Методика преодоления фонематических нарушений речи.
статья по логопедии на тему
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Левина Р.Е., Никишина Г.А. и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Устойчивое правильное произношение возможно только при развитии фонематического восприятия. И как следствие это положительно влияет на освоение письма.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_korr_raboty_po_razv_fonem_pr.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика преодоления фонематических нарушений речи.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Левина Р.Е., Никишина Г.А. и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Устойчивое правильное произношение возможно только при развитии фонематического восприятия. И как следствие это положительно влияет на освоение письма.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы и т.п.
Кроме того, без сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов. В свою очередь, без длительных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с Общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Работа по преодолению фонематических нарушений строится поэтапно.
I этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
Задачами этого этапа являются:
- Развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на сенсорном уровне.
- Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука).
- Формирование слухового контроля за качеством собственного произношения.
- Создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.
Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям.
1 Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.
Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различения звуков на элементарном уровне, так как дает возможность исключить избыточность информации, встречное моделирование, смысловую догадку, играющих существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал.
2 Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
- Распознавание дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).
Развитие слухового контроля ведется параллельно с формированием правильного артикуляторного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.
Взрослый читает ребенку небольшой рассказ и задает вопрос: «Какой звук чаще всего слышишь? Послушай как он звучит» . Затем, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, взрослый произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудности фонетических условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, поднимает флажок, сигнализируя об этом.
- Распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.
Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка.
II этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.
Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем)и развития фонематического анализа и синтеза.
Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется по трем направлениям.
- Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения..
При уточнении правильной артикуляции звука, например, /С/, обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения – символы:
- губы, растянутые в улыбку;
- язык с опущенным вниз кончиком.
Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука /С/ со звуком /Т/. С помощью тактильного ощущения уточняется , что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука /С/ сравнивается с неречевым звучанием ( с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука /С/ подкрепляется определенным положением руки.
- Выделение звука на фоне слога.
Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.
- Выделение звука на фоне слова.
Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.
Предлагаются следующие игры:
«Построй домик»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на прямоугольники – кирпичики и на большом треугольнике.
Ход игры: построить домик для сказочного героя, в имени которого есть звук, который проходим, например /П/ - построить домик для Пяточка, выбирать только кирпичики, на которых наклеены картинки со звуком /П/.
«Собери цветок»
Цель: развитие фонематического восприятия, зрительной памяти.
Материал: предметные картинки на лепестках.
Ход игры: Собери цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает лепестки лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок называет картинки, которые были на цветочке.
«Собери яблочки»
Цель: закрепить умение различать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на кругах (яблоках), дерево.
Ход игры: педагог просит детей украсить дерево яблочками. Необходимо выбирать только те яблочки, на которых нарисованы картинки со звуками /П/ или /Б/ в названии.
«Разложи елочки по порядку»
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного внимания, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на елочки разной величины.
Ход игры: педагог предлагает детям разложить елочки в порядке убывания – от самой большой до самой маленькой елочки, выбирать только те елочки, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.
«Сложи пирамидку»
Цель: развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные овалы разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать пирамидку из фигур, выбирая только, те на которых наклеены картинки с заданным звуком в названии. Ребенок собирает пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.
«Веселые матрешки»
Цель: развитие фонематического восприятия, зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки на заданный звук, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.
«Сложи снежинку»
Цель: развитие зрительного восприятия, мышления, развитие фонематического восприятия.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур, и сложить точно такую же, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.
«Кукла наряжается»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Материал: плоскостное изображение куклы, платья.
Ход игры: перед детьми лежат платья, детям предлагается выбрать те на которых есть картинки со звуком /С/ и надеть на куклу Свету.
«Подбери фигуры»
Цель: развитие фонематического восприятия, зрительного восприятия, мышления.
Материал: на цветном картоне любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются отверстия- фигуры самой разнообразной формы и величины. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезаются точно такие же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками на заданный звук.
Ход игры: строится по типу игры «Доска Сегена». Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например/Л/, и закрыть отверстия. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты. В этом случае игра может называться «Украсим платье» или «»Украсим кофту».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по теме "Игра как средство по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников"
Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из...
Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с разнообразными нарушениями речи, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушени...
Игры и упражнения для преодоления у детей 5 - 6 лет фонетико – фонематического нарушения речи. /методическая разработка для воспитателей/
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причин...
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА.
Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. В этом возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это, в свою очередь, создает условия д...
Статья на тему: "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
Статья и презентация с результатами исследования на тему "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"....
Консультация для родителей " Роль семьи в преодолении фонетико-фонематического нарушения речи дошкольника".
Огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Совместная работа учителя-логопеда с родителями является неотьемлемой частью всего педагогичес...