Логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гречкина Елена Владимировна

Обучение пониманию и употреблению в речи пространственных предлогов (на,за,над,под)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slova-pomoshchniki.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

по активизации грамматического строя речи

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ ДС №43 «Колобок»

 Гречкина Елена Владимировна

Тема «Слова-помощники: на, за, над, под»

Образовательная область: «Познание,» «Коммуникация», «Здоровье»

Форма проведения : фронтальное занятие с использованием ИКТ

Тип занятия: обучающее

Технология : личностно-ориентированная

Коррекционно-образовательные цели. Обучение  детей  пространственным отношениям, выраженных предлогами НА, ЗА, ПОД, НАД с опорой на схему. Упражнение в правильном употреблении предлогов НА, ЗА, ПОД, НАД.  Активизация грамматического строя речи (составление предложений с заданным предлогом в игре на смарт-доске).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  артикуляционной, тонкой и общей моторики, умения выполнять движения под ритм стихотворения; зрительного, слухового восприятия и внимания, наглядно-действенного и логического мышления; навыка мягкого голосоведения (пение звука [у] на мягкой атаке голоса).  Формирование умения действовать по словесным инструкциям, предпосылок к произвольности поведения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Оборудование. Смарт-доска, схемы предлогов для фланелеграфа, схемы для каждого ребёнка, эмблемы-самолёты.

Ход занятия.

1. Организационный момент Слайд 1

(Создание эмоционально-положительного фона)

Под звуковое сопровождение появляется «Самолёт», пролетает круг. Логопед «Самолёт». Тах-тах-тах-тах . Вероятно, мне пора на посадку. Останавливается напротив детей. Здесь девочки и мальчики, а вы догадались кто я?!

Дети. Самолет.

Логопед. Я неслучайно к вам попал! Хотите узнать, почему я прилетел к вам?

Дети. Да.

Логопед. В моей семье самолётов все очень заняты важными делами, им некогда со мной играть, так и говорят: «Тебе бы в детский сад попасть». Так я не ошибся?

Дети. Не ошибся. Это детский сад.

Логопед. Будете со мной играть?

Дети. Будем играть.

Логопед. Хотите, я вас в самолёты превращу?

Дети. Хотим!

Логопед. Повторяйте за мной слова:

«Глазки закроем                     Одеваю детям эмблемы-самолёты.

И улыбнёмся,                        

Теперь самолётами

 Мы зовёмся!»

Ну, что друзья-самолёты, начинаем играть.

2. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. (Развитие подвижности артикуляционного аппарата, координации артикуляционной и тонкой моторики, чувства ритма.)

1. Губки «Трубочкой» сложу     Ладони на уровне груди, пальцы

в щепоточку

И соседу покажу –у-у-у-у-у-------- Удержание позы, пение звука [у] на мягкой атаке голоса

Наши ручки не скучают,      

За язычком всё повторяют.    

2. «Улыбнусь»       Губы в улыбке, ладони на уровне груди, тыльной стороной вверх-прогнуты

3.  «Открою ротик»       Удержание позы.  Ладони на уровне груди, пальцы прямые сомкнуты

4. Язычок мой озорник

Быть на месте не привык

Прыгнет вверх,

Прыгнет вниз. Ладони тыльной стороной вверх, пальцы прямые, кончики пальцев поднимать и опускать в ритм слов

Язычок зарядку любит,

Очень быстро прыгать будет!

Пощелкаем язычками. Пальцы прямые сомкнутые, кончиками пальцев отталкиваться от подушечки большого пальца.

3. Игра «Где ладошки ?». (Объявление темы занятия.Обучение  детей  пространственным отношениям, выраженных предлогами НА, ЗА, ПОД, НАД с опорой на схему).

Логопед. Здорово с вами играть! А какие вы игры знаете?

Дети. Называют свои любимые игры

Логопед. Интересные вы игры знаете. А я знаю игру «Где ладошки». Вам знакома эта игра?

Дети. Нет.

Логопед. Я вас сейчас научу в неё играть. Для этого нужно присесть на стульчики. Дети садятся на стулья. Внимательно послушайте условия игры. В этой игре мы будем определять, где находится предмет. А для этого нам понадобятся маленькие помощники. Это такие слова. И сейчас я вас с ними познакомлю.

