Рабочая программа учителя-логопеда.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Курдина Зарема Гамзатовна

В рабочей программе учителя-логопеда содержится целевой,содержательный и организационный раздел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15«Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников.

                                              Программа создания групп предшкольной подготовки детей 5 6 лет - Большой архив книг

         

                                                         

Рабочая программа   учителя – логопеда

 для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                    Составитель:

                                                                                                              Курдина З.Г.

                                                                                               учитель – логопед

                                                                                                 МАДОУ №15                                              «Журавушка»                                                                                              

                                               

Берёзовский городской округ

                                                  

Содержание

I. Целевой раздел……………………………………………………………3

    1.1.  Пояснительная записка …………………………………………….3

    1.1.1. Цели и задачи реализации программы…………………………...4

    1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………4

    1.1.3. Значимые характеристики детей с ФФНР……………………….5

    1.2 Планируемые результаты освоения программы…………………...6

II.Содержательный раздел………………………………………………….7

    2.1. Содержание коррекционно - развивающей работы……………….7

    2.2. Особенности взаимодействия учителя логопеда  с родителями....20

    2.3. Иные характеристики……………………………………………….22

III. Организационный раздел………………………………………………24

3.1. Материально – техническое обеспечение……………………………23

3.2. Программно – методическое обеспечение…………………………...23

3.3. Циклограмма деятельности учителя – логопеда……………………..24

3.4. Особенности организации пространственно среды ………………....24

    Список литературы………………………………………………………….25  

     Приложение………………………………………………………………….27

                           

                                                I. Целевой раздел    

                                                                                                                                                 

  1.1.  Пояснительная записка                                                                                          

Речь - одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.

     У детей к 4-5 годам произношение достигает языковой нормы.  Однако, в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития, у многих детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер.

   Анализ ежегодных обследований речи детей в детском саду, показывает, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушения фонетико – фонематического строя речи растёт.  Эти дети  составляют одну из основных групп риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Основные причины  - незаконченность процесса, формирования фонематического восприятия  или вторичные нарушения развития фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза.

  Умение различать фонемы – это основа основ: и понимание речи другого человека, и контроля  за собственной речью,  и грамотного письма в дальнейшем.    

  Своевременное и личностно ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной социализации дошкольников с речевыми нарушениями в среде нормально развивающихся сверстников.

       В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется основная общеобразовательная программа,  разработанная на основе программы Н.Е. Вераксы « От рождения до школы».  Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

 Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать  к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

 Для этого необходима программа по коррекции речи. Однако многие коррекционные программы рассчитаны на работу  в условиях логопедических групп специализированного детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагает использование новых методов, приёмов, технологий.

Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с фонетико- фонематическим нарушением осваивать основную образовательную программу, позволит своевременно помочь детям  в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

 В основе её создания  использован опыт работы на дошкольном  логопункте, подкрепленный современными коррекционно - развивающими программами Министерства образования РФ, научно – методическими рекомендациями. В частности // «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития  у детей»  Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина,  //«Программа воспитания и  обучения детей с фонетико – фонематического недоразвития » Т.Б Филичевой, Г. В Чиркиной, методические рекомендации Г. А. Каше.  

      Данная программа по коррекции речи  предназначена для  детей с 5 до 7 лет  с фонетико – фонематическим  недоразвитием речи с простой и сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, посещающие группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №15 «Журавушка» в условиях логопедического пункта.

  1. Цель программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста  с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и осуществление своевременного и полноценного личностного развития.

В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи.

Основные задачи коррекционного обучения

- Формирование фонетической системы языка (развития  артикуляционных навыков звукопроизношения).

-Формирование слоговой структуры слова.

-Развитие  грамматического строя речи.

- Развитие фонематического восприятия.

- Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

- Развитие связной речи.

- Развитие психических процессов: внимания, мышления и памяти.

