Развитие речи и речевого общения у детей с ТНР по средством художественной литературы с применением ЦОР « Мультимедийные сказки».
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Шорина Тамара Викторовна
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_30.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и речевого общения у детей  с ТНР по средством художественной литературы с применением ЦОР « Мультимедийные сказки».

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления об окружающем мире, помогая  ребенку познавать жизнь, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

В.А.Сухомлинский сказал, что «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

Я работаю в группе с детьми с ТНР. Дети приходят в  группу , и испытывают трудности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками.

В первые дни очень важной формой речевого общения становится беседа, разговор с детьми в повседневной жизни. Этот метод помогает приобщить детей к диалогу с другими детьми и воспитателем

Цель моей работы по развитию связной речи у детей с ТНР через художественную литературу -определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников.

В ходе работы реализуются  следующие задачи:

- расширение словаря;

- формирование звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи: диалогической и монологической;

- подготовка к обучению грамоте;

- воспитание интереса и любви к художественному слову.

В своей работе использую как традиционные методы и приемы работы, так и начинаю успешно апробировать  инновационные.

К традиционным методам относится чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.)

Инновационные методы состоят  в  организации  интегрированной образовательной деятельности, рассказов, сказок, обыгрывании сказок, применение ЦОР « Мультимедийные сказки»

В своей работе использую новую книгу «Развивающие сказки»,( автор Н.В.Нищева) которая содержит конспекты десяти занятий для детей, посещающих детский сад последний год. Хронология  конспектов соответствует перспективному планированию, разработанному автором  и представленному в сборниках «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» и «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».  Героем всех сказок является девочка Арина, которая предлагает  перед каждым новым прочтением сказки, отправится в необыкновенное путешествие. Каждое произведение «Развивающих  сказок»  я перенесла  в мультимедийный формат. Это помогает решить проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также при максимальной «плотности» занятий сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности. Это достигается благодаря использованию разнообразия заданий, выполняя которые, дети могут подвигаться, сменить позу. Все это вносит в занятия оживление, предупреждает возникновение утомления, учит детей игровым действиям. Применение в ходе занятий не только иллюстраций к сказкам, но и других разнообразных демонстрационных материалов (различные виды ЦОР), способствует поддержанию устойчивого внимания детей.

  Занятия проводятся по одной сказке в месяц, как обобщающее и закрепляющее  занятие по темам, направленным на изучение живой природы.

Большую часть сказок автор Н.В. Нищева придумала сама. В основе сказки «Как кузнечик помогал слабым» лежит сказка из книги С. Воронина «Необыкновенная ромашка». Основой для сказки «Как крабик дом искал» стала сказка С. Сахарнова «Крабишкин дом», а для сказки «Как гусь всем завидовал» — сказка В. Сутеева «Это что за птица?». Для занятия «Как олененку маму искали» автор использовала сказку, услышанную более двадцати лет назад, автор сказки неизвестен.

Использование  инновационных  методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

Таким образом, использование художественных произведений у детей с ТНР  с применением ЦОР, способствует эффективному и плодотворному развитию связной речи и пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»              Отчет по самообраз...

Консультация для воспитаелей "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие ...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...

Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Мастер-класс для воспитателей на тему«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»Цель: дать представление о роле художественной литературы в ...