Театрализованные игры. Проект.
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме
Проектная деятельность учителя - логопеда по театрализованным играм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchitelya_-logopeda_po_teatralizovannym_igram.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Актуальность
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, и начинает понимать и осваивать родной язык.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование ребенок учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.
Речь открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано развитие основных психических процессов, формирование личности в целом. Исключительное значение речи в развитии ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее совершенствованию на разных этапах становления личности. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда или его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта».
Дети с ОНР часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержания игры им доступны. Такие дети в игре проявляют робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство суетливость в поведении.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций, это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
- В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- Происходит развитие различных анализаторов;
- Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
- Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Развивается эмоционально-волевая сфера;
- Происходит коррекция поведения;
- Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Мы используем следующие виды театральной деятельности:
• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
III. Цель. Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности и сказкотерапии.
IV. Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Подводить к умению:
• выразительно интонировать голоса героев сказки;
• использовать образные выражения при пересказе сказки;
• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
3. Совершенствовать:
• лексико-грамматические средства языка;
• звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».
7. Повысить культурный уровень дошкольников.
V. Новизна проекта.
Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении.
VI. Участники проекта.
Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, педагог-психолог, инструктор по ФК.
VII. Сроки реализации.
В течение одного года
VIII. Ожидаемые результаты.
Развитие речи дошкольников – логопатов:
• успешное овладение грамотной и связной речью.
• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
• использование образных выражений при пересказе сказок;
• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• усиление интереса к занятиям;
• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
Вовлечение родителей в единое пространство «семья - детский сад»;
Повышение культурного уровня дошкольников.
Подготовительный этап.
• Создание рабочей группы.
• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
•Изучение современных требований к содержанию и организации театральной деятельности дошкольников.
• Диагностика детей с нарушениями речи.
• Анализ состояния театрально-игровой деятельности детей.
• Анкетирование родителей.
• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
• Определение личного вклада каждого участника проекта.
•Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформление спектаклей; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации; книги по теме)
• Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
• Звукопроизношение
• Фонематические процессы
• Лексико-грамматические категории
• Связанная речь
• Общая и мелкая моторика
Основной этап.
1. Использование театрализованных игр как части занятия.
Театрализованные игры проходят поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. Используем психогимнастику,разработаннуюМ.И.Чистяковой, театрализованные игры Давыдовой М. и Агаповой И.
На третьем этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе работаем с более сложным видом деятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо.
2.Показ театрализованных представлений для детей и родителей.
3. Проведения викторины о театре для родителей.
4. Создание детьми в сотрудничестве с родителями и логопедом презентаций по теме «Что я знаю о театре»
5. Создание детьми в сотрудничестве с родителями и логопедом лепбука по теме «Театр».
Заключительный этап.
• Итоговое мероприятие. Театрализованное представление сказки «Теремок»
• Анализ достигнутых результатов.
Результативность.
• Дети успешно овладевают грамотной и связной речью.
• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
• Автоматизируются звуки речи.
• Появляется интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
• Родители вовлекаются в единое пространство «семья - детский сад».
• Повышается культурный уровень дошкольников.
Выводы.
Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Важнейшим его достоинством, является самостоятельное "добывание" знаний детьми. Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Только самостоятельно проработав тему, изучив новые слова ребенок будет использовать их в собственной речи.
Думаю, технологии проектной деятельности будет востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка.
Распространение опыта.
Презентация проекта на методическом объединении учителей-логопедов.
Востребованность проекта.
Проект может быть использован в условиях детских садов, логопункта.
Используемые источники.
1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М., 1991.
2. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.
3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
5. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
6. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
7. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
8 . Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М., 1990.
9. Агапова И., Давыдова М., «Театральные тренинги для маленьких артистов», М.,ТФД, 2011.
10. Чумакова И., Галявич М., «Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня», ж. Дошкольное воспитание, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.
Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....
ПРОЕКТ по развитию коммуникативных и творческих способностей детей старшего возраста, через театрализованные игры
«Ребенок не может жить без смеха.Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех е...
Проект "Развитие детей раннего возраста средствами театрализованной игры"
В данном поекте расскрыты воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности : ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребенка. Представлена...
Проект "РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ"
Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу воспитание самостоятельной и твор...
Презентация : Проект"Развитие игрового творчества старших дошкольниках в театрализованных играх"
Актуальность проекта:Развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу воспитание самостоятельной и творчески развитой личности Творчество детей рассм...
Педагогический проект "Обеспечение качества музыкального образования детей старшего возраста через театрализованную игру"
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С.И.Мерзлякова...
Проект "Театрализованные игры"
В своей группе я заметила повышенный интерес детей к обыгрыванию с игрушками разных сюжетов. Дети в свободной игровой деятельности сами придумывали сюжет и составляли диалог друг с другом. Но в процес...