинки), где слоги перепутаны: посаги, мосалёт, босака, мабуга, традеть.

  Игра «Эхо»

Окончание слов проговариваются так, чтобы получилось новое слово: раскладушка-душка, хлопушка-пушка, прибаутка-утка.

  Игра «Эхо 2»

Повтори слова только со слогом сок: поясок, кузовок, сапожок, носок, грибок, брусок.

 Упражнение «Не ошибись»

Нужно повторить ряд слов, близких по звучанию: стон-стол-слон, скрепка-скрипка-струнка.

 Игра «Цепочка слов»

Последний слог или звук слова является началом другого слова: тапки-кино-ноги-гитара…

 Игра «Договори словечко»

Добавь слог са, чтобы получилось слово: колба…, зано…, ко….

 Игра «Потерянный слог»

Игровая ситуация: Наташа и Вова составляли слова из трёх слогов, но когда они показывали их маме, слоги упали, слова рассыпались. У Наташи остался первый слог у, а у Вовы последний слог ка. Какие слова составили Наташа и Вова? (улыбка, улитка, удочка…).

К этим упражнениям примыкают игры на формирование представлений о звуко-слоговом составе слова, а также умение определять количество звуков, слогов в слове и подбирать слова с заданным количеством звуков, слогов.

Например, игра «Школа мяча», логопед отбивает мячом слоги, данные в обратном порядке: ка-руч, вы-сли. Ребёнок исправляет.

Важный этап в работе логопеда-устранение ошибок уподобления слогов друг другу. В упражнениях используются слоговые ряды с разными согласными и гласными звуками. Предлагаем:

  Игра «Считалочка»

Логопед предлагает разделить слова на слоги по принципу считалки.

Во время овладения детьми произношением многосложных слов следует обращать внимание на предупреждение перестановки слогов в этих словах. Совместно с детьми отхлопываются слова-названия разрезных картинок по слогам (ребёнок кладёт руку на руку логопеда).

Для того, чтобы выделить ударный слог в слове, применяется проговаривание слов по слогам с движением пальцев ведущей руки («Игра на клавишах»). Ударный слог выделяется более сильным и продолжительным нажатием соответствующего пальца в зависимости от места ударения в слове: ко-ро́-ва.

Отработку правильного произношения слов с разным типом ударения, хорошо проводить, пользуясь именами детей. Затем в работу вводятся чистоговорки с рифмующимися словами. Дети могут придумывать сами смешные рифмовки:

Ду-до-да – у меня беда,

Во-ву-вы – объелся я халвы.

Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед вводит в отрабатываемые слова стечения согласных звуков (эти звуки должны правильно произноситься детьми). Сначала подбираются слова со стечением согласных в середине слова (папка, утка, тыква). Рекомендую использовать приём соединения ладошек. При отработке стечений согласных в начале слова, предварительно нужно отработать произношение закрытых слогов. Затем применяется приём наращивания звуков в слоге:

От-лот-флот

Если ребёнку ещё трудно произнести стечение согласных, то предлагаем повторить слоги, где между согласными есть гласные: а, о (фата). Затем два слога как бы смещаются (фъта – редуцированный гласный ъ, близкий к ы). Далее опускается редуцированный гласный и стечение согласных произносится без него – фта.

На заключительном этапе работы в речь детей включаются слова более сложной звуко-слоговой структуры с поставленными и автоматизированными звуками. Используются задания:

  • подобрать слова к заданной модели;
  • преобразовать слова путём замены одного, двух звуков; одного, двух слогов или добавление звуков и слогов;
  • печатание, чтение слов и предложений разной сложности звуко-слогового состава;
  • фонетические задачи:

  1. В слоге один звук. Какой он – гласный или согласный?
  2. В слоге два звука. Какие это звуки?
  3. В слоге три звука. Сколько в нём гласных звуков? Согласных звуков?
  4. В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?

Таким образом, рассмотренные выше игровые упражнения помогают ребёнку преодолеть трудности в освоении слов разной звуко-слоговой сложности.

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, вырабатываются слуховые и моторные дифференцировки согласных и гласных звуков, входящих в состав читаемых слов. У детей расширяется словарный запас, уточняются значения многих слов (в контексте с другими словами).

Очень важно научить ребёнка умению слышать в слове каждый звук.

Овладение правильным произношением слов, развитие слушания как специальной речевой функции – необходимое условие формирования полноценной речи, так необходимой каждому дошкольнику для успешной подготовки к обучению в школе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями

Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Картотека игр и игровых упражнений: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".

Картотека игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей группы для детей 4-6 лет по разделу: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структур...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...