Лексическая тема : « Домашние птицы» Логопедическая тема: «Звук [ш]»
элективный курс по логопедии (старшая группа) на тему

Светлана Юрьевна Сорокина

Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи

Ø   Активизировать словарный запас по теме «Домашние птицы»;

Ø   Развивать координацию движений;

Ø   Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой;

Ø   Развивать творческое воображение и подражательность;

Ø   Работать над развитием диафрагмального дыхания ;

Ø   Развивать переключаемость движений;

Ø   Развивать логическое мышление;

Ø   Развивать чувство ритма и темпа.

Коррекционные задачи: - автоматизировать звук [ш] в чистоговорках и предложениях;

¶   Работать над развитием артикуляционной материки;

¶   Развивать мелкую моторику;

¶   Работать над развитием слухового внимания;

¶   Работать над развитием общей моторики;

¶   Развивать способность к расслаблению.

Воспитательные задачи:

- Воспитать  уважение детей друг к другу;

- Воспитать у детей чувство любви к природе.

Материал: иллюстрации к сказке (утята, медведь), предметные картинки с изображением домашних птиц, разрезная картинка (12 частей), музыкальное сопровождение, пособие для развития диафрагмального дыхания, лента, зеркала.

Ход занятия:

I ч. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель: Ребята, какие сказки Андерсена вы знаете?

Дети: Я знаю «Дюймовочка»

- «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка»

- «Новое платье короля»

- «Стойкий оловянный солдатик»

- «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»

- «Снежная королева», «Пастух и трубочист»

II ч. Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в одну из сказок. Мы побываем на птичьем дворе и посмотрим, какие птицы там живут.

III ч. Основная часть

1.     Активизация словаря.

Воспитатель: Жила - была утка. Вылупились у утки девять утят. Восемь утят были похожи друг на друга и на свою маму, а один был большой и совсем не похож на остальных. И прозвали его за это Гадким утенком. Ой, ребята, посмотрите - кто это? Это бедный гадкий утенок (показывают картинку). Настало время познакомить утят с другими жителями птичьего двора. Марина, подойди ко мне. Кто изображен у тебя на картинке?

Игра «Птичья семья»

Марина: На картинке изображен цыпленок.

Воспитатель: Давай поставим цыпленка на птичий двор. Вспомним всю семью цыпленка. Кого не хватает в семье?

Дети: Петуха и курицы!!

Выходят дети, у которых на картинке нарисована курица и петух.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто еще живет на птичьем  дворе.

Дети собирают семью:

ﻬ    Селезень - утка - утенок;

ﻬ    Гусь - гусыня - гусенок;

ﻬ    Индюк - индюшка - индюшонок;

ﻬ    Петух - курица - цыпленок.

Воспитатель: Назови семью этой птицы (показывает птицу) Назови этих птиц.

Дети повторяют.

2.     Подвижная игра.

Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, как ходят разные птицы, и попробуем их изобразить.

o   Наши уточки с утра -

               Кря-кря - кря!!

Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

o   Наши гуси у пруда -

               Га - га - га!!

Идут, вытянув шею вперед и отставив руки «крылья» назад.

o   Наши курочки в окно -

     Ко - ко - ко!!

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

o   А как Петя  - петушок

               Рано - рано поутру

              Нам поёт: КУ - КА - РЕ - КУ!!

Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

3.Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Тут утка решила пойти учить птенцов плавать, отправимся вместе с ними.

Ø Шла уточка бережком,

          Вела утят гуськом,

Дети «идут» двумя пальчиками по руке.

Ø А шли они гурьбой,

Руки на колени

Ø Большой своей семьей    

    Поднимают руки вверх

Ø И малый, и большой,

    Загибают безымянный палец, большой палец

Ø И средний, и меньшой,

    Загибают средний палец, мизинец.

Ø И самый дорогой.

Загибают указательный палец.

4. Развитие диафрагмального дыхания.

Логопед: Стали птенцы отряхиваться после купания, и полетели перышки. Давайте соберем перышки и подуем на них. (Дети дуют на перышки под тихую музыку)

Все птенцы играли, а один сидел никому не нужный, никто не обращал на него внимания. Это был Гадкий утенок

5. Упражнение, регулирующие мышечный тонус.

Логопед: Ему было очень грустно, и он мечтал научиться летать.

Исходное положение: Дети стоят за стульями. На первую часть музыки - напрячься, «уронить туловище», расслабиться, встать; на вторую часть музыки - плавные, без напряжения, движения руками в стороны и вперед.

Упражнение повторить четыре раза.

