Статья на тему: "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Статья и презентация с результатами исследования на тему "Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст статьи | 147 КБ |
Презентация к статье | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Солонинкина Наталья Вячеславовна, учитель – логопед
ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия. Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания логопеда, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза, обучение чтению, развитие речи, даются в игровой форме.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
Коррекционно-развивающие игры имеют большой спектр возможностей. Они помогают:
● обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
● повысить речевую мотивацию;
● компенсировать недостаточность фонематического слуха;
● повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
● активизировать и восстановить высшие психические функции;
● автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества материала.
Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) II-III уровня, которое характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы. Одним из компонентов является фонематическое восприятие. С использованием игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста разработаны дидактические игры и игровые упражнения для преодоления фонематического недоразвития, эффективность которых проверялась в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения.
В эксперименте участвовало 14 детей: 12 из них поступили с диагнозом ОНР II-III уровня, два ребенка - задержкой речевого развития. Условно детей можно разделить на две группы. К первой группе (ЭГ-I) отнесли детей с хорошей памятью, достаточно устойчивым вниманием, умеющих быстро переключаться с одного задания на другое. У них хорошо развито логическое мышление, они любознательны, умело пользуются помощью взрослого и неплохо усваивают учебный материал. Тем не менее, у этих детей вербальная память заметно ниже смысловой, а слуховая хуже зрительной. Дети подвижны и неусидчивы. Непроизвольное запоминание у них значительно преобладает над произвольным. Операции анализа, синтеза и сравнения вызывают некоторые затруднения.
Ко второй группе (ЭГ- II) относятся дети, уровень познавательной деятельности которых хуже, чем у детей первой группы. У них слабая память, неустойчивое внимание. Они с трудом переключаются с одного задания на другое, объем внимания невелик. Логическое мышление развито слабо, с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, они овладевают с трудом. Требуется длительное специальное обучение. Эти дети неусидчивы, заторможены, легко отвлекаются на занятиях. Запоминание в основном непроизвольное, активность припоминания низкая.
Почти все дети соматически ослаблены, утомление наступает быстро. Поэтому для привлечения их внимания и активности познавательной деятельности в течение всего занятия необходимо:
● часто менять виды деятельности;
● использовать интересные, увлекательные и доступные способы изложения материала;
● применять наглядность;
● играть, так как игра в данном возрасте - самый любимый, интересный и продуктивный вид деятельности, развивающий мыслительные, физические способности, психику и речь.
Целью работы было исследование проблемы преодоления фонематических нарушений речи детей с общим недоразвитием речи и разработка дидактических игр и игровых упражнений, которые будут способствовать повышению эффективности работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР. Предмет исследования - дидактическая игра как средство преодоления фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Объект исследования - фонематическое восприятие детей, имеющих общее недоразвитие речи II-III уровня. Исходя из цели, была сформулирована гипотеза: включение разработанных дидактических игр и игровых упражнений в индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует преодолению фонематических нарушений и повышению эффективности коррекционной работы.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- изучить состав экспериментальной группы и выявить уровень речевого развития детей;
- организовать обучающий эксперимент;
- выявить и проанализировать результаты эксперимента;
- разработать методические рекомендации к проведению коррекционной педагогической работы с дошкольниками.
Для решения данных задач были использована следующие методы: анализ литературы по проблеме; наблюдение за детьми и за коррекционно-воспитательным процессом; анализ анамнестических данных; констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент и контрольный; анализ полученных в ходе исследования данных.
Экспериментальная работа включала следующие этапы
I. Констатирующий этап.
Цель - выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей на начальном этапе коррекционной работы.
Задача – определить уровень развития фонематического слуха данной группы детей в начале учебного года.
Для выявления уровня фонематического слуха и восприятия детям предлагались следующие упражнения:
I – Определение наличия звука в слове.
II- Выделение первого и последнего звука в слове.
III- Определение позиции звука в слове.
IV- Определение последовательности и количества звуков в слове.
V- Дифференциация звуков.
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволил сделать вывод, что для детей ЭГ- I и ЭГ-II характерны средний и низкий уровни развития фонематического слуха. Дети не могли без ошибок повторить цепочку слогов, затруднялись в определении наличия заданного звука в слове, не умели выделять первый и последний звук в слове, находить место звука в слове, проводить звуковой анализ слова. Диаграмма №1.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
%
II. Формирующий этап (обучающий).
Цель - подобрать коррекционные дидактические игры на первый год обучения для формирования и повышения уровня фонематического восприятия у детей с ОНР II-III уровня с учетом всех особенностей развития детей.
Задачи:
-формирование правильного звукопроизношения;
-развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений
с помощью специально подобранных дидактических игр и упражнений;
-активизация и обогащение словарного запаса;
-развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.
На данном этапе были введены разработанные дидактические игры и упражнения на первый год обучения. При этом были использованы методики Т.Б.Филичевой, Т.В Тумановой, Г.В.Чиркиной, Г.С.Швайко, Т.А.Ткаченко.
I период- игры на выделение гласных звуков из ряда других звуков, выделение первого и последнего согласного звука в словах. («Учим волшебный язык», «Найди звук», «Жуки», «Кто внимательный», «Лото», «Логопедическое домино», «Цепочка», «Кто больше?», «Где мой домик?», «Веселые зайчики»).