Обращаю внимание детей на доску. Прикрепляю схему предлога.

Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово – НА.

Прикрепляю схему предлога.

Если предмет находится сзади чего-то, мы говорим маленькое слово – ЗА.

Прикрепляю схему предлога.

Если предмет находится внизу другого предмета, мы говорим маленькое слово – ПОД.

Прикрепляю схему предлога.

Если предмет находится выше другого предмета, мы говорим маленькое слово – НАД. На доске- схемы предлогов.

Начнём играть. Повторяйте за мной слова и действия.

Ладошки на коленях. Показываю.

Ладошки за спиной. Показываю.

Ладошки над головой. Показываю.

Ладошки под стулом. Показываю.

Слушайте внимательно. Я могу ошибаться.

Ладошки НА голове. Показываю над головой.

Ладошки ЗА спиной. Показываю под стулом.

Игру прерывает телефонный звонок. Достаю телефон из сумки.

Отвечаю на звонок: «Да…….Понял». Обращаюсь к детям:

«К сожалению, мы не можем продолжать нашу игру. Мне сообщили, что  в лесу – пожар. Нужно спасти животных. Я один самолёт не справлюсь.

Дети. Мы тоже самолёты.

Логопед. Друзья-самолёты, вы мне поможете?

Дети. Да. Поможем.

Логопед. Нам нужно спасти животных. У каждого самолёта своё задание. Проверьте. Переворачиваю эмблему.

4. Подвижное упражнение «Отправляемся в полёт»

 Развитие общей моторики, навыка мягкого голосоведения.

Приготовились.

Все на взлётное поле

Друг за другом повернитесь

На колено опуститесь.

Заведём мотор.

Мотор гудит, У----------

Самолёт летит. У------------

5. Упр. «Посмотрим, НАД чем пролетаем». Совершенствование грамматического строя речи (составление предложно-падежных конструкций);умения работать со смарт-доской;)

Логопед. Мы уже набрали высоту необходимую для полёта. Посмотрим, НАД чем мы пролетаем.

Это же мой самолёт. Послушайте, как это сделаю я:

Я пролетаю НАД полем. Слайд 2

Смотрите, чей самолёт летит. Над чем ты пролетаешь?

Я пролетаю над домом. Слайд 3

Я пролетаю над автомобилем. Слайд 4

Я пролетаю над рекой. Слайд 5

Я пролетаю над мостом. Слайд 6

Я пролетаю над лошадьми. Слайд 7

Я пролетаю над деревом. Слайд 8

6. Упр. «ГДЕ животное» Упражнение в правильном употреблении предлогов НА, ЗА, ПОД, НАД.;умения работать со смарт-доской; индивидуальная работа со схемой)

Слайд 9.

Логопед. Вот и лес. Приземляемся. Посмотрите каждый на своё задание. Вспомните слова-помощники. Послушайте, как это сделаю я: «Кабан спрятался под…ищу, смотрю на экран

Кабан под елкой. Обращаюсь к ребёнку. У тебя какое задание?

Всех животных мы спасли?

Дети. Да.

Логопед. В лесу оставаться опасно. Слайд 10.

Дети. Улетаем.

Развитие навыка голосоведения.

Логопед. Лечу- у-у-у-у-у ------Слайд 11.

Приземляемся.

Развитие физиологического дыхания.

Нужно нам свободней стать

И спокойнее дышать.

Вдох носом,

Выдох ртом.

7. Рефлексия.

Логопед. Вспомним, где мы сегодня побывали? Чем занимались?

Дети. Спасали животных.

Логопед. Какие маленькие слова-помощники помогли нам спасти животных.

Обращаю внимание детей на схемы предлогов  на доске.

Повторим их. НА, ЗА, НАД, ПОД.

Логопед. Что было трудно для вас?

Дети. Ответы.

Логопед. А в какую игру вы бы хотели ещё раз поиграть?

Дети. ответы.

Спасибо вам! Мне пора улетать. Только превращу вас в девочек и мальчиков.

Глазки закройте

И улыбнитесь.

В девочек, мальчиков

Опять превратитесь.

За вашу смелость и доброту, получите награды. Раздаю медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...