Лексическая тема : « Домашние птицы» Логопедическая тема: «Звук [ш]»
элективный курс по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
Образовательные задачи
Ø Активизировать словарный запас по теме «Домашние птицы»;
Ø Развивать координацию движений;
Ø Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой;
Ø Развивать творческое воображение и подражательность;
Ø Работать над развитием диафрагмального дыхания ;
Ø Развивать переключаемость движений;
Ø Развивать логическое мышление;
Ø Развивать чувство ритма и темпа.
Коррекционные задачи: - автоматизировать звук [ш] в чистоговорках и предложениях;
¶ Работать над развитием артикуляционной материки;
¶ Развивать мелкую моторику;
¶ Работать над развитием слухового внимания;
¶ Работать над развитием общей моторики;
¶ Развивать способность к расслаблению.
Воспитательные задачи:
- Воспитать уважение детей друг к другу;
- Воспитать у детей чувство любви к природе.
Материал: иллюстрации к сказке (утята, медведь), предметные картинки с изображением домашних птиц, разрезная картинка (12 частей), музыкальное сопровождение, пособие для развития диафрагмального дыхания, лента, зеркала.
Ход занятия:
I ч. Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель: Ребята, какие сказки Андерсена вы знаете?
Дети: Я знаю «Дюймовочка»
- «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка»
- «Новое платье короля»
- «Стойкий оловянный солдатик»
- «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»
- «Снежная королева», «Пастух и трубочист»
II ч. Введение в тему.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в одну из сказок. Мы побываем на птичьем дворе и посмотрим, какие птицы там живут.
III ч. Основная часть
1. Активизация словаря.
Воспитатель: Жила - была утка. Вылупились у утки девять утят. Восемь утят были похожи друг на друга и на свою маму, а один был большой и совсем не похож на остальных. И прозвали его за это Гадким утенком. Ой, ребята, посмотрите - кто это? Это бедный гадкий утенок (показывают картинку). Настало время познакомить утят с другими жителями птичьего двора. Марина, подойди ко мне. Кто изображен у тебя на картинке?
Игра «Птичья семья»
Марина: На картинке изображен цыпленок.
Воспитатель: Давай поставим цыпленка на птичий двор. Вспомним всю семью цыпленка. Кого не хватает в семье?
Дети: Петуха и курицы!!
Выходят дети, у которых на картинке нарисована курица и петух.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто еще живет на птичьем дворе.
Дети собирают семью:
ﻬ Селезень - утка - утенок;
ﻬ Гусь - гусыня - гусенок;
ﻬ Индюк - индюшка - индюшонок;
ﻬ Петух - курица - цыпленок.
Воспитатель: Назови семью этой птицы (показывает птицу) Назови этих птиц.
Дети повторяют.
2. Подвижная игра.
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, как ходят разные птицы, и попробуем их изобразить.
o Наши уточки с утра -
Кря-кря - кря!!
Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.
o Наши гуси у пруда -
Га - га - га!!
Идут, вытянув шею вперед и отставив руки «крылья» назад.
o Наши курочки в окно -
Ко - ко - ко!!
Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
o А как Петя - петушок
Рано - рано поутру
Нам поёт: КУ - КА - РЕ - КУ!!
Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.
3.Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Тут утка решила пойти учить птенцов плавать, отправимся вместе с ними.
Ø Шла уточка бережком,
Вела утят гуськом,
Дети «идут» двумя пальчиками по руке.
Ø А шли они гурьбой,
Руки на колени
Ø Большой своей семьей
Поднимают руки вверх
Ø И малый, и большой,
Загибают безымянный палец, большой палец
Ø И средний, и меньшой,
Загибают средний палец, мизинец.
Ø И самый дорогой.
Загибают указательный палец.
4. Развитие диафрагмального дыхания.
Логопед: Стали птенцы отряхиваться после купания, и полетели перышки. Давайте соберем перышки и подуем на них. (Дети дуют на перышки под тихую музыку)
Все птенцы играли, а один сидел никому не нужный, никто не обращал на него внимания. Это был Гадкий утенок
5. Упражнение, регулирующие мышечный тонус.
Логопед: Ему было очень грустно, и он мечтал научиться летать.
Исходное положение: Дети стоят за стульями. На первую часть музыки - напрячься, «уронить туловище», расслабиться, встать; на вторую часть музыки - плавные, без напряжения, движения руками в стороны и вперед.
Упражнение повторить четыре раза.
Логопед: Все его только обижали. Ребята, а можно обижать других?
Дети: Нельзя!!
