Схема наблюдений за ребенком с речевыми нарушениями
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Частное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт специальной педагогик и психологии»
Кафедра логопедии
«Схема наблюдения за ребенком с речевыми нарушениями»
Выполнила |
| Н. А. Спирова |
Санкт-Петербург
2016
1. Внешний вид ребенка:
- если есть особенности внешнего вида, то в чем они проявляются (особенности строения тела, мимика, наличие двигательных нарушений) .
2. Установление контакта со взрослым:
- личные (стремление к физическому контакту) ;
- положительные (ребенок радуется) ;
- конфликтные;
- безразличные.
3. Поведение во время обследования:
- реакция на ситуацию обследования (особенности мотивации, интерес к заданиям, его устойчивость, целенаправленность, осмысленность работы, оценка результата) .
4. Ориентировка в пространстве и времени.
5. Состояние моторики и навыков самообслуживания.
- состояние общей моторики и развитие мелкой моторики, левшество, особенности графических навыков.
5. Особенности речевого развития.
Сроки появления речи, прерывалось ли речевое развитие и с чем это было связано; наличие связной речи (пересказать, составить рассказ), словарный запас, словообразование и словоизменение, состояние звукопроизношения (вне речи, в речи), наличие невербальных средств выражения, отношение к речевому нарушению.
7. Состояние высших психических функций:
- внимание: состояние зрительного и слухового внимания (вслушивается ли в речь взрослого, особенности устойчивости, переключаемости, распределения, возможности произвольной концентрации.
- восприятие зрительное (различает ли цвета, формы, величину предметов, может ли правильно назвать эти свойства, тактильное, слуховое.
- память: состояние зрительной и слуховой памяти, скорость запоминания, прочность удержания информации.
- мышление: сформированность наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, возможность осуществления мыслительных операций в словесно-логической форме, наличие дисбаланса между наглядными и вербальными формами мышления.
- воображение: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, вербальное, невербальное, их особенности.
8. Работоспособность.
Общая продуктивность деятельности ребенка, наличие повышенной утомляемости, истощаемости, факторы, влияющие на работоспособность, темп работы.
9. Оценка ребенком своих результатов:
Самооценка результатов работы, критичность, реакция на успех и неудачу.
10. Обучаемость.
11. Личностные особенности.
Темперамент, характер, особенности эмоциональных реакций, возможность волевой регуляции поведения.
Направленность на общение, активность в процессе общения.
12. Общее звучание речи, строение артикуляционного аппарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семья, имеющая ребенка с речевым нарушением
консультация...
Пищевой рацион ребенка с речевыми нарушениями
Консультация для родителей....
Сенсорное развитие ребенка с речевыми нарушениями
Важность работы по сенсорному воспитанию...
Рекомендации по организации общения с ребенком, имеющим речевые нарушения
Верьте в силы ребенка и помогите обрести эту веру ему. Не забывайте о том, что ребенок очень хочет стать взрослым и подражать вам во всем. Станьте для него хорошим примером!...
Консультация для родителей " Сенсорное развитие ребенка с речевыми нарушениями"
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать целеноправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию...
Дисграфия: как распознать ребенка с речевыми нарушениями по его письменной работе?
В материале дана характеристика понятия "Дисграфия", представлены специфические ошибки детей с речевыми нарушениями при освоении навыка чтения и письма. Даны рекомендации по устранению дисгр...
Индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг развития ребенка с речевыми нарушениями.
Составление индивидуального образовательного маршрута и мониторинг развития ребенка с использованием конструктора КИМП....