Тема: "Словоизменение -онтогенез, методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста"
презентация по логопедии по теме
В презентации отмечены причины возникновения дизорфографии у детей дошкольного возраста.Подробно раскрыты два преиода в овладении ребёнком грамматическими нормами языка.Определены этапы логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР. Рекомендованы задания, игровые упражнения и дидактические игры по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему же многие ученики могут выучить любые правила и ответить устно, но при этом «не умеют применить их на практике, т.е. при письме? Причинами этого явления долго пытались считать недостаточное прилежание учеников, их нежелание учиться, а также наличие «плохих» учителей. Однако истинная причина кроется в трех основных упущениях дошкольного возраста, которые приводят к тому, что примерно для половины поступающих в школу детей характерно следующее: Причины дизорфографии у детей .
Бедность и несисте матизи - рованность словарного запаса. Невладение навы - ками словообра - зования . « Непройденность » или незаконченность дограмматического периода усвоения языка. Причины дизорфографии у дошкольников
Относится к дошкольному возрасту,который характеризуется тем,что ребенок не имеющий никакого понятия о частях речи, склонениях, спряжениях, предлогах,приставках , суффиксах к концу года дошкольного возраста все это правильно употребляет. Приходится на школьный возраст.Ученик сознательно изучает грамматические правила,которыми раньше он пользовался неосознанно.В школе ребенку останется усвоить только «теоретическую»сторону грамотного письма.Проблем с русским языком у таких детей нет. два периода в овладении ребенком грамматическими нормами языка дограмматический грамматический
В СЛУЧАЯХ ОТСТАВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОГРАММАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД УСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ПРОЙДЕННЫМ.ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В НЕПРАВИЛЬНОМ УПОТРЕБЛЕНИИ ИМИ МНОГИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ. «МНОГО ЗЕРКАЛОВ»(ВМЕСТО ЗЕРКАЛ), « МНОГО ДЕРЕВОВ»(ВМЕСТО ДЕРЕВЬЕВ ), НАПРИМЕР, РЕБЕНОК ГОВОРИТ «БОЛЬШАЯ» (ВМЕСТО БОЛЬШОЕ) , «ВЫГЛЯДЫВАЕТ ИЗ ДЕРЕВА» ( ВМЕСТО ИЗ-ЗА ДЕРЕВА ). ПИСАТЬ ОН БУДЕТ ЧАЩЕ ВСЕГО ТАК, КАК ПРИВЫК ГОВОРИТЬ. НЕ ПОМОГУТ И ВЫЗУБРЕННЫЕ ПРАВИЛА. дограмматический период
Такие дети нуждаются в своевременной и систематической помощи специалистов учителей –логопедов . Эти дети должны обучаться в логопедических учреждениях, где идет коррекционное обучение в определенной системе. В обычном массовом детском саду с этой проблемой не справиться, т.к. проблемы у « речевых» детей «сами по себе» не исчезнут. Но даже при нормальном ходе речевого развития дети никогда не овладевают всеми грамматическими нормами сразу и сначала используют их неправильно. В первую очередь они усваивают наиболее часто употребляющиеся в речи формы слов . дограмматический период
Имена существительные – обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они различаются по родам и изменяются в числе и падеже. (Имена существительные - появляются в речи детей первыми). А).окончания существительных имените льного падежа единственного и множественного числа дети усваивают раньше всего (до 2-х лет 3-х месяцев), поскольку это очень наглядно (перед ним один предмет и много: кукла –куклы, кровать -кровати) , распространенными окончаниями являются – Ы, –И. Значительно реже употребляются окончание –А ( окнА , стеклА ), еще реже – окончание –ЬЯ(деревья, стулья, перья). Поэтому можно услышать в речи детей « деревА , стулЫ , окнЫ ». Б.)Винительный падеж существительных также появляется рано, это слова с окончанием –У (т.к. часто употребляется взрослыми: на чашку, дай куклу). Здесь тоже наблюдается затруднения образования падежных форм. В). Особое внимание необходимо уделить усвоению существительных родительного падежа множественного числа (слив, апельсинов, карандашей), т.к. это является особенно трудным. Усвоив наиболее распространенное окончание –ОВ (много столов, шкафов), ребенок «приставляет» его ко всем другим словам. Поэтому мы слышим «много деревов , кроватев , ножов ».
«Магазин игрушек»(№1,) «У кого что?»(№2) «Скажи наоборот»(№3, с мячом) «Один-много»(№5) «Волшебник»(№6) «Найди пару»(№7) Задания , игровые упражнения и дидактические игры Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми»(стр.124-126): А).
«Закончи предложение»( №16) «Кто что любит»( №19) «Закончи предложение»(№20) «Исправь ошибки Незнайки»(№23) Задания , игровые упражнения и дидактические игры Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми»(стр.128-130): Б). .
«Помоги найти маму»( №24), или с пазлами ) «Прятки»( №25) «Угадай по листику дерево»(№29) «Чего много?»- »(№30) «Чего не стало?» Задания , игровые упражнения и дидактические игры Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми»(стр.131-133): В). .
