Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи "Город звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Занятие по формированию фонетической стороны речи "Город звуков" разработано для детей старшей логопедической группы. В ходе занятия дети закрепляют понятие "звук", учатся различать речевые и неречевые звуки. У детей развиваются операции звукового анализа и синтеза, закрепляются понятия о гласных, согласных (твердых, мягких) звуках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_gorod_zvukov.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия НОД в старшей группе «Город звуков»
(формирование фонетической стороны речи)
Составил: Фадеева Н.Ю.
учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – Д/С № 32»
Цель: Закрепить знания детей о речевых и неречевых звуках.
Задачи:
1. Коррекционно-Образовательные.
Закрепить понятия «звук», формировать умение дифференцировать неречевые звуки, различать речевые и неречевые звуки.
2.Коррекционно-Развивающие.
Развивать операции звукового анализа и синтеза слогов, закрепить понятие о гласных, согласных (твердых и мягких) звуках, развивать пальчиковую моторику, чувство ритма.
3.Коррекционно-Воспитательные.
Воспитывать умение внимательно слушать, выполнять поставленную задачу. Способствовать установлению коммуникативных связей.
Оборудование: аудиозапись «Шум ветра», разные звуки; аудиозапись «Как гномы буквы искали»; диски мерсибо «Начинаю говорить», «Звуковой калейдоскоп»; фишки синего и зеленого цвета; предметные картинки с твердым и мягким звуком [П].
Орг. момент:
Дети собираются в круг для беседы под аудиозапись «Эхо».
Логопед: Ребята, что вы сейчас слышал? – эхо.
Где можно услышать эхо? – в лесу.
А можно ли его увидеть? – нет .
Увидеть его вам не удастся, а вот услышать можно. Если вы скажете «Эхо, привет!», оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет все, что вы ему скажете. Я предлагаю поиграть в игру «Эхо». Слушайте меня внимательно и все вместе повторяйте за мной шепотом: «Здравствуйте!», «Всем привет!», «Я сегодня очень рад всех приветствовать подряд».
А теперь повторяйте не только мои слова, но и мои движения:
«Здравствуй, солнце! (поднимаем руки вверх и тянемся к солнцу)
«Здравствуй, земля! (нагибаемся вниз, руками достаем до пола)
«Здравствуйте все! (кладем руки на плечи друг друга)
«Здравствуй, я» (каждый кладет руки себе на грудь).
Ход:
Логопед: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие по Звукограду, послушайте и скажите, что вы слышите? – звуки. (На фоне картинки раздаются разные звуки).
Интересно, откуда доносятся эти звуки? А я, кажется, знаю, откуда эти звуки. Эти звуки доносятся из Звукограда (это город звуков), а хозяйничает в том городе старичок Звуковичок.
Логопед: Звуковичок приглашает нас в гости, прогуляться по городу звуков. Прогуляемся? Но вот беда, все жители города невидимки. А что же это за жители, кто догадался? – звуки.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Логопед: Скажите, какие бывают звуки? – речевые и неречевые.
Звуковичок приглашает вас поиграть в игру, которая называется «Загадки звуков».
Диск мерсибо: «Начинаю говорить» игра «Загадки звуков».
Логопед: Слушайте звуки, называйте тот предмет, который издавал этот звук.
Ребята, какие это были звуки (речевые или неречевые)?
Я знаю пальчиковую игру, которая называется «Большое ухо», давайте поиграем:
Большое Ухо любит слушать Звуки разные, везде, | Сжимают, разжимают кулачки. |
Отрастим большие уши, Чтобы лучше ими слушать: | Показывают ладонями уши. |
Шум дождя, воды в реке, Транспорт разный вдалеке, Музыкальные игрушки И шуршанье в тишине. | Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого. |
Логопед: Звуковичок приглашает нас прогуляться по улице звуков. На этой улице живут девочки – невидимки, которые носят красные шапочки и красные платья. Что это за улица? Почему звуки, которые живут на этой улице, называются гласные?
На улице гласных звуков живет меткий стрелок. Помогите стрелку попасть в картинки, в названии которых нет звука [А].
Диск мерсибо: «Звуковой калейдоскоп» игра «Меткий стрелок».
Логопед: Молодцы ребята, а нас ждет совсем другая улица. На этой улице живут мальчики – невидимки и носят они синие и зеленые шапочки и рубашки. Что это за улица? Почему звуки, которые живут на этой улице, называются согласные?
Логопед: У Старичка Звуковичка скоро день рождение. Мальчики – согласные решили сделать подарок - сплести ковер.
Я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно и определяйте, какой первый звук в слове – твердый согласный или мягкий согласный, выкладывайте в квадратик нужную фишку.
нота, хитрец, камин, хобот, тыква, хит, паук, хижина, мост
Логопед: Ребята, чтобы на дне рожденье не было скучно, звуки решили встать парами, чтобы получились песенки. Я буду называть звуки, а вы составляйте слоги (игра с мячом):
П А М О Т У И К …
Песни получились очень красивые но, к сожалению, мы не можем увидеть эти песенки. Я вам предлагаю выложить наши песенки фишками: ПА ТУ…
Логопед: А старичок Звуковичка для своих друзей приготовил угощенье. Послушайте и постарайтесь запомнить все то, что испекла печка (Дети слушают аудиозапись из цикла «Как гномы буквы искали. Звук [П]»).
Послушайте еще раз эти слова и скажите, какой общий звук во всех этих словах? [П]. Одинаково ли звучит звук [П] в словах? Помогите разложить картинки с твердым звуком [П] к мальчику в синей шапочке, а с мягким звуком [П'] к мальчику в зеленой шапочке (работают в двух командах, у каждой команда картинки с твердым и с мягким звуком [П]).
Логопед: Вот и закончилась наша прогулка по Звукограду. Вам понравилось гулять по этому городу? Что мы слышали, гуляя по Звукограду?
Старичок Звуковичок говорит, что вы большие молодцы, вы слушали и слышали разные звуки.
Логопед: Ребята, ваше настроение после прогулки по Звукограду похоже на:
солнышко, солнышко с тучкой, тучку с дождиком или тучу с молнией?
Возьмите тот предмет, на который похоже ваше настроение и прикрепите его на доску к Звуковичку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]
Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....