1.1.2. Успешность коррекционной деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов

  - Единство диагностики и коррекции

 - Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи

 - Учет индивидуальных особенностей ребенка

 - Воздействие на микросоциальное окружение

 - Учет закономерностей онтогенеза

  - Учет ведущей деятельности

 - Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления:

- аналитика диагностическая работа

- профилактическая работа

- коррекционно – развивающая работа

- консультативная работа

Аналитико-диагностическая работа включает:

 комплексное логопедическое обследование устной речи детей;

 сбор и анализ анамнестических данных;

 дифференциальная диагностика речевых расстройств;

 обработка результатов обследования;

 комплектование подгрупп на основе диагностических данных;

 составление перспективных планов коррекционно-логопедической работы:

  составление расписания занятий и циклограммы работы;

Профилактическая работа - целенаправленная систематическая совместная работа специалистов по выявлению детей «группы риска», предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом.

Формы работы:

- Выступления на родительских собраниях, педсоветах

- Индивидуальные консультации по коррекции речи детей-логопатов

- Индивидуальные, занятия с детьми

Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

 Формы работы

- Беседы

- Индивидуальные, подгрупповые консультации

- Открытые занятия

- Выступления на собраниях

- Семинары

  1. Характеристика детей с фонетико – фонематическим

                               недоразвитием речи

Фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН)- это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка  у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

    К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

 Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом

  • замена отсутствующих звуков более простыми звуками  по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Фонетико – фонематическое недоразвитие у детей встречается разной степени сложности:

 . дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных звуков;

 . дети, у которых нарушено различение большего количества звуков из разных фонетических групп;

 . дети с глубоким фонетическим недоразвитием, которое вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

 В связи с недостаточной сформированностью процессов  восприятия звуков речи  у некоторых детей отмечается нарушение слоговой структуры слова, бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи.

При обследовании речи детей могут быть отмечены ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании  порядковых числительных с существительными.

  1. Планируемые результаты освоения программы

               Старшая группа

 В итоге логопедической работы дети должны :

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- Называть последовательность слов в предложении, слогов в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи.

                             Подготовительная группа

- правильно артикулировать все звуки речи в различных положениях ;

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- различать понятия  «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук»,                                «звонкий звук», «слог», «предложение»;

- называть последовательность слов  в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой  анализ и синтез.              

                                          II. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционно – развивающей работы

    В соответствии с учебным планом, формами проведения образовательной деятельности с детьми с ФФНР являются: подгрупповая и индивидуальная.

  Вся индивидуально – подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов:

1 . Подготовительный:

 Задачи:

>  Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

>  развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнения;

> формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

> в процессе систематических занятий овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

> укрепление физического здоровья  (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж)

   

2. Формирование произносительных умений и навыков

 Задачи:

  • устранение дефектного произношения;
  • развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляции и акустически;
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

  1. Постановка звуков в такой последовательности

. свистящие с,з,ц,с’,з’

. шипящий ш

. сонор л

. шипящий ж

. соноры р,р’

. шипящие ч, щ

(Работа по постановке звуков проводится только индивидуально)

  1. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановке может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

 - с, з, ш, ж, с’,з’,л’ автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь  в слогах со стечением согласных;

 - ц,ч,щ,л – наоборот : сначало в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

Р,р’ можно начинать автоматизировать  с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3) Автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности, что и в слогах.

                                                                                                                                                       Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая работа проводится в подгруппах.

  1. Автоматизация звуков в предложениях.

 Каждое отработанное в произношение слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, скороговорки, стишки с данным словом.

  1. Дифференциация звуков .

С-з, с-с’, с-ц;

Ж-з, ж-ш;

Ч-с’,ч-т, ч-щ;

Щ-с’, щ- т’, щ-ш,

Р-л, р-р’,р’-л’, р’-й, л-л’

 6) Автоматизация звуков в спонтанной речи.

  1. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

  1. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

  1.  Развитие связной выразительной речи на базе правильно  поставленных звуков.

 Для достижения лучших результатов и поддержания интереса детей  к коррекционной работе вся образовательная деятельность проводится в игровой форме  с использованием различных инновационных  методов и приёмов, таких как биоэнергопластика, кинезиологические упражнения, логоритмические упражнения, игры с песком и т. д.

 Также на занятиях дети выполняют задания на компьютере по программе «Научите меня говорить правильно».

Подгрупповая непосредственная образовательная деятельность

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения по 3 – 4 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю.

