Программа дополнительного образования "Говорю правильно"
рабочая программа по логопедии на тему
Программа дополнительного образования "Говорю правильно" расчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет, направлена на развитие различных сторон речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_govoryu_pravilno.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в дошкольных образовательных учреждениях детей, для которых русский язык является неродным. При отсутствии нормативных документов, коррекционно – развивающих программ, методических разработок эти дети обучаются по общеобразовательным программам. Для речевого развития данной категории дошкольников характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизмы в связных высказываниях и другие недочёты, обусловленные, прежде всего ограниченной практикой в сфере русского языка и двуязычием в семье, которые приводят к интерференции разных языковых систем. А также, в последнее время в общеобразовательных садах увеличилось количество детей, имеющих общее недоразвитие речиПо статистическим данным в нашей стране показатели коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. В современном мире для большинства детей характерно нарушение всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.
Обе категории воспитанников составляют группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении процессами письма и чтения: обладая нормальным слухом и интеллектом, они имеют нарушение речи, охватывающее как фонетико – фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка и остро нуждаются в комплексной коррекционно-логопедической помощи. В связи с этим возникла необходимость создания модифицированной программы, по устранению этих речевых нарушений.
В этой связи встают вопросы практического использования эффективных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания. Все большее социальное значение приобретает проблема взаимодействия детей с окружающими их людьми в соответствии с требованиями современного общества (ФГТ, ФГОС) гармоничного психического развития личности к обеспечению воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
С учетом сказанного выше была разработана эта программа .
Программа решает одну из важнейших проблем - развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. В настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики. В разработанной программе предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием звука; введению понятия предложения, слова, слога, звука и буквы, уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала. Занятия по данной программе обогащают лексику детей, формируют и развивают фиксированные коммуникативные знания, коммуникабельность. Формирование коммуникативной деятельности представляет собой особый вид познавательной детской деятельности, которая регулирует усвоение коммуникативного опыта. При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь.
Цель программы: Развитие речевой активности детей, формирование полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка.формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи программы:
- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации.
-формировать полноценные звукопроизносительные навыки;
-развивать фонематической восприятие, фонематические представления и доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
-обогащать и активизировать словарь, развивать внимание к морфологическому составу слова и способам образования слов;
-формировать грамматический строй речи.
-развивать связную речь в процессе изучения лексических тем.
Основными направлениями работы по развитию речи детей
являются:
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• развитие лексико – грамматических категорий;
• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом;
• употребление разных конструкций предложений в самостоятельной связной речи;
Содержание программы.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической речи в монологи.
В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формой речи.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30-35 минут вместе со взрослым.
Требования
к уровню подготовки детей старшей группы по развитию речи
К концу года дети подготовительной группы должны:
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Основными направлениями работы по развитию речи детей
являются:
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• развитие лексико – грамматических категорий;
• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом;
• употребление разных конструкций предложений в самостоятельной связной речи;
• формирование элементарных навыков письма и чтения.
Основные задачи коррекционно - развивающей работы:
- Развитие словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
- развитие просодической стороны речи;
- коррекция произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой слова;
- совершенствование фонематических представлений;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Развитие связной речи и речевого общения.
методы проведения занятий:
-рассматривание разнообразных игрушек;
-составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
-дидактические подвижные игры на звукоподражание;
-драматизация сказок и произведений;
-заучивание считалок, загадок и стихов;
-использование мультимедиа;
-песочная терапия, пальчиковый сухой бассейн и т.п.
После изучения дети могут:
- Согласовывать свои действия с другими детьми;
- Общаться с людьми в разных ситуациях;
- Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- Составлять предложения с заданными словами
- Пересказывать и сочинять рассказы и сказки.
