Методические разработки
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
В данной работе представлены этапы формирования звукового анализа и синтеза, игры и упражнения на разных этапах работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zvukovogo_analiza_i_sinteza_u_detey_s_narusheniem_rechi.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и синтезу, сравнению и обобщению языкового материала, т. е. в достаточном уровне развития аналитико – синтетической деятельности, что определяет готовность ребёнка к обучению грамоте. Первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой – формирование фонематического восприятия, вторая ступень – звуковой анализ и синтез. Овладение навыками звукового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза, дети овладевают чтением слогов и слов. Слияние звуков материализованных с помощью фишек – есть моделирования чтения, а выкладывание фишек – аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме. Материал для занятий подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался чаще.
Этапы формирования звукового анализа и синтеза.
В данной работе можно условно выделить три этапа: Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом можно использовать звуковых человечков, позаимствованных из книги Г. А. Ванюхиной «Речецветик».
Гласные звуки – девочки в красных платьицах. Их губы указывают на схематичную артикуляцию. Одновременно происходит знакомство и с графическим изображением звуков. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трёх гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах. В ходе второго этапа, наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков, дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный.
На занятиях дети учатся анализировать обратные и прямые слоги, а затем слова (с г с.например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные круги – гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий и глухой звук.
На третьем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение.
В итоге дети должны научиться:
- различать изученные звуки;
- знать гласные звуки первого ряда и И;
- знать изученные согласные звуки и их акустико – артикуляционные признаки (твёрдость - мягкость, звонкость – глухость).
- выделять любой из изученных звуков в составе односложных (рак, двусложных (лапа, трёхсложных (малина) слов.
- определять местоположения звука (в начале, в середине, в конце слова).
- определять линейную последовательность звуков в слове.
- определять количество звуков в слове.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ
Выделение данного звука в словах и слогах
1. «умная машина» - [ в ]
2. «умный паровоз» - [ п ]
3. «умный самолёт» - [ р ]
Эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров только с данным звуком в имени.
4. «Звуковой домик» - в окошке звук (буква) зовёт гостей: «Т-т-т», «К-к-к».
5. «Собираем звуки» потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.
6. «Доктор Звуков» - прописывает «лекарство» - 10 слов со звуком).
7. «Проглоти звук» - повторить слово без звука).
Выделение первого и последнего звука в словах
1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
2. «Магазин» -заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
3. «Умная машина» - сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
4. «Поймай слово за хвост!»
5. «Подели предметы» - на коробочках написаны «портреты» звуков.
6. «Кто в домике живёт» - с данным звуком в начале.
7.«Вагончики» - В первом или последнем поедет? Где слышно данный звук в слове.
8. «Звуковые цепочки» - по два - три слова и более.
Интонационные выделения последовательности фонем в слове
1. «превращение в жуков, змей, и т. п.» - разговаривать, выделяя нужный звук.
2. «Клавиши» - ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки – слово из трёх – четырёх звуков и три – четы ре клавиши фишки).
3. «Звуковые домики»:
- «Позови звуки домой» -по очереди;
- «Звук потерялся» - первый, второй, третий.
- «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» - дети их узнают и называют.
Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части.
1. «Гласные здороваются» - произносить свой звук долго – громко.
2. «Гласные стучат своими молоточками» - каждый раз, когда вслове встречается его звук(односложные слова).
3. «Братцы – гласные делят слово две – три части»:
Какой гласный живёт в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика).
4. «Прошагай слово» - пропрыгать, прхлопать.
5. «Кто в домике живёт?» - на каком этаже живёт кот, ли-са, со-ба-ка?
6. «Кто в каком окошечки поедет» - сколько внём окошечек (на столько частей делится слово).
7. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» - одно-, двух-, трёхкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот).
Различение гласных и согласных звуков
1» Называю звук – поднимаете фишку» - красную, если звук гласный, синию – если согласный.
2. «Братцы гласные дружат с согласными звуками» - «оп», «ак», «ус», «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.
3. «Покажи фишку» (красную, синию) – выделение гласных, согласных из потока звуков.
4. «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой – согласный –а-а-а-к; к-а-а-а.
5. «Что мешает петь согласному звуку» - губы: (п,б, м); язык и зубы: (н,т,д) и т. д.
6. «Кто из гостей пртзносит последним гласный или согласный звук?» - «гав», «мяу», «му»,«кукареку» и т. д.
7. «Какой первый звук в твоём имени?.
Выделение качественных признаков согласных звуков
1. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твёрдый согласный и т. д.
2. «Магазин» - дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в её названии и давая ему качественную характеристику.
3. «Цветной диктант» - схема слов (пустые кружочки, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать окошки в нужный цвет.
4. «Спичка – ватка» - дети учатся соотносить твёрдые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами.
5. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» - «лис»
(л) – зелёная толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);
(и) – красная толстая линия (гласный звук);
(с) – синяя тонкая линия (глухой твёрдый звук).
Звуковой анализ слов
1. «Пропоём в слове каждый звук» - (жжжуууккк).
2. «Звуковые домики» Три окошка + шторки трёх цветов:
- позвать домой первый, второй, третий звук.
- повесить в окошко шторки нужного цвета.
3. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» - готовая схема слов.
4. «Покажи картинку» - в названии которой первый звук (р, второй (а, третий (к).
5. «Магазин» - на «чеках» находятся звуковые схемы слов: кит, лиса, жук, оса, рыба. и т. д. Дети покупают предмет подходящий к этой схеме.
6. «Звукавое лото: Чья картинка?» – кому подходит эта схема (звуковой домик).
7. «В каком окошке живёт звук?
Список литературы
1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить – СПб.: Издательский Дом «Литра», 2005г.
2. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей – Ярославль: Академия развития, 1997г.
3. Новоторцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду – Ярославль: Академия развития, 1998г.
4. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Коррекция нарушения речи – Москва Просвещение, 2008г.
5. Логопед для ДОУ (сборник материалов) – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....