30 минут - для подготовительной группы

25 минут – для старшей группы

Основная цель подгрупповых НОД – закрепление поставленных логопедом звуков. Проводится автоматизация и дифференциация поставленных звуков.  А также осуществляется отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных : слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков; закрепление доступных возрасту грамматических категорий  с учётом исправленных на занятиях звуков.  

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда  в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Индивидуальная  непосредственно образовательная деятельность

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальной коррекционной непосредственной образовательной деятельности логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт  с ребёнком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, сгладить невротические реакции, речевой негативизм.                                                                                                                                                        

 На индивидуальной НОД ребёнок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в речи.

 Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность проводится с каждым ребёнком  2-3 раза в неделю по 10 -20 минут.

     Продолжительность коррекционного периода с детьми с фонетико – фонематическим недоразвитием  -1 год  

 Сроки коррекционного периода могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка.

     

Логопедическая работа с детьми по развитию фонематического слуха

                                      Старшая группа

                         

период

Фонематическое восприятие

               Игры, задания

сентябрь

октябрь

ноябрь

Декабрь январь февраль

Март апрель май

     1этап

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки

       

   

    2 этап

Развивать способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса

   

    3 этап

Учит детей различать слова близкие по звуковому составу.

   

   

     

    4 этап

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

     5 этап

Учить различать фонемы родного языка. Дифференциация гласных звуков.

Дифференциация согласных звуков

      6 этап

Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов

звук

       

« Что шумит?», «Что гудит?», «Кто кричит?»,»Кто разговаривает» и т. д.

«Найди игрушку по звуку барабана»(менять силу звука), «Какой зайчик играет на барабане» ( громко, тихо), «Какой звук издаёт предмет». Знакомство со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол, шарик, перекатываясь в стеклянной банке или кружке, газета, если её разрывать т.д.   Затем это делать  за ширмой.

 

1. Д/и « Кто позвал?»

2. Д/и « Далеко - близко» - Ребёнок по очереди произносит «ау», то громко, то тихо, а дети отгадывают далеко или близко он находится. Затем каждый ребёнок по очереди произносит «ау» в зависимости от задания  (далеко ушёл в лес- произносит тихо; близко, зовёт от самой опушки- громко)

3. Д/и « Как мяукает котёнок», находясь близко или далеко. Затем мяукает по сигналу « близко! далеко!

Усложнение: Котёнок боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребёнок по очереди мяукает, изображая страх. Аналогично : « Где гудит пароход»(у-у-у); «Плачет мальчик» (а-а-а- низким голосом) или девочка (а-а-а- высоким голосом)», « Три медведя», «мамы и детёныши»- произносить звукоподражания, то высоким , то низким голосом. Дети отгадывают, а потом изображают , то маму, то детёныша и т. д.

1. Д/и « Хлопни в ладоши, если я ошибусь»- Показ картинки (вагон). Педагог называет предмет, изображённый на картинке, то правильно, то нет. Ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит не правильное название(вагон- вакон- фагон-вагон-факон- вагом);( бумага-пумага- тумага-пумака-бумака) и т. д.

2. Д/и «Найди картинку» - выставить картинки, названия которых звучат очень похоже (рак, лак, мак, бак; сок, сук, лук; дом, ком, сом; коза, коса; лужи, лыжи и т. д. Затем называется 3-4 картинки  ребёнок находит их и расставляет в соответствующем (названном) порядке.

3. Д/и « Поставь туда, где слово звучит похоже» - Выставляется на наборном полотне в одну линию картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем ребёнку даётся картинка. Ребёнок должен поставить эту картинку под той название которой звучит похоже.

ком        бак        сук        ветка        каток        горка

дом        рак        лук             клетка        листок        корка

сом        мак        жук            плётка        моток        норка

лом        лак        бук             сетка        платок        марка

1.Д/и « Какой слог лишний». Произносить несколько слогов. Например: на-на-на-па, ребёнок определяет какой слог лишний. Затем задание усложняется ( на-но-на, ка-ка-га-ка,па-ба-па-па и т. д.

2. Д/и «Назови, что услышишь». Водящему на ухо говорится какой – то слог (па) ребёнок повторяет слог . Это должно выглядеть так:  

Ребёнок - па        логопед - па

Ребёнок –па         логопед - ба

Ребёнок - ка        логопед - га

Ребёнок –фа         логопед - ва

Дети указывают одинаковые слоги или нет (можно использовать кружки красный – одинаковые слоги, зелёный – нет).

