Модель взаимодействия уч.лог и восп.
статья по логопедии на тему
Модель взаимодействия уч.лог и восп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vzaimodeystviya_uch.log_i_vosp.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадретдинова Л. В.
г. Нижнекамск
МБДОУ №73
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Коллектив нашего сада наработал определенный опыт по коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В основе работы, осуществляемой в логопедических группах МБДОУ №73, основополагающим является принцип комплексности коррекционно -
педагогической и психолого-логопедической работы. Он представляет собой взаимодействие различных специалистов: логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, педагога-психолога. На основании этого принципа реализуется конечный результат коррекционного воздействия.
Отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы нам позволяет комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического и клинического обследования.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда.
Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности - все это залог успеха в логопедической работе. Этого можно достичь при условии готовности воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.
Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов -это комплексность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, работы по преодолению нарушений устной и предупреждению письменной речи.
Использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Успех коррекционно-воспитательной работы в нашей логопедической группе определяется системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизнедеятельности детей. Единственный путь осуществления этого процесса – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя, но при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы. В результате этой работы были разработаны перспективные планы по развитию речи и основных психических процессов, методические рекомендации по проведению фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий с воспитанниками, карточки – схемы, диагностические карты с целью отслеживания результатов каждого периода.
Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включили комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается также развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру каждой деятельности и осуществляться параллельно с реализацией образовательных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.
Использование данных методических разработок в процессе коррекционного воздействия в ДОУ позволило добиться хороших и стойких результатов, что способствует более успешному обучению детей в школе.
Вся коррекционно-развивающая деятельность в дошкольном учреждении проводится фронтально, подгруппами, индивидуально, в повседневной жизни.
При ведущей роли логопеда в коррекционно-развивающем процессе по преодолению речевых нарушений у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
-развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
-совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
-закрепление и автоматизация поставленных логопедом звуков;
-закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
-формирование диалогической и монологической форм связной речи;
-закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
-закрепление навыка послогового чтения;
-подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
-развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психических процессов проблемного ребёнка в целом. В своей работе воспитатель руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода.
Логопед рекомендует воспитателю учитывать последовательность и степень усвоения заданий на логопедических занятиях, при подборе для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. Поэтому принцип подхода требует от воспитателя глубокой осведомлённости о состоянии речи каждого ребенка.
Отличительной особенностью фронтальной работы воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи, как системе, усвоение элементов, которая, протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.
Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам НОД, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его для индивидуальной логопедической работы.
Во второй половине дня воспитатель работает, по своей сетке занятий, обращая внимание на закрепление правильно произносимые звуки и развитие речи. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением по организации, приёмам, по продолжительности, требует различных знаний, умений, навыков.
Основные отличия:
Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением | |
Логопед | Воспитатель |
Исправляет речевые нарушения. | Участвует в коррекционном процессе под руководством логопеда. |
Вырабатывает и тренирует подвижность органов артикуляционного аппарата, правильное дыхание. | По заданию в игровой форме закрепляет правильные движения и положения органов артикуляционного аппарата, дыхание. |
Подготовка к поставке звуков, постановка звуков. | Закрепляет произнесение поставленного логопедом звука. |
Автоматизирует поставленный звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, чистоговорки, рассказы. | По заданию логопеда индивидуально закрепляет поставленный логопедом звук. |
Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и
формированию лексико-грамматического строя
Логопед | Воспитатель |
Формирует понимание грамматического значения слова, частей речи, работает над образованием новых слов с помощью суффиксов, приставок. | Вместе с логопедом определяет объем пассивного и активного словаря, речевые навыки, которые необходимо закрепить. |
Работа по активизации словаря, отрабатывает четкое произнесение речевого материала. | Обогащение словарного запаса по лексическим темам. Совершенствование грамматического строя речи. |
Формирует навыки словоизменения, составление предложений определенного типа. | Продолжает упражнять в составлении предложений. |
Вводит полученные знания и умения в самостоятельную речь. | Разучивает стихотворения, потешки, читает рассказы, сказки. |
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
-организовывать и поддерживать речевое общение детей, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
-создавать ситуацию общения;
-формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
-организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
-привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
-проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
-привлекать внимание к интонационной стороне речи.
В процессе работы происходит единение взрослых и детей, в итоге формируется единый коллектив, членам которого интересно встречаться, обсуждать проблемы и успехи, подходить к коррекции дефектов речи как к единому целенаправленному процессу.
Список литературы
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М., 2003.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
- Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду. – 2007. - № 9.
- Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя //Научно-методический журнал «Логопед». - 2008. - №2.
- Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя //Научно-методический журнал «Логопед». - 2009. - №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ
Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ врамках единого образовательного пространства....
Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...
Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...
Модель взаимодействия МДОУ и родителей
Графическое изображение модели взаимодействия ДОУ и родителей:цель, задачи, направления , формы работы с родителями и результат....
Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи
Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы роди¬тель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытать...
Педагогические стили и модели взаимодействия с родителями
Консультация для педагогов...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...