Логопед: Все его только обижали. Ребята, а можно обижать других?

Дети: Нельзя!!

Логопед: Гадкому утенку стало очень обидно, и он решил убежать.

6. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель рассказывает, логопед выполняет вместе с детьми.

Воспитатель: Гадкий утенок побежал куда глаза глядят . Пробежал мимо дома, Гадкий утенок увидел девочку, качающуюся во дворе на качелях, вверх - вниз взлетали качели (поднимаем язычок на верхнюю губу - опускаем на нижнюю), и девочка от радости улыбалась (разводим уголки губ в стороны, обнажив губы). В доме за обеденным столом сидели ее мама и папа, и пили чай из чашек (кладем широкий язычок на нижнюю губу и загибаем его «чашечкой») с вареньем. Мама испачкала вареньем верхнюю губу  и стала ее облизывать (облизываем кончиком языка верхнюю губу  слева на право и обратно). Гадкий утенок посмотрел на все это , ему стало грустно , и он побежал быстрее. По дороге ему попадались горы - он поднимался на горку (упираем кончик языка в нижние зубы и выгибаем его среднюю часть «горкой») и спускался с горки. На одной высокой горе дул сильный ветер (дуем на вытянутый язык) и завывал «у - у - у - у» (трубочка). Потом Гадкий утенок добежал до леса, где росло много грибов и на орешнике много орехов  (упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку изнутри). Гадкий утенок как осмотрелся вокруг (часики), посмотрел налево и направо - и увидел большое круглое озеро (кладем широкий загнутый язык на нижнюю губу). Гадкий утенок улыбнулся и подумал, как хорошо ему будет жить. Но по дороге к озеру он встретил преграду - опасность.

7. Чистоговорка.

Логопед: Тем временем на птичий двор пришла птичница покормить птиц.

Ша - ша - ша - наша каша хороша;

Шо - шо - шо - кушать надо хорошо;

Шок - шок - шок - покушай, петушок;

Аш - аш - аш - вот домик ваш;

Еш - еш - еш - зернышки поешь.

8. Развитие общей моторики и равновесия .

Воспитатель: Все продолжаем заниматься своими делами, и никто не заметил отсутствие Гадкого утенка. Гадкий утенок добежал до пропасти. Надо перейти пропасть по узкому мостику, чтобы попасть к большому красивому озеру. А сможете ли вы перейти на другую сторону?

Дети идут по ленте, руки в сторону.

9.Развитие логического мышления

Логопед: Ребята, давайте узнаем, кто живет на озере?

Прямо и гордо умеют держаться ,

Очень бесшумно на воду садятся.

На воду сели , посидели.

И снова полетели.

Дети: Это  Лебеди!!

Звучит радостная музыка .Логопед показывает картинку.

Логопед: Кто живет на озере?

Дети: На озере живут лебеди.

Логопед: Кого встретил Гадкий утенок на озере?

Дети: Гадкий утенок встретил на озере лебедей.

10. Развитие мелкой моторики и логического мышления.

Логопед: Ребята, давайте соберем такую картину из деталей на доске.

Воспитатель раздает детали, и дети собирают картинку на доске.

11. Танец.

Воспитатель: Лебеди такие грациозные птицы, они двигаются, будто танцуют.

Медленный танец лебедей.

Воспитатель: Лебеди пригласили утенка жить с ними. Прошло время, Гадкий утенок вырос и превратился в прекрасного лебедя. Пролетал он над птичьим двором, посмотрел вниз и увидел птиц. Те тоже посмотрели на небо, и подумали «Какая красивая птица летит!» - и  никто не узнал в нем Гадкого утенка.

IV ч.Закрепление

Воспитатель. Давайте вспомним, какие птицы живут на птичьем дворе?

– Квохчет, квохчет,

          Детей созывает,

          Всех под крыло собирает

                                                           (Курица)

– Не ездок, а со шпорами,

          Не караулит , а кричит.

          Не сторож , а всех  будит

                                                           (Петух)

– Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

                                                 (Цыпленок)  

– Надуется, натужится,

Начнет болтать,

По - чудному лепетать.             (Индюк)

– На красных ногах ,

          Кричит: «Га - га - га»

Воды не боится,

Что это за птица?

                                                        (Гусь)

– Простая крякуша

Ловит лягушек,

Ходит в вразвалочку -

Спотыкалочку

                                                           (Утка)

 

V ч. Итог.