Первый слог называет педагог (делает это шёпотом на ухо) и            т. д.

Д/и» Поезд гудит- у-у-у, девочка плачет- а-а-а, птичка поёт – и-и-и». Детям раздаются  соответствующие картинки. Затем  произносится длительно определённый звук, дети показывают картинку.

Усложнение: 1.Произносить звуки кратко.                                      2. Детям вместо карточек раздать кружки трёх цветов; объяснить красный-а, жёлтый – и, зелёный – у.

3. В ряд гласных а, у, и включают другие звуки  о. ы, э,на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным способом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Начинается работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать  двух и трёхсложные слова. Объяснит и показать, как отхлопывать слова разной сложности, как  выделять ударный слог.

                 

          Анализ гласных звуков

1.Детям раздают по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один два или три гласных звука: ау, иоу и т. д. Дети откладывают на своих столах столько кружков , сколько произнёс логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например: красного, жёлтого, зелёного. Логопед уславливается, что красный кружок – а, жёлтый - у, зелёный –и. Затем сочетания из этих звуков. Сначала по два звука: ау,уи, уа, аи; затем по три звука: ауи, аиу, уаи, иуа,иау. Дети раскладывают на столах фишки в нужном порядке.  

      Также проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Анализ согласных звуков

1.Выделение в слове последнего согласного звука( легче детям даются глухие взрывные согласные)

Д/и « назови картину» Дети берут картинку, называют её громко и чётко, выделяя последний звук. Затем повторяют этот звук отдельно.  На взрывные согласные могут быть следующие картинки: каток, танк, мак, жук, лук, веник и т. д.

2.            Усложнение задания:

  -Дети раскладывают картинки так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчивается на звук т, а в другой стороне на звук к

 - Показ детям картинок( по одной) и называя их опуская последний звук: тан…, пау…, вени… и т. д. Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук который пропустил логопед.

1.  ап, он, ас, ус, ин, ом, ак и т. д.

2. Преобразование слогов за счёт изменения одного звука: ап,оп,уп,ип,эп; ам,ап,ан,ас,ак и т. д.

3. Выделение звука из ряда других звуков.

4. Практическое усвоение понятий гласный и согласный звук.

  1. Определить наличие или отсутствие  звука в слове.

1) Распределить картинки, названия которых включают:

      - дифференцируемые звуки

      - определённый заданный звук

      - определение места звука в слове                                                      2) Выделение гласного звука в положении после согласного в слоге                                                                                                                   3) Осуществление анализа и синтеза прямого слога

 4) Выделение согласного звука в начале слова

5) Выделение гласного звука в конце слова

  1. Практическое знакомство с понятиями « твёрдый- мягкий звук» и « глухой- звонкий».
  2. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
  4. Дифференциация на слух сохранных звуков ( без проговаривания);

                        - по твёрдости – мягкости

м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, д-дь, в-вь, б-бь,               г-гь.

                        - по глухости- звонкости

                                 (п-б, к-г, т-д).

                       

 - в обратных слогах

 - в слогах со стечением согласных

 - в словах и фразах

 - составление предложений с определённым                                                                                                                                                                 словом

 - анализ двусловного предложения

 - анализ предложения с увеличением количества

        слов.

1.Составление схемы слова с выделением ударного слога.

2.Выбор слова к соответствующей графической схеме.

3. Выбор графической схемы к соответствующему слову.

4. Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога

5.Подбор слова с заданным количеством звуков в слове

6. Определение  последовательности звуков в слове (спеллинг)

7.Определение  порядка следования звуков в слове.

8.Определение количества и порядка слогов в слове

9.Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

10.Составление слов из заданной последовательности звук

                 

               Формирование элементарных навыков письма и чтения

                                        Подготовительная группа

        

сентябрь

октябрь

Ноябрь декабрь январь февраль

Март       апрель           май

1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов

- Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка),последовательное называние гласных из ряда двух- трёх гласных (аи, уиа).

- Анализ и синтез обратных слогов (ит,ат), выделение последнего согласного из слов (мак, кот)

- Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: ком, кнут.

- Выделение первого согласного в слове.

