Мнемотехника – помощник в развитии связной речи
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Федченко Светлана Викторовна

 Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Главный принцип – усвоение с помощью наглядного материала происходит лучше, чем вербально.

Использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не самого изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно помогает и облегчает поиск, а также запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие ВФП: памяти, внимания, образного мышления,

- перекодирование информации, т.е. переобразование абстрактных символов в образы,

- развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника – помощник в развитии связной речи.

Одной из целей логопедического воздействия при устранении общего недоразвития речи (ОНР) является – обучение детей связной речи, умению последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказать о событиях окружающего мира.

Детям с общим нарушением речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, искаженное произношение звуков. Кроме того, многие и них страдают нарушением внимания, концентрации, несовершенством логического мышления. А все эти факторы необходимы для умения правильно строить свое высказывание.

Поэтому правильна организация обучения детей с нарушением речи очень сложное дело. Требующего грамотного, творческого подхода. Следует помнить, что, как и у нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, но не превышает его возможностей. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами вполне обоснованно использование оригинальных творческих методик, эффективность которых очевидна.

Одной из таких методик является – мнемотехника. В связи с тем, то у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Главный принцип – усвоение наглядного материала усваивается лучше, чем вербальный.

Использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не самого изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно помогает и облегчает поиск, а также запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие ВФП: памяти, внимания, образного мышления,

- перекодирование информации, т.е. переобразование абстрактных символов в образы,

- развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ:
          «Кладовая новых слов» - в этой кладовой копятся новые слова, которые были включены в занятие, растолкованы, обозначены и зарисованы с помощью символов. Периодически, дети возвращаются к этому словарику, вспоминая слова и выражения.

«Шифровальщики». Взрослый просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответствующий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного соответствия ребенку приходится применять усилия, помимо памяти, еще и воображение. Например слова для картинок: грузовик, дерево, осень, кошка…

«Фокус-покус». Перед ребенком раскладывается несколько карточек с изображением нескольких предметов (например: яблоко, чайник, самолет …) и дается инструкция: «Я сейчас назову несколько слов, посмотри на эти картинки и выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово. Отложи ее в сторону». Выполнив задание, ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Можно усложнить: дав слова, косвенно упоминающие предмет на картинках: яблоня, чай, летчик…). Это упражнение помогает развивать логические связи между предметами.

«Волшебники».  Надо заколдовать слова. Сначала логопед знакомит детей с символикой (например, елка – дикое животное, дом – домашнее). На листах нарисованы 5 клеток, в которых надо заколдовать названия. Логопед произносит последовательно слова, а дети изображают нужный символ: волк, лиса, кошка, еж, собака. В тетрадях появляются символы: елка, елка, дом, елка, дом.

На рси.1 приведена таблица по теме: «детский сад».

5 – дом – детский сад, наш второй дом

1 – в детский сад ходят дети – девочки и мальчики

2 – дети любят ходить в детский сад

3 – дети идут в детский сад утром

4 – в детском саду дети играют

6 – читают

7 – рисуют

8 – занимаются

9 – уходят вечером.

  1.       http://www.lakenormanhomeconnection.com/wp-content/uploads/2016/08/great-childrens-coloring-pages-best-design.jpg

2               

3      http://www.dvaporosenka.ru/images/dlya-samih-malenkih-raskraski/kartinki-raskraski-dlya-samih-malenkih/kartinki-raskraski-dlya-samih-malenkih15.gif   

4         http://www.playing-field.ru/img/2015/051721/0357259

5           http://www.playing-field.ru/img/2015/051723/1953749

6       http://rukadelkino.ru/uploads/posts/2016-02/1456157107_3-y.jpg

7            http://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/school_colouring_pages_25/pencil_image_to_color_20120327_1536106987.png

8        http://kub1.ru/bmz_cache/4/4388e65fdc7f16ca3b563cf97c6f261e.image.532x439.gif

9         http://www.dvaporosenka.ru/images/dlya-samih-malenkih-raskraski/kartinki-raskraski-dlya-samih-malenkih/kartinki-raskraski-dlya-samih-malenkih15.gif

Рис.1

С помощью мнемотаблиц можно обучать детей составлять рассказ по плану. Ребенок знает с чего надо начать, продолжить, уточнить и завершить рассказ. Это достигается путем использования определенных символов, обозначающие разные признаки предметов.

Например Рис.2: цвет – рисуют цветовые пятна

Форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части

Величина – два контрастных предмета

Человек – для чего нужен объект и как надо заботиться о нем, или как использовать.

Контур деталей – из чего состоит

Рука -  какие действия совершают с этим предметом, сто можно приготовить, например

Знак вопроса – название предмета

Восклицательный знак – эмоции и чувства…

(Добавить можно еще что-то – например запах или вкус…)

?

http://zaikinmir.ru/raskras/images/myach/myach-raskraski-3.jpg http://zaikinmir.ru/raskras/images/myach/myach-raskraski-3.jpg

http://www.playing-field.ru/img/2015/052105/3528312

http://ic.pics.livejournal.com/kameya_cat/36920536/9103/9103_640.jpg

!

http://chiromancy4free.ru/data/images/elementary-hand.png

При заучивании стихов применяются «кодирование» слов – рисование, опорные картинки.

Рис. 3 «Петушок и бобовое зернышко»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_97641b221a90c91fff1182fe61e68b1c.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОТЕХНИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения....

Консультация для родителей: «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей»

Родители познакомятся с мнемотехникой и её использованием в развитии связной речи. Приведены примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы....

Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов дошкольных учреждений....

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....

Особенности использования приёмов мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Мнемотехника – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, картинки между собой соединяются в сюжет,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«МНЕМОТЕХНИКА, КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?...