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Как называлась сказка, в которой мы с вами побывали? Кто вам в ней больше всех понравился? (Ответы детей)

Дети уходят из зала под спокойную музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема : « Домашние птицы»

Логопедическая тема: «Звук [ш]»

Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи 

  • Активизировать словарный запас по теме «Домашние птицы»;
  • Развивать координацию движений;
  • Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой;
  • Развивать творческое воображение и подражательность;
  • Работать над развитием диафрагмального дыхания ;
  • Развивать переключаемость движений;
  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать чувство ритма и темпа.

Коррекционные задачи: - автоматизировать звук [ш] в чистоговорках и предложениях;

  • Работать над развитием артикуляционной материки;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Работать над развитием слухового внимания;
  • Работать над развитием общей моторики;
  • Развивать способность к расслаблению.

Воспитательные задачи:

- Воспитать  уважение детей друг к другу;

- Воспитать у детей чувство любви к природе.

Материал: иллюстрации к сказке (утята, медведь), предметные картинки с изображением домашних птиц, разрезная картинка (12 частей), музыкальное сопровождение, пособие для развития диафрагмального дыхания, лента, зеркала.

Ход занятия:

I ч. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель: Ребята, какие сказки Андерсена вы знаете?

Дети: Я знаю «Дюймовочка»

- «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка»

- «Новое платье короля»

- «Стойкий оловянный солдатик»

- «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»

- «Снежная королева», «Пастух и трубочист»

II ч. Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в одну из сказок. Мы побываем на птичьем дворе и посмотрим, какие птицы там живут.

III ч. Основная часть

  1. Активизация словаря.

Воспитатель: Жила - была утка. Вылупились у утки девять утят. Восемь утят были похожи друг на друга и на свою маму, а один был большой и совсем не похож на остальных. И прозвали его за это Гадким утенком. Ой, ребята, посмотрите - кто это? Это бедный гадкий утенок (показывают картинку). Настало время познакомить утят с другими жителями птичьего двора. Марина, подойди ко мне. Кто изображен у тебя на картинке?

Игра «Птичья семья»

Марина: На картинке изображен цыпленок.

Воспитатель: Давай поставим цыпленка на птичий двор. Вспомним всю семью цыпленка. Кого не хватает в семье?

Дети: Петуха и курицы!!

Выходят дети, у которых на картинке нарисована курица и петух.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто еще живет на птичьем  дворе.

Дети собирают семью:

  • Селезень - утка - утенок;
  • Гусь - гусыня - гусенок;
  • Индюк - индюшка - индюшонок;
  • Петух - курица - цыпленок.

Воспитатель: Назови семью этой птицы (показывает птицу) Назови этих птиц.

Дети повторяют.

  1. Подвижная игра.

Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, как ходят разные птицы, и попробуем их изобразить.

  • Наши уточки с утра -

               Кря-кря - кря!!

Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

  • Наши гуси у пруда -

               Га - га - га!!

Идут, вытянув шею вперед и отставив руки «крылья» назад.

  • Наши курочки в окно -

     Ко - ко - ко!!

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

  • А как Петя  - петушок

               Рано - рано поутру

              Нам поёт: КУ - КА - РЕ - КУ!!

Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

3.Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Тут утка решила пойти учить птенцов плавать, отправимся вместе с ними.

  • Шла уточка бережком,

          Вела утят гуськом,

Дети «идут» двумя пальчиками по руке.

  • А шли они гурьбой,

Руки на колени

  • Большой своей семьей    

    Поднимают руки вверх

  • И малый, и большой,

    Загибают безымянный палец, большой палец

  • И средний, и меньшой,

    Загибают средний палец, мизинец.

  • И самый дорогой.

Загибают указательный палец.

4. Развитие диафрагмального дыхания.

Логопед: Стали птенцы отряхиваться после купания, и полетели перышки. Давайте соберем перышки и подуем на них. (Дети дуют на перышки под тихую музыку)

Все птенцы играли, а один сидел никому не нужный, никто не обращал на него внимания. Это был Гадкий утенок

5. Упражнение, регулирующие мышечный тонус.

Логопед: Ему было очень грустно, и он мечтал научиться летать.

Исходное положение: Дети стоят за стульями. На первую часть музыки - напрячься, «уронить туловище», расслабиться, встать; на вторую часть музыки - плавные, без напряжения, движения руками в стороны и вперед.

Упражнение повторить четыре раза.

Логопед: Все его только обижали. Ребята, а можно обижать других?

Дети: Нельзя!!

Логопед: Гадкому утенку стало очень обидно, и он решил убежать.

6. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель рассказывает, логопед выполняет вместе с детьми.

