Театрализованные игры. Проект.
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

Бредихина Татьяна Андреевна

Проектная деятельность учителя - логопеда по театрализованным играм

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Актуальность

      С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, и начинает понимать и осваивать родной язык.    

     В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование  ребенок учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. Своевременное и правильное речевое развитие  - необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.

    Речь открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано развитие основных психических процессов, формирование личности в целом.  Исключительное значение речи в развитии ребенка делает важным  знание условий и факторов, способствующих ее совершенствованию на разных этапах становления личности. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда или его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта».

   Дети  с ОНР часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержания игры им доступны. Такие дети в игре проявляют робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство суетливость в поведении.  

  Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций, это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

      Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

  • В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  • Происходит развитие различных анализаторов;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения;
  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

           На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Мы используем следующие виды театральной деятельности:

• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

III. Цель. Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности и сказкотерапии.

IV. Задачи:

1. Развивать связную речь детей.

2. Подводить к умению:

• выразительно интонировать голоса героев сказки;

• использовать образные выражения при пересказе сказки;

• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

3. Совершенствовать:

• лексико-грамматические средства языка;  

• звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».

7. Повысить культурный уровень дошкольников.

V. Новизна проекта.

Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении.

VI. Участники проекта.

Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, педагог-психолог, инструктор по ФК.

VII. Сроки реализации.

В течение одного года

VIII. Ожидаемые результаты.

Развитие речи дошкольников – логопатов:

• успешное овладение грамотной и связной речью.

• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

• использование образных выражений при пересказе сказок;

• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• усиление интереса к занятиям;

• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

Вовлечение родителей в единое пространство «семья - детский сад»;

Повышение культурного уровня дошкольников.

Подготовительный этап.

• Создание рабочей группы.

• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

•Изучение современных требований к содержанию и организации театральной деятельности дошкольников.

• Диагностика детей с нарушениями речи.

• Анализ состояния театрально-игровой деятельности детей.

• Анкетирование родителей.

• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

• Определение личного вклада каждого участника проекта.

•Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформление спектаклей; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации; книги по теме)

• Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

• Звукопроизношение

• Фонематические процессы

• Лексико-грамматические категории

• Связанная речь

• Общая и мелкая моторика

Основной этап.

1. Использование театрализованных игр как части занятия.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.    

 На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. Используем психогимнастику,разработаннуюМ.И.Чистяковой, театрализованные игры Давыдовой М. и Агаповой И.

        На третьем этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе работаем с более сложным видом деятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо.

2.Показ театрализованных представлений для детей и родителей.

3. Проведения викторины о театре для родителей.

4. Создание детьми в сотрудничестве с родителями и логопедом презентаций по теме «Что я знаю о театре»

5. Создание детьми в сотрудничестве с родителями и логопедом лепбука по теме «Театр».

Заключительный этап.

• Итоговое мероприятие. Театрализованное представление сказки «Теремок»

• Анализ достигнутых результатов.

Результативность.

• Дети успешно овладевают грамотной и связной речью.

• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.

• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.

• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

• Автоматизируются  звуки речи.

• Появляется интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

• Родители вовлекаются в единое пространство «семья - детский сад».

• Повышается культурный уровень дошкольников.

Выводы.


         
Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Важнейшим его достоинством, является самостоятельное "добывание" знаний детьми. Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Только самостоятельно проработав тему, изучив новые слова ребенок будет использовать их в собственной речи.
Думаю, технологии проектной деятельности будет востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка.

Распространение опыта.

Презентация проекта на методическом объединении учителей-логопедов.

Востребованность проекта.

Проект может быть использован в условиях детских садов, логопункта.

Используемые источники.

 1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»  М., 1991.

 2. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.  

 3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

 4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

 5. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

 6. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

 7.  Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

 8 . Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М., 1990.

9. Агапова И., Давыдова М., «Театральные тренинги для маленьких артистов», М.,ТФД, 2011.

10. Чумакова И., Галявич М., «Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня», ж. Дошкольное воспитание, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.

Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....

ПРОЕКТ по развитию коммуникативных и творческих способностей детей старшего возраста, через театрализованные игры

«Ребенок не может жить без смеха.Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех е...

Проект "Развитие детей раннего возраста средствами театрализованной игры"

В данном поекте расскрыты воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности : ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребенка. Представлена...

Проект "РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ"

Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и твор...

Презентация : Проект"Развитие игрового творчества старших дошкольниках в театрализованных играх"

Актуальность проекта:Развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и творчески развитой личности Творчество детей рассм...

Педагогический проект "Обеспечение качества музыкального образования детей старшего возраста через театрализованную игру"

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!  С.И.Мерзлякова...

Проект "Театрализованные игры"

В своей группе я заметила повышенный интерес детей к обыгрыванию с игрушками разных сюжетов. Дети в свободной игровой деятельности сами придумывали сюжет и составляли диалог друг с другом. Но в процес...