Программа дополнительного образования "Говорю правильно"
рабочая программа по логопедии на тему
Программа дополнительного образования "Говорю правильно" расчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет, направлена на развитие различных сторон речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_govoryu_pravilno.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в дошкольных образовательных учреждениях детей, для которых русский язык является неродным. При отсутствии нормативных документов, коррекционно – развивающих программ, методических разработок эти дети обучаются по общеобразовательным программам. Для речевого развития данной категории дошкольников характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизмы в связных высказываниях и другие недочёты, обусловленные, прежде всего ограниченной практикой в сфере русского языка и двуязычием в семье, которые приводят к интерференции разных языковых систем. А также, в последнее время в общеобразовательных садах увеличилось количество детей, имеющих общее недоразвитие речиПо статистическим данным в нашей стране показатели коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. В современном мире для большинства детей характерно нарушение всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.
Обе категории воспитанников составляют группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении процессами письма и чтения: обладая нормальным слухом и интеллектом, они имеют нарушение речи, охватывающее как фонетико – фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка и остро нуждаются в комплексной коррекционно-логопедической помощи. В связи с этим возникла необходимость создания модифицированной программы, по устранению этих речевых нарушений.
В этой связи встают вопросы практического использования эффективных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания. Все большее социальное значение приобретает проблема взаимодействия детей с окружающими их людьми в соответствии с требованиями современного общества (ФГТ, ФГОС) гармоничного психического развития личности к обеспечению воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
С учетом сказанного выше была разработана эта программа .
Программа решает одну из важнейших проблем - развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. В настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики. В разработанной программе предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием звука; введению понятия предложения, слова, слога, звука и буквы, уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала. Занятия по данной программе обогащают лексику детей, формируют и развивают фиксированные коммуникативные знания, коммуникабельность. Формирование коммуникативной деятельности представляет собой особый вид познавательной детской деятельности, которая регулирует усвоение коммуникативного опыта. При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь.
Цель программы: Развитие речевой активности детей, формирование полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка.формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи программы:
- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации.
-формировать полноценные звукопроизносительные навыки;
-развивать фонематической восприятие, фонематические представления и доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
-обогащать и активизировать словарь, развивать внимание к морфологическому составу слова и способам образования слов;
-формировать грамматический строй речи.
-развивать связную речь в процессе изучения лексических тем.
Основными направлениями работы по развитию речи детей
являются:
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• развитие лексико – грамматических категорий;
• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом;
• употребление разных конструкций предложений в самостоятельной связной речи;
Содержание программы.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической речи в монологи.
В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формой речи.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30-35 минут вместе со взрослым.
Требования
к уровню подготовки детей старшей группы по развитию речи
К концу года дети подготовительной группы должны:
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Основными направлениями работы по развитию речи детей
являются:
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• развитие лексико – грамматических категорий;
• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом;
• употребление разных конструкций предложений в самостоятельной связной речи;
• формирование элементарных навыков письма и чтения.
Основные задачи коррекционно - развивающей работы:
- Развитие словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
- развитие просодической стороны речи;
- коррекция произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой слова;
- совершенствование фонематических представлений;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Развитие связной речи и речевого общения.
методы проведения занятий:
-рассматривание разнообразных игрушек;
-составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
-дидактические подвижные игры на звукоподражание;
-драматизация сказок и произведений;
-заучивание считалок, загадок и стихов;
-использование мультимедиа;
-песочная терапия, пальчиковый сухой бассейн и т.п.
После изучения дети могут:
- Согласовывать свои действия с другими детьми;
- Общаться с людьми в разных ситуациях;
- Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- Составлять предложения с заданными словами
- Пересказывать и сочинять рассказы и сказки.