- Анализ и синтез слогов : та, ми и слов : суп, кит. Все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводиться в игровой форме.

2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами  у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения.

- Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов    ( от,ут и т. д.)

- Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов (та, му, ми,си) с ориентировкой на гласную букву.

- Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов (сом, кит и т. д.)

- Постепенное усвоение терминов:  «звук», «буква»,  «слово», «слог»,                  « гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».

  1. Звуковой анализ слов.

- Деление слов на слоги, составление двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких как ( косы, сани, суп, утка). Составление схемы слов из фишек. Звуки гласные и согласные, твёрдые и мягкие.  

- Качественная характеристика звуков.

- Усвоение слогообразующей роли гласных ( в каждом слоге один гласный звук).

- Развитие умения находить в слове ударный гласный.

- Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

- Развитие умения подбирать слова к данной модели.

( первый звук - твёрдый согласный, гласный – второй звук, мягкий согласный – третий, четвёртый – гласный и т. д.)

  1. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой, с настенной кассой букв).

- Последовательное усвоение букв – б, в, д, э, г, ш, е, ж, ё, р, и.

- Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами.

- Преобразование слов ( суп – сук, Тата – Ната ) за счёт замены одной буквы .

- Усвоение буквенного состава слов, например: Таня, Яма.

  1. Звуки и буквы.

Определение различий и качественных характеристик звуков: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.

  1. Слово.

- Звуко – слоговой анализ слов, например: вагон, бумага, кошка, плот, краска, красный и некоторые более сложные слова, произношение  которых не расходится с написанием.

- Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного.

- Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

- Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели.

- Усвоение буквенного состава слов, например: ветка, ели, котёнок, ёлка.

  1. Предложение.

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.  

  1. Звуки и буквы.

- Дальнейшее развитие навыков различения звуков.

- Усвоение букв:  ь, ч, ц, ф, щ,ъ.

- Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчётливого произнесения и сравнения твёрдых  и мягких звуков.

- Усвоение букв  ь,ъ( разделительный ь и ъ знак) на основе отчётливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля –лья.

  1. Слово.

- Закрепление навыка звуко – слогового анализа слов различной сложности, произношения, которых не расходится с написанием.

- Подбор слов по схемам и моделям .Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.

- Усвоение буквенного состава слов различной сложности.

- Дальнейшее усвоение навыков выкладывания слов с буквами (я, е,ё,й).

- Развитие умения выкладывать слова с буквами ь (как знак мягкости),ю.

Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы).

  1. Предложения

Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3-5) слов предложений с предварительным звуковым анализом.

Календарно - тематическое планирование коррекционной работы

                                           с детьми с ФФНР

        

месяц

неделя

занятие

             тема

сентябрь

4

№1

овощи

октябрь

1

№2

 фрукты

октябрь

2

№3

 грибы

октябрь

3

№4

Ягоды. Домашние заготовки

октябрь

4

№5

Осень. Деревья.

ноябрь

1

№6

Дикие животные

ноябрь

2

№7

Дикие животные готовятся к зиме.

ноябрь

3

№8

Перелётные птицы

ноябрь

4

№9

Зимующие птицы

декабрь

1

№10

Домашние животные

декабрь

2

№11

Домашние животные и птицы и их детёныши

декабрь

3

№12

Зима. Зимняя  одежда.

декабрь

4

№13

Зимние забавы. Новый год.

январь

1

каникулы

январь

2

каникулы

январь

3

№14

транспорт

январь

4

№15

Транспорт. Правила дорожного движения.

февраль

1

№16

Материалы и инструменты

февраль

2

№17

Профессии. строительство

февраль

3

№18

Защитники отечества.

февраль

4

№19

Времена года

март

1

№20

Мамин день. Семья.

март

2

№21

Ранние признаки весны.

март

3

№22

Электроприборы. Ателье.

март

4

№23

Весна в природе

апрель

1

№24

Труд людей весной

апрель

2

№25

космос

апрель

3

№26

Возвращение птиц насекомых

апрель

4

№27

Посуда. Продукты питания.

май

1

№28

Человек. Части тела.

май

2

№29

Животные жарких стран.

май

3

№30

Наш город

Планирование по каждой теме включает  следующие разделы:

В разделе 1.  Грамматический строй описываются  игровые и дидактические приёмы, цель которых – формирование у ребёнка определённых грамматических представлений и навыков.