Логопед: Гадкому утенку стало очень обидно, и он решил убежать.
6. Артикуляционная гимнастика
Воспитатель рассказывает, логопед выполняет вместе с детьми.
Воспитатель: Гадкий утенок побежал куда глаза глядят . Пробежал мимо дома, Гадкий утенок увидел девочку, качающуюся во дворе на качелях, вверх - вниз взлетали качели (поднимаем язычок на верхнюю губу - опускаем на нижнюю), и девочка от радости улыбалась (разводим уголки губ в стороны, обнажив губы). В доме за обеденным столом сидели ее мама и папа, и пили чай из чашек (кладем широкий язычок на нижнюю губу и загибаем его «чашечкой») с вареньем. Мама испачкала вареньем верхнюю губу и стала ее облизывать (облизываем кончиком языка верхнюю губу слева на право и обратно). Гадкий утенок посмотрел на все это , ему стало грустно , и он побежал быстрее. По дороге ему попадались горы - он поднимался на горку (упираем кончик языка в нижние зубы и выгибаем его среднюю часть «горкой») и спускался с горки. На одной высокой горе дул сильный ветер (дуем на вытянутый язык) и завывал «у - у - у - у» (трубочка). Потом Гадкий утенок добежал до леса, где росло много грибов и на орешнике много орехов (упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку изнутри). Гадкий утенок как осмотрелся вокруг (часики), посмотрел налево и направо - и увидел большое круглое озеро (кладем широкий загнутый язык на нижнюю губу). Гадкий утенок улыбнулся и подумал, как хорошо ему будет жить. Но по дороге к озеру он встретил преграду - опасность.
7. Чистоговорка.
Логопед: Тем временем на птичий двор пришла птичница покормить птиц.
Ша - ша - ша - наша каша хороша;
Шо - шо - шо - кушать надо хорошо;
Шок - шок - шок - покушай, петушок;
Аш - аш - аш - вот домик ваш;
Еш - еш - еш - зернышки поешь.
8. Развитие общей моторики и равновесия .
Воспитатель: Все продолжаем заниматься своими делами, и никто не заметил отсутствие Гадкого утенка. Гадкий утенок добежал до пропасти. Надо перейти пропасть по узкому мостику, чтобы попасть к большому красивому озеру. А сможете ли вы перейти на другую сторону?
Дети идут по ленте, руки в сторону.
9.Развитие логического мышления
Логопед: Ребята, давайте узнаем, кто живет на озере?
Прямо и гордо умеют держаться ,
Очень бесшумно на воду садятся.
На воду сели , посидели.
И снова полетели.
Дети: Это Лебеди!!
Звучит радостная музыка .Логопед показывает картинку.
Логопед: Кто живет на озере?
Дети: На озере живут лебеди.
Логопед: Кого встретил Гадкий утенок на озере?
Дети: Гадкий утенок встретил на озере лебедей.
10. Развитие мелкой моторики и логического мышления.
Логопед: Ребята, давайте соберем такую картину из деталей на доске.
Воспитатель раздает детали, и дети собирают картинку на доске.
11. Танец.
Воспитатель: Лебеди такие грациозные птицы, они двигаются, будто танцуют.
Медленный танец лебедей.
Воспитатель: Лебеди пригласили утенка жить с ними. Прошло время, Гадкий утенок вырос и превратился в прекрасного лебедя. Пролетал он над птичьим двором, посмотрел вниз и увидел птиц. Те тоже посмотрели на небо, и подумали «Какая красивая птица летит!» - и никто не узнал в нем Гадкого утенка.
IV ч.Закрепление
Воспитатель. Давайте вспомним, какие птицы живут на птичьем дворе?
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает
(Курица)
Не ездок, а со шпорами,
Не караулит , а кричит.
Не сторож , а всех будит
(Петух)
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(Цыпленок)
Надуется, натужится,
Начнет болтать,
По - чудному лепетать. (Индюк)
На красных ногах ,
Кричит: «Га - га - га»
Воды не боится,
Что это за птица?
(Гусь)
Простая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит в вразвалочку -
Спотыкалочку
(Утка)
V ч. Итог.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Как называлась сказка, в которой мы с вами побывали? Кто вам в ней больше всех понравился? (Ответы детей)
Дети уходят из зала под спокойную музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема : « Домашние птицы»
Логопедическая тема: «Звук [ш]»
Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
Образовательные задачи
- Активизировать словарный запас по теме «Домашние птицы»;
- Развивать координацию движений;
- Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой;
- Развивать творческое воображение и подражательность;
- Работать над развитием диафрагмального дыхания ;
- Развивать переключаемость движений;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать чувство ритма и темпа.