II период- игры на дифференциацию звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове, определение позиции звука в слове, выделение гласного звука в положении после согласного, анализ и синтез прямого слога.(«Веселые зайчики», «Волшебный поезд», «Чудо дерево», «Соберем урожай», «Лото», «Выбери картинки», «Цепочка», «Чудесный мешочек»,«Скажи наоборот», «Телефон», «Подарки для Сони», «Кому письмо?», «Четвертый лишний»).
III период- игры на различение на слух и в произношении изучаемых звуков; определение наличия данных звуков в слове и их позиции; преобразование слов путем замены первых звуков, анализ и синтез прямых и обратных слогов, односложных слов.(«Выбери картинки», «Синички», «Живые звуки», «Найди схему», «Угадай-ка», «Телевизор», «Пирамида», «Новоселье», «Закончи предложение», «Покажи букву», «Ромашка», «Покажи цифру», «Умные часы»).
Данные игры использовались систематически на индивидуальных и подгрупповых занятиях, видоизменялись и усложнялись, в зависимости от целей занятий.
III. Контрольный этап эксперимента. Чтобы сопоставить результаты обследования, на этом этапе были использованы те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного эксперимента можно сделать вывод об эффективности применяемых дидактических игр и упражнений. Вновь проводились те же задания для детей. Смысл заданий остался тем же, изменилась только форма. Положительная динамика очевидна, дети показали лучшие результаты относительно констатирующего эксперимента. Уровень фонематического слуха и восприятия у детей значительно вырос в обеих группах. В ЭГ-I дети показали высокий и средний уровень развития фонематического восприятия. В ЭГ-II большинство детей показал средний уровень развития фонематического восприятия и слуха, двое детей из ЭГ- II приблизились к результатам детей ЭГ-I с высоким уровнем развития, двое детей показали низкий уровень, но со значительным улучшением выполнения контрольных упражнений (это дети с диагнозом задержки речевого развития). Диаграмма№2.
Результаты контрольного этапа эксперимента
%
Результаты исследования доказали эффективность предложенных дидактических игр и игровых упражнений для преодоления фонематических нарушений у детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ИГРА - ПУТЬ ДЕТЕЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА, В КОТОРОМ ОНИ ЖИВУТ И КОТОРЫЙ ПРИЗВАНЫ ИЗМЕНИТЬ» А . М. ГОРЬКИЙ
● обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий; ● повысить речевую мотивацию; ● компенсировать недостаточность фонематического слуха; ● повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование; ● активизировать и восстановить высшие психические функции ; ● автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества материала. СПЕКТР ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР:
ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ- исследование проблемы преодоления фонематических нарушений речи детей с общим недоразвитием речи и разработка системы дидактических игр, способствующих развитию фонематического слуха и восприятия у детей с общим недоразвитием речи. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ- дидактическая игра, как средство преодоления фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - фонематическое восприятие детей, имеющих общее недоразвитие речи II - III уровня.
ГИПОТЕЗА : включение системы дидактических игр и игровых упражнений в индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, способствует преодолению фонематических нарушений и повышению эффективности коррекционной работы.
ЗАДАЧИ : ● изучить литературу по данной теме; ● изучить состав экспериментальной группы и выявить уровень речевого развития детей; ● организовать обучающий эксперимент; ● выявить и проанализировать результаты эксперимента; ● разработать методические рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы для преодоления фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. МЕТОДЫ: теоретический анализ литературы, за коррекционно-воспитательным процессом, анализ анамнестических данных, констатирующий, формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА : I . Констатирующий этап. Цель - выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей на начальном этапе коррекционной работы. Задача – определить уровень развития фонематического слуха данной группы детей в начале учебного года. II . Формирующий этап. Цель - подобрать коррекционные дидактические игры на первый год обучения для формирования и повышения уровня фонематического восприятия у детей с ОНР II - III уровня, с учетом всех особенностей развития детей. Задачи : ●формирование правильного звукопроизношения; ● развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений с помощью специально подобранных дидактических игр и упражнений. ● активизация и обогащение словарного запаса; ● развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.
“ ЖИВЫЕ ЗВУКИ ”
“ ВЫБЕРИ КАРТИНКИ ”
“ ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК ”
“ СОСТАВЬ УЗОР ”
“ НАЙДИ СХЕМУ ”
“ УМНЫЕ ЧАСЫ ”
“ ЦЕПОЧКА ”
“ РАСШИФРУЙ ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ ”
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА; Цель - сравнить уровни фонематического восприятия в начале и в конце учебного года, используя те же диагностические методики Задача : определить уровень развития фонематического восприятия и слуха после введения предложенной системы дидактических игр и игровых упражнений на индивидуальных и подгрупповых занятия в течение учебного года.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Результаты контрольного этапа эксперимента
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые ...
Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.
В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)
Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...
Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи
Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
Инновационный практико-ориентировнный проект "Вектор сотрудничества"по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями.
Проект способствует созданию комплексной системы сотрудничества педагогов и родителей, позволяет повысить профессиональную компетентность, овладеть интегрированными способа...