Воспитатель: Гадкий утенок побежал куда глаза глядят . Пробежал мимо дома, Гадкий утенок увидел девочку, качающуюся во дворе на качелях, вверх - вниз взлетали качели (поднимаем язычок на верхнюю губу - опускаем на нижнюю), и девочка от радости улыбалась (разводим уголки губ в стороны, обнажив губы). В доме за обеденным столом сидели ее мама и папа, и пили чай из чашек (кладем широкий язычок на нижнюю губу и загибаем его «чашечкой») с вареньем. Мама испачкала вареньем верхнюю губу  и стала ее облизывать (облизываем кончиком языка верхнюю губу  слева на право и обратно). Гадкий утенок посмотрел на все это , ему стало грустно , и он побежал быстрее. По дороге ему попадались горы - он поднимался на горку (упираем кончик языка в нижние зубы и выгибаем его среднюю часть «горкой») и спускался с горки. На одной высокой горе дул сильный ветер (дуем на вытянутый язык) и завывал «у - у - у - у» (трубочка). Потом Гадкий утенок добежал до леса, где росло много грибов и на орешнике много орехов  (упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку изнутри). Гадкий утенок как осмотрелся вокруг (часики), посмотрел налево и направо - и увидел большое круглое озеро (кладем широкий загнутый язык на нижнюю губу). Гадкий утенок улыбнулся и подумал, как хорошо ему будет жить. Но по дороге к озеру он встретил преграду - опасность.

7. Чистоговорка.

Логопед: Тем временем на птичий двор пришла птичница покормить птиц.

Ша - ша - ша - наша каша хороша;

Шо - шо - шо - кушать надо хорошо;

Шок - шок - шок - покушай, петушок;

Аш - аш - аш - вот домик ваш;

Еш - еш - еш - зернышки поешь.

8. Развитие общей моторики и равновесия .

Воспитатель: Все продолжаем заниматься своими делами, и никто не заметил отсутствие Гадкого утенка. Гадкий утенок добежал до пропасти. Надо перейти пропасть по узкому мостику, чтобы попасть к большому красивому озеру. А сможете ли вы перейти на другую сторону?

Дети идут по ленте, руки в сторону.

9.Развитие логического мышления

Логопед: Ребята, давайте узнаем, кто живет на озере?

Прямо и гордо умеют держаться ,

Очень бесшумно на воду садятся.

На воду сели , посидели.

И снова полетели.

Дети: Это  Лебеди!!

Звучит радостная музыка .Логопед показывает картинку.

Логопед: Кто живет на озере?

Дети: На озере живут лебеди.

Логопед: Кого встретил Гадкий утенок на озере?

Дети: Гадкий утенок встретил на озере лебедей.

10. Развитие мелкой моторики и логического мышления.

Логопед: Ребята, давайте соберем такую картину из деталей на доске.

Воспитатель раздает детали, и дети собирают картинку на доске.

11. Танец.

Воспитатель: Лебеди такие грациозные птицы, они двигаются, будто танцуют.

Медленный танец лебедей.

Воспитатель: Лебеди пригласили утенка жить с ними. Прошло время, Гадкий утенок вырос и превратился в прекрасного лебедя. Пролетал он над птичьим двором, посмотрел вниз и увидел птиц. Те тоже посмотрели на небо, и подумали «Какая красивая птица летит!» - и  никто не узнал в нем Гадкого утенка.

IV ч.Закрепление

Воспитатель. Давайте вспомним, какие птицы живут на птичьем дворе?

  • Квохчет, квохчет,

          Детей созывает,

          Всех под крыло собирает

                                                           (Курица)

  • Не ездок, а со шпорами,

          Не караулит , а кричит.

          Не сторож , а всех  будит

                                                           (Петух)

  • Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

                                                 (Цыпленок)  

  • Надуется, натужится,

Начнет болтать,

По - чудному лепетать.               (Индюк)

  • На красных ногах ,

          Кричит: «Га - га - га»

Воды не боится,

Что это за птица?

                                                        (Гусь)

  • Простая крякуша

Ловит лягушек,

Ходит в вразвалочку -

Спотыкалочку

                                                           (Утка)

V ч. Итог.

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Как называлась сказка, в которой мы с вами побывали? Кто вам в ней больше всех понравился? (Ответы детей)

Дети уходят из зала под спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"

домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР....

Домашнее задание по лексической теме "Домашние птицы"

Данное задание поможет закрепить знания детей и развить навыки составления загадки по теме "Домашние птицы"....

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовле...

логопедическое занятие по лексической теме "Домашние птицы"

Презентация к подгрупповому занятию по теме "Домашние птицы" в подготовительной группе...