Формирование речи дошкольников. Учитель-логопед Фатьянова Е.Ю.
консультация по логопедии (младшая, средняя группа) на тему
В период формирования речь каждого ребенка в большей или меньшей степени страдает недостатками звукопроизношения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В период формирования речь каждого ребенка в большей или меньшей степени страдает недостатками звукопроизношения. Обычно дети смягчают согласные, произносят их неточно или заменяют труднопроизносимые звуки более легкими. В основном это касается шипящих звуков и соноров. Шипящие звуки обычно заменяются свистящими, а соноры либо пропускаются либо заменяются друг на друга, либо на «в».
Однако в процессе формирования речи эти недостатки должны носить непостоянный характер, а появляться в словах со сложными сочетаниями. Подробное неточное произношение нормально в 3-4 года, т.к. артикуляционный аппарат еще неустойчив и требуется некоторое время для основательной и упорной тренировки. но с четырех лет эти нарушения должны уходить и к 5 годам речь ребенка должна быть правильной почти как речь взрослого человека. Всякое отступление от правильного звукопроизношения в возрасте 5 лет может затянуться и стать стойким. Поэтому именно в этот период до 5 лет необходимо следить за речью своего ребенка.
На что необходимо обратить внимание:
Ребенок неправильно произносит свистящие звуки или заменяет их другими (в 3,5 года это уже заставляет насторожиться);
Ребенок не произносит заднеязычные звуки (КГХ) в 3-4 года.
Ребенок не соблюдает количество слогов в слове или переставляет слоги в словах. Если это сложные слова, то это допустимо. Если слова не знакомо, но хорошо знакомых словах и коротких это уже не норма.
В связи с этом еще раз подчеркнем, что ни в коем случае нельзя закреплять неправильное звукопроизношение, повторяя за ним, т.к. в этом случае вы лишаете своего ребенка возможности слышать правильное звукопроизношение и отличать его от неправильного, а это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой контроль (ФФН) и закрепляется неправильное звукопроизношение. Это приводит к фонетико-фонематическому недоразвитию речи.
Нередко неправильное звукопроизношение является следствием неправильного строения органов артикуляционного аппарата (зубы, губы, язык), необходимо обращать внимание.
Наряду с этим необходимо обращать внимание на развитие в этот период параллельно словарного запаса и грамматического строя речи вашего ребенка (ОНР).
Это не страшно, но в случае выявления этих нарушений необходимо сразу обратиться к специалистам для определения условий обучения и воспитания ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Презентация учителя-логопеда.
Презентация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с О,Н,Р....
"Закономерности развития детской речи" Автор учитель-логопед ГБДОУ 140 Демидова Ирина Николаевна
Методическая разработка содержит основные этапы и законы развития детской речи в онтогенезе...
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников. Учитель-логопед Фатьянова Е.Ю.
Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьм...
Конспект занятия "Насекомые" для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Составила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Большая, красивая "бабочка" рассказала историю о "Веселом цветочке", у которого сильный ветер сорвал все лепестки. Теперь он стал грустным. Дети решили помочь цветочку и отпр...
Видео-занятия по развитию речи дошкольников (учитель-логопед А.А.Забара)
ссылки на данные видео - занятия см.в документе...
Принципы и подходы к формированию Рабочей Программы учителя-логопеда для обучающихся с ЗПР от 5 до 6 лет
Принципы и подходы к формированию Рабочей Программы учителя-логопеда для обучающихся с задержкой психического развития от 5 до 6 лет...