Коррекционные задачи: - автоматизировать звук [ш] в чистоговорках и предложениях;
- Работать над развитием артикуляционной материки;
- Развивать мелкую моторику;
- Работать над развитием слухового внимания;
- Работать над развитием общей моторики;
- Развивать способность к расслаблению.
Воспитательные задачи:
- Воспитать уважение детей друг к другу;
- Воспитать у детей чувство любви к природе.
Материал: иллюстрации к сказке (утята, медведь), предметные картинки с изображением домашних птиц, разрезная картинка (12 частей), музыкальное сопровождение, пособие для развития диафрагмального дыхания, лента, зеркала.
Ход занятия:
I ч. Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель: Ребята, какие сказки Андерсена вы знаете?
Дети: Я знаю «Дюймовочка»
- «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка»
- «Новое платье короля»
- «Стойкий оловянный солдатик»
- «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»
- «Снежная королева», «Пастух и трубочист»
II ч. Введение в тему.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в одну из сказок. Мы побываем на птичьем дворе и посмотрим, какие птицы там живут.
III ч. Основная часть
- Активизация словаря.
Воспитатель: Жила - была утка. Вылупились у утки девять утят. Восемь утят были похожи друг на друга и на свою маму, а один был большой и совсем не похож на остальных. И прозвали его за это Гадким утенком. Ой, ребята, посмотрите - кто это? Это бедный гадкий утенок (показывают картинку). Настало время познакомить утят с другими жителями птичьего двора. Марина, подойди ко мне. Кто изображен у тебя на картинке?
Игра «Птичья семья»
Марина: На картинке изображен цыпленок.
Воспитатель: Давай поставим цыпленка на птичий двор. Вспомним всю семью цыпленка. Кого не хватает в семье?
Дети: Петуха и курицы!!
Выходят дети, у которых на картинке нарисована курица и петух.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто еще живет на птичьем дворе.
Дети собирают семью:
- Селезень - утка - утенок;
- Гусь - гусыня - гусенок;
- Индюк - индюшка - индюшонок;
- Петух - курица - цыпленок.
Воспитатель: Назови семью этой птицы (показывает птицу) Назови этих птиц.
Дети повторяют.
- Подвижная игра.
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, как ходят разные птицы, и попробуем их изобразить.
- Наши уточки с утра -
Кря-кря - кря!!
Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.
- Наши гуси у пруда -
Га - га - га!!
Идут, вытянув шею вперед и отставив руки «крылья» назад.
- Наши курочки в окно -
Ко - ко - ко!!
Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
- А как Петя - петушок
Рано - рано поутру
Нам поёт: КУ - КА - РЕ - КУ!!
Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.
3.Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Тут утка решила пойти учить птенцов плавать, отправимся вместе с ними.
- Шла уточка бережком,
Вела утят гуськом,
Дети «идут» двумя пальчиками по руке.
- А шли они гурьбой,
Руки на колени
- Большой своей семьей
Поднимают руки вверх
- И малый, и большой,
Загибают безымянный палец, большой палец
- И средний, и меньшой,
Загибают средний палец, мизинец.
- И самый дорогой.
Загибают указательный палец.
4. Развитие диафрагмального дыхания.
Логопед: Стали птенцы отряхиваться после купания, и полетели перышки. Давайте соберем перышки и подуем на них. (Дети дуют на перышки под тихую музыку)
Все птенцы играли, а один сидел никому не нужный, никто не обращал на него внимания. Это был Гадкий утенок
5. Упражнение, регулирующие мышечный тонус.
Логопед: Ему было очень грустно, и он мечтал научиться летать.
Исходное положение: Дети стоят за стульями. На первую часть музыки - напрячься, «уронить туловище», расслабиться, встать; на вторую часть музыки - плавные, без напряжения, движения руками в стороны и вперед.
Упражнение повторить четыре раза.
Логопед: Все его только обижали. Ребята, а можно обижать других?
Дети: Нельзя!!
Логопед: Гадкому утенку стало очень обидно, и он решил убежать.
6. Артикуляционная гимнастика
Воспитатель рассказывает, логопед выполняет вместе с детьми.