Это «оправданные» ошибки (дети с «нормой» речевого развития не говорят «много ножами» в творительном падеже). Эти ошибки исправляются путем правильного речевого образца взрослых или путем упражнений при нормальном речевом развитии. При отставании же необходима работа с логопедом. Оправданным является и то, что дети пытаются сохранить первоначальную основу слов ( ухо- много УХ, УХОВ), или при выпадении гласных- пень, день, лев ( много ПЕНЕЙ, ДЕНЕЙ, ЛЕВОВ). Для упражнений подбирается и отрабатывается множество слов с аналогичными окончаниями. Также отрабатываются существительные в остальных косвенных падежах (дательном, творительном ).
От 4-х до 7лет еще нарушено согласование существительных с числительными. По данным Гвоздева числительные усваиваются очень медленно: два- к 2годам, три- к 3г., четыре и пять – к 4годам. По данным Гвоздева числительные усваиваются очень медленно: два- к 2годам, три- к 3г., четыре и пять – к 4годам.
«Посчитай»(№71) «Что прислала почта?» №74) Задания , игровые упражнения и дидактические игры Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми»(стр.150-151): .
Глаголы - обозначают действие или состояние предмета; различаются по виду ( совершенный, несовершенный ); изменяются по лицам, числам, временам, родам, наклонениям. По А.Н. Гвоздеву они появляются чуть позже сущесвительных (1год 3мес.-1г.8мес : 5 слов- « ди » «бух»… До 2-х лет 6мес. дети усваивают изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. ч.: идут ,несут, дают ), различают формы настоящего и прошедшего времени, но в прошедшем времени путают формы мужского, женского и среднего рода (« мама ехал на машине »). В 4 года еще есть ошибки чередования в основах глаголов (рисовать- - рисоваю ; колоть- колою; молоть- молою , стричь- стригил ). После 5-ти лет по А.Н.Гвоздеву дети при нормальном речевом развитии самостоятельно образовывают глаголы .
«Мальчик- девочка»(№50) «Закончи предложение»-с мячом (№54) «Составь предложение» (№54) Задания , игровые упражнения и дидактические игры Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми»(стр.141-143): .
Имена прилагательные – обозначают признак предмета, изменяется в роде, числе, падеже. Вначале усваивается именительный падеж, затем косвенные. Очень долго не усваивается множественное число ( дети говорят: красная шары ). Мужской и женский род прилагательных смешиваются ( большая мишка, новый кукла ). Согласование с существительными - сначала в мужском и женском роде , значительно позже в среднем . Отсюда наша задача упражнять в согласовании существительного и прилагательного в роде, числе, падеже.
«Назови»(№68) «Ловкий мяч»- с мячом» (№66) Задания , игровые упражнения и дидактические игры Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми»(стр.148-149): .
Наречие - часть речи, обозначающая признак действия, признак признака или предмета (хорошо, плохо, быстро), имеет сравнительную степень (громче, звонче, выше, ниже, левее, и т.д.) Наречия появляются в числе первых слов. К 2годам употребляет до 70 наречий. Они служат для обозначения места, времени, вопроса. При задержке речевого развития дети редко пользуются наречием.
Местоимение - часть речи, объединяющая слова, которые указывают на предмет или признак (он играет, мой мишка); личные местоимения (он, оно, она, они) и притяжательные (мой, твой, наш, ваш ) - изменяется по числам, родам, падежам. Местоимения - при норме употребляются почти все правильно, но есть короткий период, когда они смешиваются ворит в 3 лице ( она играет ).только 1г.10мес. до 2лет: о себе го
«Мой, моя, мое, мои»(№70) «Разложи по домикам» « Разложи по домикам »(одежда, игрушки) Задания , игровые упражнения и дидактические игры Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми»(стр.70), «Логопедическая грамматика»(стр.41): .
Предлоги- служебные слова , выражающие отношения между словами, употребляются с падежами (на стол, из стола, на столе, у стола, под столом ). С 2лет 1мес - в,на,у,с 3- 4г.- по, до, вместо, после 4- 7лет- все остальные До 2-х лет они отсутству-ют До 2л.6мес. - наблюдаются замены предлогов, смешения окончаний. Когда ребенок научился использовать окончание, то появляется предлог. При употреблении сложных предлогов до 3 лет при норме наблюдаются аграмматизмы .
«Кто с кем?»»(№7) «Колобок»(№82) «Скажи наоборот»(№103) «Исправь ошибки»(№105) «Репка»(кто за кого держится, кто перед ,за, после, между?) Задания , игровые упражнения и дидактические игры Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми»(стр.153-162): .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста
Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...
Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста
Некоторые нетрадиционные приемы и методы работы с детьми старшего возраста для развития слухового развития и фонематического восприятия. Работа с ребе...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Практическое упражнение для педагогов по методам и приёмам работы с детьми раннего возраста
Практическое упражнение для педагогов по методам и приёмам работы с детьми раннего возраста...
Методы и приёмы работы с детьми раннего возраста
Методы и приёмы работы с детьми раннего возраста...
Конкурс.Мастер - класс. Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода макетирования в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс....
"Гжель. Методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства"
В этой презентации я делюсь информацией об истории возникновения народной росписи Гжель. Методы и приёмы использования мастихина, кисти и кулинарного мешочка....