Методика преодоления фонематических нарушений речи.
статья по логопедии на тему

Михайлова Анна Витальевна

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Левина Р.Е., Никишина Г.А. и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Устойчивое правильное произношение возможно только при развитии фонематического восприятия. И как следствие это положительно влияет на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_korr_raboty_po_razv_fonem_pr.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преодоления фонематических нарушений речи.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Левина Р.Е., Никишина Г.А. и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Устойчивое правильное произношение возможно только при развитии фонематического восприятия. И как следствие это положительно влияет на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы и т.п.

Кроме того, без сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов. В свою очередь, без длительных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с Общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Работа по преодолению фонематических нарушений строится поэтапно.

I этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

Задачами этого этапа являются:

  • Развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на сенсорном уровне.
  • Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука).
  • Формирование слухового контроля за качеством собственного произношения.
  • Создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям.

1 Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различения звуков на элементарном уровне, так как дает возможность исключить избыточность информации, встречное моделирование, смысловую догадку, играющих существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал.

2  Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

  1. Распознавание дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие слухового контроля ведется параллельно с формированием правильного артикуляторного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.

Взрослый читает ребенку небольшой рассказ и задает вопрос: «Какой звук чаще всего слышишь? Послушай как он звучит» . Затем, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, взрослый произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудности фонетических условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, поднимает флажок, сигнализируя об этом.

  1. Распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка.

II этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем)и развития фонематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется по трем направлениям.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения..

При уточнении правильной артикуляции звука, например, /С/, обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения – символы:

- губы, растянутые в улыбку;

- язык с опущенным вниз кончиком.

Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука /С/ со звуком /Т/. С помощью тактильного ощущения уточняется , что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука /С/ сравнивается с неречевым звучанием ( с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука /С/ подкрепляется определенным положением руки.

  1. Выделение звука на фоне слога.

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

  1. Выделение звука на фоне слова.

Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

 

Предлагаются следующие игры:

«Построй домик»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на прямоугольники – кирпичики и на большом треугольнике.

Ход игры: построить домик для сказочного героя, в имени которого есть звук, который проходим, например /П/ - построить домик для Пяточка, выбирать только кирпичики, на которых наклеены картинки со звуком /П/.

«Собери цветок»

Цель: развитие фонематического восприятия, зрительной памяти.

Материал: предметные картинки на лепестках.

Ход игры: Собери цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает лепестки лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок называет картинки, которые были на цветочке.

«Собери яблочки»

Цель: закрепить умение различать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на кругах (яблоках), дерево.

Ход игры: педагог просит детей украсить дерево яблочками. Необходимо выбирать только те яблочки, на которых нарисованы картинки со звуками /П/ или /Б/ в названии.

«Разложи елочки по порядку»

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного внимания, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на елочки разной величины.

Ход игры: педагог предлагает детям разложить елочки в порядке убывания – от самой большой до самой маленькой елочки, выбирать только те елочки, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

«Сложи пирамидку»

Цель: развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные овалы разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать пирамидку из фигур, выбирая только, те на которых наклеены картинки с заданным звуком в названии. Ребенок собирает пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.

«Веселые матрешки»

Цель: развитие фонематического восприятия, зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки на заданный звук, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

«Сложи снежинку»

Цель: развитие зрительного восприятия, мышления, развитие фонематического восприятия.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур, и сложить точно такую же, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный         звук.

«Кукла наряжается»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Материал: плоскостное изображение куклы, платья.

Ход игры: перед детьми лежат платья, детям предлагается выбрать те на которых есть картинки со звуком /С/ и надеть на куклу Свету.

«Подбери фигуры»

Цель: развитие фонематического восприятия, зрительного восприятия, мышления.

Материал: на цветном картоне любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются отверстия- фигуры самой разнообразной формы и величины. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезаются точно такие же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками на заданный звук.

Ход игры: строится по типу игры «Доска Сегена». Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например/Л/, и закрыть отверстия. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты. В этом случае игра может называться «Украсим платье» или «»Украсим кофту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по теме "Игра как средство по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников"

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из...

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

В связи с тем, что в последние годы  возросло количество детей с разнообразными нарушениями речи, возникла необходимость разработки специализированной программы  по коррекции данных нарушени...

Игры и упражнения для преодоления у детей 5 - 6 лет фонетико – фонематического нарушения речи. /методическая разработка для воспитателей/

         Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причин...

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА.

Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. В этом возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это, в свою очередь, создает условия д...

Статья на тему: "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

Статья и презентация с результатами исследования на тему "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"....

Консультация для родителей " Роль семьи в преодолении фонетико-фонематического нарушения речи дошкольника".

Огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Совместная работа учителя-логопеда с родителями является неотьемлемой частью всего педагогичес...