В разделе 2.  Развитие психических процессов, которые  позволяют активизировать мыслительную деятельность, формирующие у ребёнка                      «языковое чутьё».

В разделе 3.  Связная речь включает различные виды работ, способы её развития.

Например:                                  

Тема: ОВОЩИ

Грамматический строй

Развитие психических процессов

Связная речь

1.Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

     Согласование прилагательных с существительными: лук – горький.

2. Образование множественного числа с существительных: кабачок - кабачки

3.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка.

4 Предложно-падежное управление.

(Родительный, творительный, предложный падежи).

-Ведро чего?

- Из чего сделан салат?                 ( предлог из)

- Корзина с чем?( предлог с,со).

- Куда сложим урожай           (предлог в)

1. Загадки

2. Да-нетка (задавая вопросы угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация: зелёные овощи, красные, круглые, треугольные.

4.Игры на восприятия цвета, формы , размера:

- Узнай изображение по контуру.

- Что похоже на мышку? на мячик?

- Чудесный мешочек.

- Узнай на вкус.

- Что изменилось.

- Раскрась овощи.

5.Прблемные вопросы:

- Как надолго сохранить овощи?

- Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка?

6. 4-ый лишний:

- овощи – фрукты;

- зелёные вощи –красные;

-едят сырыми – готовят.

1.Загадки – описания .

2.Описательные  рассказы.

3 Рассказы по темам:

- Что можно приготовить из овощей?

- Путь картошки отпосадки до кастрюли.

- Сказка о любимом овоще.

В составлении рассказов возможно использование метода наглядного моделирования.

 

Аналогичным образом планируется работа по другим лексическим темам.

Задания по каждому разделу по мере необходимости  включаются  в подгрупповую и в индивидуальную образовательную деятельность.

      

 2.2. Особенности  взаимодействие учителя – логопеда с родителями

Цель: вовлечение родителей в коррекционно – образовательный процесс через активные формы взаимодействия  с ними для повышения психолого – педагогической компетентности.

Задачи:

1. Выявить степень готовности семьи к активному взаимодействию  с учителем – логопедом в процессе устранения речевых нарушений.        

2. Определить запросы родителей по проблеме речевого развития детей.

3. Формировать стремление родителей к саморазвитию и самореализации полученных знаний и умений.

4. Пропагандировать логопедические знания среди родителей.

 5. Расширять формы работы с родителями для обучения доступным им методам и приёмам коррекции речи.

               

                     Перспективный план работы с родителями

         Тема мероприятий

  Срок проведения

1

    Консультативный блок

- Индивидуальные консультации для родителей

- Совместные индивидуальные занятия  по коррекции нарушения звукопроизношения

 

 Подгрупповые консультации

- Лексико –грамматические игры с детьми в домашних условиях.

- Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями.

- «Шпаргалка для родителей» - игры на развитие звукобуквенного  анализа и синтеза у детей в домашних условиях.

Еженедельно

По запросу родителей

октябрь

февраль

апрель

2

   Информационный блок

1) Родительские собрания

 «Причины нарушения речи. Развитие речи в онтогенезе».

 «Характеристика речевых аномалий детей с нарушением речи».

« Речевая готовность детей к школе. «Подготовка к письму и профилактика дисграфии».

« Значение артикуляционной гимнастики  в развитии речи детей»

3)Анкетирование родителей

4)Сбор анамнестических данных

5)Оформление информационного уголка для родителей

По плану воспитателей

                                                                                                                                          

« Речевая азбука для родителей»

« Фонетико- фонематическое недоразвитие речи»

« Роль мелкой моторики в развитии речи»

« Логоритмика в детском саду»

«Общение – это метод воспитания»

Сентябрь

ноябрь

декабрь

февраль

апрель

Необходимо грамотно и рационально комбинировать различные формы работы с родителями.

Эти формы можно условно разделить на 3 группы.

  1. Индивидуальные формы работы: анкетирование, индивидуальные беседы и консультации, рекомендации для домашнего выполнения ( в индивидуальных тетрадях).
  2. Коллективные формы работы: родительские собрания, совместные развлечения, семинары – практикумы.
  3. Наглядно – информационные работы: информационные стенды,   печатные  консультации  (памятки, листовки,  буклеты), тематические выставки.

