Мнемотехника – помощник в развитии связной речи
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Главный принцип – усвоение с помощью наглядного материала происходит лучше, чем вербально.
Использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не самого изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно помогает и облегчает поиск, а также запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие ВФП: памяти, внимания, образного мышления,
- перекодирование информации, т.е. переобразование абстрактных символов в образы,
- развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мнемотехника – помощник в развитии связной речи.
Одной из целей логопедического воздействия при устранении общего недоразвития речи (ОНР) является – обучение детей связной речи, умению последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказать о событиях окружающего мира.
Детям с общим нарушением речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, искаженное произношение звуков. Кроме того, многие и них страдают нарушением внимания, концентрации, несовершенством логического мышления. А все эти факторы необходимы для умения правильно строить свое высказывание.
Поэтому правильна организация обучения детей с нарушением речи очень сложное дело. Требующего грамотного, творческого подхода. Следует помнить, что, как и у нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, но не превышает его возможностей. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами вполне обоснованно использование оригинальных творческих методик, эффективность которых очевидна.
Одной из таких методик является – мнемотехника. В связи с тем, то у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Главный принцип – усвоение наглядного материала усваивается лучше, чем вербальный.
Использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не самого изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно помогает и облегчает поиск, а также запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие ВФП: памяти, внимания, образного мышления,
- перекодирование информации, т.е. переобразование абстрактных символов в образы,
- развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ:
«Кладовая новых слов» - в этой кладовой копятся новые слова, которые были включены в занятие, растолкованы, обозначены и зарисованы с помощью символов. Периодически, дети возвращаются к этому словарику, вспоминая слова и выражения.
«Шифровальщики». Взрослый просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответствующий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного соответствия ребенку приходится применять усилия, помимо памяти, еще и воображение. Например слова для картинок: грузовик, дерево, осень, кошка…
«Фокус-покус». Перед ребенком раскладывается несколько карточек с изображением нескольких предметов (например: яблоко, чайник, самолет …) и дается инструкция: «Я сейчас назову несколько слов, посмотри на эти картинки и выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово. Отложи ее в сторону». Выполнив задание, ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Можно усложнить: дав слова, косвенно упоминающие предмет на картинках: яблоня, чай, летчик…). Это упражнение помогает развивать логические связи между предметами.
«Волшебники». Надо заколдовать слова. Сначала логопед знакомит детей с символикой (например, елка – дикое животное, дом – домашнее). На листах нарисованы 5 клеток, в которых надо заколдовать названия. Логопед произносит последовательно слова, а дети изображают нужный символ: волк, лиса, кошка, еж, собака. В тетрадях появляются символы: елка, елка, дом, елка, дом.
На рси.1 приведена таблица по теме: «детский сад».
5 – дом – детский сад, наш второй дом
1 – в детский сад ходят дети – девочки и мальчики
2 – дети любят ходить в детский сад
3 – дети идут в детский сад утром
4 – в детском саду дети играют
6 – читают
7 – рисуют
8 – занимаются
9 – уходят вечером.
2 | 3 | |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Рис.1
С помощью мнемотаблиц можно обучать детей составлять рассказ по плану. Ребенок знает с чего надо начать, продолжить, уточнить и завершить рассказ. Это достигается путем использования определенных символов, обозначающие разные признаки предметов.
Например Рис.2: цвет – рисуют цветовые пятна
Форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части
Величина – два контрастных предмета
Человек – для чего нужен объект и как надо заботиться о нем, или как использовать.
Контур деталей – из чего состоит
Рука - какие действия совершают с этим предметом, сто можно приготовить, например
Знак вопроса – название предмета
Восклицательный знак – эмоции и чувства…
(Добавить можно еще что-то – например запах или вкус…)
? | ||
| ||
! |
При заучивании стихов применяются «кодирование» слов – рисование, опорные картинки.
Рис. 3 «Петушок и бобовое зернышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МНЕМОТЕХНИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения....
Консультация для родителей: «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей»
Родители познакомятся с мнемотехникой и её использованием в развитии связной речи. Приведены примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы....
Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов дошкольных учреждений....
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....
Особенности использования приёмов мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Мнемотехника – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, картинки между собой соединяются в сюжет,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?...