Перспективный план занятий
Неделя | Тема | Содержание |
«Путешествие в страну игрушек» | Развитие связной речи
| |
Формирование фонематического восприятия
| ||
«В гостях у кролика садовника» | Развитие связной речи
| |
Формирование фонематического восприятия
| ||
«Чиполино собирает друзей» | Развитие связной речи
| |
Формирование фонематического восприятия
| ||
«В гости к Маше и Мише» | Развитие связной речи
| |
Формирование фонематического восприятия
| ||
5. | «Путешествие в Грибное царство» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия
| ||
6. | «То берёзка, то рябина …» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия
| ||
7. | «Оранжевая сказка» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Найди гласную» 2. Дидактическая игра «Отзовись, ударный слог» | ||
8. | «Мишка-портной» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуке [И]» 2. Игра «Хлопай, не зевай» | ||
9. | «В обувном магазине» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Послушай и исправь» 2. Игра «Выдели слово» | ||
10. | «Шляпная мастерская» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Игра «Хлопушки» 2. Речевая игра «Разбросаем звуки» | ||
11. | «На строительной площадке с Геной и Чебурашкой» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Какое слово длиннее» | ||
12. | «Новогодние картинки» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Звуковое домино» 2. Дидактическая игра «Найди картинки со звуком [Ы]» | ||
13. | «В гости к трем медведям» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Подскажи Петрушке звук» 2. Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме» | ||
14. | «Игры с Машей» | Развитие связной речи
4. Игра: «Один – много» |
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Придумай новое слово» 2. Дидактическая игра «Вставь в схемы слов буквы И и Ы» | ||
15. | «Зимние узоры» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [М], [Мь]» 2. Игра «Подними символ» | ||
16. | «Как звери медвежонка будили» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках М и Н» 2. Речевая игра «Рассели по домикам (картинки со звуками [М], [Мь] и[Н], [Нь]» | ||
17. | «Путешествие на север» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [В], [Вь] и [Ф], [Фь]» 2. Дидактическая игра «Назови слова со звуками[В], [Вь] на картинке» | ||
18. | «Игры со стойким оловянным солдатиком» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Выдели ударный гласный в слове» 2. Дидактическая игра «Определи гласный по немой артикуляции» | ||
19. | «Кто сказал: «Мяу?» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи про звуки и буквы» 2. Речевая игра «Путаница» 3. Дидактическая игра «Домики звуков» | ||
20. | «Дятлово колечко» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1.Дидактическая игра «На что похожа буква П» 2. Дидактическая игра «Хлопушки» | ||
21. | «Как цыплёнок научился считать» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Т], [Ть]» 2. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [Т], [Ть] по картинке» (дифференциация звуков П-Т на слух и в произношении) | ||
22. | «Топают по острову слоны и носороги» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Найди слово к схеме» 2. Упражнение «Дятел» | ||
23. | «Весна в гости пришла» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Т], [Ть], [Х], [Хь]»» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
24. | «Моя семья» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Мягкий или твердый»(звуки Ль и Й) 2. Речевая игра «Звукоед» | ||
25. | «Скворцы летят- загадки несут» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Найди ударный звук» (Выделение ударного гласного после согласного из середины и конца слова, звуки Ы-И) 2. Игра «Подними сигнал» | ||
26. | «Ехала машина» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Речевая игра «Звукоед» (Дифференциация на слух и в произношении Д-Т) 2. Упражнение «Придумай слово к заданой схеме» | ||
27. | «А летчикам быть лучше» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [П], [Б]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
28. | «Игры со стрекозой и муравьём» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Речевая игра «Звуковые домики» (звуки С и Ш) 2. Дидактическая игра «Звукоед» (Преобразование слов: миска-мишка, усы уши, нос-нож(ш), крыса-крыша) | ||
29. | «Рыбки плавают в реке» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [С], [Ц]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Бусы» | ||
30. | «Игры с Русалочкой» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Речевая игра «Звукоед» (дифференциация на слух и в произношении звуков Ж-Ш, Ж-З) 2. Дидактическая игра «Замени звук» 3. Пальчиковая гимнастика «Чудо-юдо рыба-кит» | ||
31. | «Раз горох, два горох» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Р], [Рь][Л], [Ль]»» 2.Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
32. | «Вот оно какое наше лето» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. «Расскажи о звуках [Щ], [Ч]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [Щ], [Ч] по картинке » |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования "Учимся правильно говорить"(5-6лет)
Материал по планированию работы учителя- логопеда в рамках дополнительного образования. Возраст детей 5-6 лет....
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно"(речевое направление )для детей 4-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Программа дополнительного образования по формированию правильного звукопроизношения в рамках кружка "Занятия с логопедом"
Данная программа является дополнительным образовательным кружком для детей не посещающих специализированную группу....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Говорим правильно»
Основная программа кружка основывается на авторской технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чис...
Собственная методическая разработка. Дополнительная образовательная программа "Будем говорить правильно".
Данная рабочая программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...