2.4. Иные характеристики

 

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

   

   Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР) с 5 до 7 лет являются выявление особенностей состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Диагностика проводится учителем-логопедом в течение сентября.

Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Речевая карта к программе разработана Л.С. Вакуленко для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с 5 до 7 лет.

    Методы: индивидуальные беседы, специальные диагностические задания, изучение методической и педагогической документации, анализ анамнестических данных, беседы с педагогами и специалистами ДОУ, с родителями.

  Периодичность: обследование уровня усвоения программных требований проводится три раза в год (в сентябре, январе и апреле).

  Исследуемые параметры:

 1. Изучение и анализ анамнестических данных.

2. Исследование поведения и эмоциональной сферы.

3. Исследование неречевых психических функций (слуховое, зрительное восприятие, восприятие пространственный представлений).

4. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

5. Исследование состояния моторной сферы (общая, мелкая моторика, состояние мимической мускулатуры и артикуляционной моторики).

6. Исследование состояния импрессивной речи (пассивный словарь, понимание различных форм словоизменения и отдельных предложений связной речи, состояние фонематического восприятия).

7. Исследование состояния экспрессивной речи (грамматический строй речи, связная речь, фонетическая сторона речи, дыхательная и голосовые функции, динамическая сторона речи, фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза).

При обследовании используются следующие методические пособия:

   1. Альбом для логопеда. О.Б. Иншакова.

   2. Диагностический журнал «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3 – 7 лет Н.Л. Стефанова.

   3.   Картинный материал для обследования  звукопроизношения детей и слогового состава слов Н.Н.Белавина.

                                                                                                                                                                                               

                   

                           

                          III. Организационный  раздел

     Для  успешной реализации рабочей программы  необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета  необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

  1. Материально – техническое обеспечение

Развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.

Для этого имеются дидактические игры и материалы по разделам:- - Формирование звукопроизношения

- Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и  синтеза. Грамота

- Формирование лексико – грамматического строя  речи

- Связная речь

- Развитие мелкой моторики

- Формирование речевого дыхания

- Картотека по разделам: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физ. минутки, кинезиологические упражнения.

 - Конспекты логопедических занятий.

 - Компьютер, компьютерная программа «Учимся говорить правильно», видеотека, интерактивные развивающие познавательно – речевые игры для детей 5 – 7 лет.

 - Стол для песочной анимации

3.2. Программно – методическое обеспечение образовательной  

                                        программы

    Предусмотрено использование программ, технологий и методических пособий ряда авторов:

 Логопедические коррекционно-развивающие программы и технологии:

1. Т.Б.Филичева, Г.В Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», М. «Просвещение», 2008.

2. В.В. Коноваленко , С.В. Коноваленко  «Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной к школе группах для детей с ОНР», М. «Гном- пресс», 1999.

3. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!» Комплексная методика подготовки ребёнка к школе.

4. О.И. Крупенчук «Исправляем произношение» Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств, для детей 5 -7 лет.

5. П.Н. Лосева « Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет.

3.3.  Циклограмма деятельности учителя логопеда.

Понедельник:

 1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

 2. Оформление обязательной документации.

 Вторник:

1. Консультационный час для родителей.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Среда:

1. Консультационный час для педагогов

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия

Четверг:

1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Консультационный час для родителей

 

Пятница:

1. Подгрупповые индивидуальные занятия.

2. Оформление обязательной документации.

 

3.4. Особенности организации пространственной  среды

   

 Предметно – пространственная  среда составная часть развивающей среды дошкольного детства. Она обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, эмоциональное благополучие, способствует развитию детей и проявлению своей индивидуальности.

Принципы организации пространственной среды логопедического  

                                        кабинета:

  • доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних  полках, методическая литература и документация логопеда – на верхних полках;
  • системности: весь материал систематизирован по разделам;  каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;
  • здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение;  столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета; мебель также имеет светлый пастельный тон;
  • учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;
  • вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны.
  • мобильности: настенные пособия легко снимаются и переносятся
  • эстетичности: наглядно – методические пособия и игры выполнены из ярких современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически  оформлены.