Перспективный план занятий
Неделя | Тема | Содержание |
«Путешествие в страну игрушек» | Развитие связной речи
| |
Формирование фонематического восприятия
| ||
«В гостях у кролика садовника» | Развитие связной речи
| |
Формирование фонематического восприятия
| ||
«Чиполино собирает друзей» | Развитие связной речи
| |
Формирование фонематического восприятия
| ||
«В гости к Маше и Мише» | Развитие связной речи
| |
Формирование фонематического восприятия
| ||
5. | «Путешествие в Грибное царство» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия
| ||
6. | «То берёзка, то рябина …» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия
| ||
7. | «Оранжевая сказка» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Найди гласную» 2. Дидактическая игра «Отзовись, ударный слог» | ||
8. | «Мишка-портной» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуке [И]» 2. Игра «Хлопай, не зевай» | ||
9. | «В обувном магазине» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Послушай и исправь» 2. Игра «Выдели слово» | ||
10. | «Шляпная мастерская» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Игра «Хлопушки» 2. Речевая игра «Разбросаем звуки» | ||
11. | «На строительной площадке с Геной и Чебурашкой» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Какое слово длиннее» | ||
12. | «Новогодние картинки» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Звуковое домино» 2. Дидактическая игра «Найди картинки со звуком [Ы]» | ||
13. | «В гости к трем медведям» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Подскажи Петрушке звук» 2. Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме» | ||
14. | «Игры с Машей» | Развитие связной речи
4. Игра: «Один – много» |
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Придумай новое слово» 2. Дидактическая игра «Вставь в схемы слов буквы И и Ы» | ||
15. | «Зимние узоры» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [М], [Мь]» 2. Игра «Подними символ» | ||
16. | «Как звери медвежонка будили» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках М и Н» 2. Речевая игра «Рассели по домикам (картинки со звуками [М], [Мь] и[Н], [Нь]» | ||
17. | «Путешествие на север» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [В], [Вь] и [Ф], [Фь]» 2. Дидактическая игра «Назови слова со звуками[В], [Вь] на картинке» | ||
18. | «Игры со стойким оловянным солдатиком» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Выдели ударный гласный в слове» 2. Дидактическая игра «Определи гласный по немой артикуляции» | ||
19. | «Кто сказал: «Мяу?» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи про звуки и буквы» 2. Речевая игра «Путаница» 3. Дидактическая игра «Домики звуков» | ||
20. | «Дятлово колечко» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1.Дидактическая игра «На что похожа буква П» 2. Дидактическая игра «Хлопушки» | ||
21. | «Как цыплёнок научился считать» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Т], [Ть]» 2. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [Т], [Ть] по картинке» (дифференциация звуков П-Т на слух и в произношении) | ||
22. | «Топают по острову слоны и носороги» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Найди слово к схеме» 2. Упражнение «Дятел» | ||
23. | «Весна в гости пришла» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Т], [Ть], [Х], [Хь]»» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
24. | «Моя семья» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Мягкий или твердый»(звуки Ль и Й) 2. Речевая игра «Звукоед» | ||
25. | «Скворцы летят- загадки несут» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Найди ударный звук» (Выделение ударного гласного после согласного из середины и конца слова, звуки Ы-И) 2. Игра «Подними сигнал» | ||
26. | «Ехала машина» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Речевая игра «Звукоед» (Дифференциация на слух и в произношении Д-Т) 2. Упражнение «Придумай слово к заданой схеме» | ||
27. | «А летчикам быть лучше» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [П], [Б]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
28. | «Игры со стрекозой и муравьём» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Речевая игра «Звуковые домики» (звуки С и Ш) 2. Дидактическая игра «Звукоед» (Преобразование слов: миска-мишка, усы уши, нос-нож(ш), крыса-крыша) | ||
29. | «Рыбки плавают в реке» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [С], [Ц]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Бусы» | ||
30. | «Игры с Русалочкой» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Речевая игра «Звукоед» (дифференциация на слух и в произношении звуков Ж-Ш, Ж-З) 2. Дидактическая игра «Замени звук» 3. Пальчиковая гимнастика «Чудо-юдо рыба-кит» | ||
31. | «Раз горох, два горох» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. Дидактическая игра «Расскажи о звуках [Р], [Рь][Л], [Ль]»» 2.Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» | ||
32. | «Вот оно какое наше лето» | Развитие связной речи
|
Формирование фонематического восприятия 1. «Расскажи о звуках [Щ], [Ч]» 2. Игра «Подними сигнал» 3. Дидактическая игра «Назови слова со звуками [Щ], [Ч] по картинке » |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования "Учимся правильно говорить"(5-6лет)
Материал по планированию работы учителя- логопеда в рамках дополнительного образования. Возраст детей 5-6 лет....
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно"(речевое направление )для детей 4-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Программа дополнительного образования по формированию правильного звукопроизношения в рамках кружка "Занятия с логопедом"
Данная программа является дополнительным образовательным кружком для детей не посещающих специализированную группу....
Собственная методическая разработка. Дополнительная образовательная программа "Будем говорить правильно".
Данная рабочая программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Отчёт по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы «Говорим правильно»
Отчет по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы "Говорим правильно"...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...