Воспитатель: Гадкий утенок побежал куда глаза глядят . Пробежал мимо дома, Гадкий утенок увидел девочку, качающуюся во дворе на качелях, вверх - вниз взлетали качели (поднимаем язычок на верхнюю губу - опускаем на нижнюю), и девочка от радости улыбалась (разводим уголки губ в стороны, обнажив губы). В доме за обеденным столом сидели ее мама и папа, и пили чай из чашек (кладем широкий язычок на нижнюю губу и загибаем его «чашечкой») с вареньем. Мама испачкала вареньем верхнюю губу и стала ее облизывать (облизываем кончиком языка верхнюю губу слева на право и обратно). Гадкий утенок посмотрел на все это , ему стало грустно , и он побежал быстрее. По дороге ему попадались горы - он поднимался на горку (упираем кончик языка в нижние зубы и выгибаем его среднюю часть «горкой») и спускался с горки. На одной высокой горе дул сильный ветер (дуем на вытянутый язык) и завывал «у - у - у - у» (трубочка). Потом Гадкий утенок добежал до леса, где росло много грибов и на орешнике много орехов (упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку изнутри). Гадкий утенок как осмотрелся вокруг (часики), посмотрел налево и направо - и увидел большое круглое озеро (кладем широкий загнутый язык на нижнюю губу). Гадкий утенок улыбнулся и подумал, как хорошо ему будет жить. Но по дороге к озеру он встретил преграду - опасность.
7. Чистоговорка.
Логопед: Тем временем на птичий двор пришла птичница покормить птиц.
Ша - ша - ша - наша каша хороша;
Шо - шо - шо - кушать надо хорошо;
Шок - шок - шок - покушай, петушок;
Аш - аш - аш - вот домик ваш;
Еш - еш - еш - зернышки поешь.
8. Развитие общей моторики и равновесия .
Воспитатель: Все продолжаем заниматься своими делами, и никто не заметил отсутствие Гадкого утенка. Гадкий утенок добежал до пропасти. Надо перейти пропасть по узкому мостику, чтобы попасть к большому красивому озеру. А сможете ли вы перейти на другую сторону?
Дети идут по ленте, руки в сторону.
9.Развитие логического мышления
Логопед: Ребята, давайте узнаем, кто живет на озере?
Прямо и гордо умеют держаться ,
Очень бесшумно на воду садятся.
На воду сели , посидели.
И снова полетели.
Дети: Это Лебеди!!
Звучит радостная музыка .Логопед показывает картинку.
Логопед: Кто живет на озере?
Дети: На озере живут лебеди.
Логопед: Кого встретил Гадкий утенок на озере?
Дети: Гадкий утенок встретил на озере лебедей.
10. Развитие мелкой моторики и логического мышления.
Логопед: Ребята, давайте соберем такую картину из деталей на доске.
Воспитатель раздает детали, и дети собирают картинку на доске.
11. Танец.
Воспитатель: Лебеди такие грациозные птицы, они двигаются, будто танцуют.
Медленный танец лебедей.
Воспитатель: Лебеди пригласили утенка жить с ними. Прошло время, Гадкий утенок вырос и превратился в прекрасного лебедя. Пролетал он над птичьим двором, посмотрел вниз и увидел птиц. Те тоже посмотрели на небо, и подумали «Какая красивая птица летит!» - и никто не узнал в нем Гадкого утенка.
IV ч.Закрепление
Воспитатель. Давайте вспомним, какие птицы живут на птичьем дворе?
- Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает
(Курица)
- Не ездок, а со шпорами,
Не караулит , а кричит.
Не сторож , а всех будит
(Петух)
- Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(Цыпленок)
- Надуется, натужится,
Начнет болтать,
По - чудному лепетать. (Индюк)
- На красных ногах ,
Кричит: «Га - га - га»
Воды не боится,
Что это за птица?
(Гусь)
- Простая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит в вразвалочку -
Спотыкалочку
(Утка)
V ч. Итог.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Как называлась сказка, в которой мы с вами побывали? Кто вам в ней больше всех понравился? (Ответы детей)
Дети уходят из зала под спокойную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"
домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР по лексической теме "Домашние птицы"
Подробный конспект логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Домашние птицы"
Конспект фронтального логопедического занятия к лексической теме "Домашние птицы"...
Домашнее задание по лексической теме "Домашние птицы"
Данное задание поможет закрепить знания детей и развить навыки составления загадки по теме "Домашние птицы"....
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." ( для детей 4-5, 5-7 лет)
В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовле...
Домашнее задание по лексической теме "Домашние птицы"
quot;Домашние птицы"...
логопедическое занятие по лексической теме "Домашние птицы"
Презентация к подгрупповому занятию по теме "Домашние птицы" в подготовительной группе...