                                         Список литературы

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическим недоразвития у детей.- М.: Просвещение, 2014.

2.Г.А.Каше. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

3  З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у  старших дошкольников. -С.П.: Детство-Пресс, 2012

4. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. -С.П.:Литера, 2005

5. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

6. П.Н. Лосев. Коррекция речевого и психического развития детей 4 -7 лет. С.П.: Литера, 2005

7. Л.С. Вакуленко. Организация работы дошкольного логопедического пункта.-С.П.: Детство- Пресс, 2013

8 .Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002

9. Л.М. Граб Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. –М:  Гном-Д, 2005

10. З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005

11.Л.Е. Кыласова. Коррекция звукопроизношения у детей.- В: Учитель, 2009

        

                                                                                                                                                        Приложения 1

Речевая карта и план коррекционной работы для ребёнка с ФФН, НВОНР

Фамилия, имя ребёнка __________________________________________________________

Дата рождения _______________Дата обследования ________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________
Краткие анамнестические данные _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Краткая характеристика по результатам педагогического мониторинга (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в пространстве)________________________

_____________________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат (строение, подвижность) ________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________Нарушение звукопроизношения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Фонематический слух( повторение слоговых рядов, выделение первого и последнего ударных гласных, для подг. гр. выделение первого и последнего согласных звуков)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Словарный запас ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Грамматический строй речи _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Связная речь (составление рассказа по сюжетной картинке и по серии картин с развивающим сюжетом) ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопедическое заключение_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Результаты коррекционной работы: ______________________________________________

              План коррекционной работы

1.Подготовительный этап:

- развитие интереса к логопедическим занятиям;

- развитие речеслухового внимания и памяти;

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.

2.Формирование произносительных умений и навыков:

- постановка звуков;

- автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях;

- дифференциация звуков и автоматизация в спонтанной речи. 3.Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов. 4.Практическое овладение воспитанниками всеми компонентами устной речи в различных видах деятельности

                                                                                                                                 

Приложение 2.

            Планирование индивидуальной  логопедической работы

                с ________________________________                                                                                            

1. Формирование правильного звукопроизношения

-  логопедический массаж                                                                                                                                                 - развивать подвижность артикуляционного аппарата                                                                                                                -  постановка и коррекция звуков                                                                                                                                                      - группа свистящих – с, сь, з, зь, ц                                                                                                                                       - группа шипящих – ш, ж, ч, щ                                                                                                                                    - группа сонорных – л, ль, р, рь                                                                                                                                    - губно- губные – п, б,м + мягкие                                                                                                                                             - губно- зубные – в, ф + мягкие                                                                                                                                                 - переднеязычные – т, д, н + мягкие                                                                                                                                     - заднеязычные – к,г,х +мягкие                                                                                                                                                 - другие ________________  

2. Формирование фонематического восприятия:                                      

 - определять звуки ( гласные, согласные,твёрдые- мягкие, глухие- звонкие)                                                                    - определять наличие и отсутствие звука, места звука в слове

3. формирование фонематического слуха

4. Работа над слоговой структурой слова

5. Развитие грамматического строя речи

 - словообразование                                                                                                                                                     - словоизменение

6. Развитие лексической стороны

 - расширить предметный словарь                                                                                                                               - расширить словарь признаков                                                                                                                                           - расширить глагольный словарь

7. Формирование связной речи

 - формировать умение составлять рассказ по картинке                                                                                             - формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картин                                                                 - формировать умение составлять пересказ                                                                                                    - формировать умение составлять рассказ - описание

8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности

 - развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление                                                                                       - развивать общую и мелкую моторику

9. Развитие правильного речевого дыхания

                                                                                                                         Приложения 3

                                 Артикуляционная гимнастика                                                                                                                                                        

http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2383 Заборчик. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2393  Трубочка.  Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.                                                                                                                                                        

 

http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2383 http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2393 «Заборчик – Трубочка». На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Заборчик» - «Трубочка».

http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2413 «Лопаточка» Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2423 Иголочка.  Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острый, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2433 Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта к другому. Нижняя челюсть – неподвижна.

http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2443 Качели. Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно двигать языком, то к верхней, то к нижней губе. Нижняя челюсть – неподвижна.

http://ckroir.volkovysk.edu.by/sm_full.aspx?guid=2453 Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...