Использование предметов русской старины на занятиях в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рифаи Наталья Наиловна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА и ПРЕДМЕТОВ РУССКОЙ СТАРИНЫ в коррекции общего недоразвития речи у детей НА ЗАНЯТИЯХ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

 

Новое в  достижении  детьми истоков народного творчества,  истории возникновения народных традиционных промыслов, преломление приобретенных знаний через разнообразную творческую деятельность.

Народно-художественный опыт передается от взрослых к детям в условиях  свободной  деятельности,  атмосфера народного  творчества создается использованием музыкального,  речевого фольклора, наглядностью.

 

"Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста,  способствуя  развитию фантазии,  воображения,  образного  мышления,  повышая выразительность детских работ".

(Ю.В.Максимов)

 

"Народная игрушка - неисчерпаемый источник мудрой творческой педагогики".

(Е.А.Флерина)

 

"Народное творчество воспитывает у ребенка понимание красоты, уважение к ее творцу". (Е.П.Усова)

   

             

В работе с детьми мы используем разнообразные виды деятельности:   

1.Накопление знаний о художественных промыслах, мастерах (труд, быт, традиции),

музыкально-речевом фольклоре, особенностях народной игрушки (рассматривание, выделение элементов и других художественных особенностей).

2.Обучение в разных видах деятельности: элементы росписи, технике лепки, копирование узора росписи игрушки, лепке с натуры (мелкая моторика, понимание инструкции, усвоение понятий, развитие восприятия и пространственного мышления).

3.Организация самостоятельной творческой деятельности детей: работ по замыслу с использованием техники росписи и других видов декоративных работ по желанию детей, оформление  детских праздников, изготовление костюмов к фольклорным праздникам (обогащение словаря, обговаривание ребенком этапов своей работы, комментирование действий других детей, составление рассказов по результатам деятельности).

  Народная игрушка  постоянно присутствует в жизни детского сада: в дидактических целях,  в изобразительной, игровой деятельности, в ознакомлении с окружающим,  в развитии речи, на праздниках и развлечениях.

Она органично сочетается с  фольклором,  народными  играми,  потешкой, припевкой,  взаимодополняя друг друга.

 

В организации учебно-воспитательной деятельности дошкольника мы используем следующие формы:

     - В гостях у мастеров-игрушечников (относительные прилагательные, согласование существительных с прилагательными)

     - Игры драматизации.

     - Театрализованные игры.

     - "В музее народной игрушки» (сложносочиненные предложения, относительные прилагательные).

     - "Встреча с мастерами - народными умельцами.

     - "Посиделки".

     - "Ярмарка".

     - Праздники.

     - Развлечения.

    Глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка  помогает более успешно передать детям художественный опыт  народа  через  увлеченных  в этом виде деятельности педагогов, подкрепляя зрительное восприятие музыкальным и речевым фольклором;  помогают воссоздать в доступной для детей форме быт русского народа,  традиции культуры, предания.

 

1)У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов.

В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народное творчество.

От детей ускользают точность, выразительность и красота русского языка. Сегодняшнему  дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову.

Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

  Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

  Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.

2). Использование предметов старины на занятиях позволяет изменить стандартный подход к использованию русского народного творчества в организации жизни детей и.

История народа, обычаи познаются через игрушки. Дети учатся чувствовать цвет, понимать гармонию через творческие задания. В группах царит атмосфера доброжелательности,  уважения к личности, творчества, сотрудничества, доброты. Дети отзывчивы, эмоциональны, жизнерадостны, общительны.

3)В нашей группе логопед, воспитатели и психолог совместно разработали комплекс  занятий для старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Занятия проводятся в течение года и объединены одной лексической темой «Русская изба», внутри которой проводятся занятия по звукопроизношению, словообразованию, составлению сложных предложений, составление описательных рассказов. При составлении занятий учитывалась программа для работы с детьми с ОНР.  Мы предлагаем некоторые из них.

 

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи /проводит логопед/

Тема: Составление сложносочиненного предложения

(с использованием предметов быта русской  избы).

Цель: формировать навык составления сложносочиненного предложения с союзом «а».

Словарная работа:  лоскутная подушка, лыковые лапти, берестяная кружка /шкатулка/, соломенная кукла, жестяной поднос, деревянная ложка, глиняная крынка, льняное полотенце.

Наглядный материал: лапти, поднос,  самовар, шкатулка, кукла.

 

План занятия:

 

Организационный момент.

Первая часть занятия:

 а) чтение загадок и стихов про предмет старины;

 б)составление простого предложения с относительными  прилагательными (именительный падеж);

 в)составление простого предложения с относительными прилагательными (винительный падеж);

Физкультминутка «Ладушки».

Вторая часть занятия: составление сложносочиненного предложения.

Итог.

Сюрпризный момент.

 

1. Организационный   момент.

Логопед:

 -  Это кукла Матрена. Вы были у нее в гостях в избе. Вспомните и назовите несколько предметов, которые вы  там видели.

   Дети называют предметы.

   Например: лапти, половик, коромысло; гребень, самовар; скамья, чугунок, крынка и т.д.

 

2. Первая часть занятия.

    Логопед:- Сегодня мы будем учиться составлять маленькие и большие предложения.

 а) Логопед:

 – Матрена пришла не с  пустыми руками, она  принесла разные вещи, предметы быта, игрушки. А кто из вас знает какие - нибудь  стихи  или загадки про предметы старины?

     Дети читают стихи.

Скалка! Купить – рубля не жалко.

Станешь печь пироги,

Скажешь: - Скалка, помоги.

 

Самовар – птица – жар!

Кран открывается – чай наливается!

 

Веретено! Жужжит и кружится оно.

Нитку сучит, об пол стучит.

 

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Логопед: – Мы с  Матреной приглашаем вас к столу, выберите любой предмет (на столе выложены разные предметы старины: подушка, лапти, кружка, шкатулка, кукла, поднос, ложка, крынка, полотенце). Назови, что это?

Дети называют предметы.

б) Цель: составление простого распространенного предложения.

Логопед:

- Составьте маленькое предложение. Что у тебя? (называя материал).

Дети составляют предложения (например: У меня деревянная скалка и т. д.).

в)Цель: согласование относительного прилагательного с существительным в винительном падеже.

Логопед:

-Когда Матрена уйдет, она унесет эти предметы в избу. Что унесет Матрена?

Дети составляют предложения (например: Матрена унесет льняное полотенце).

 

3. Физкультминутка «Ладушки».

Ладушки, ладушки,

-Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Простоквашку.

Кашка масленька,

Простоквашка кисленька.            (Ритмично хлопать).

Попили, поели.

Шу, полетели!                      (Помахивать руками и кистями).

 

На головку сели.                   (Руки положить на голову).

  

Сели, посидели,                    (Качать головой).

 

Прочь улетели.              (Помахивая руками, опустить их вниз).

 

4. Вторая часть занятия.

    Цель: логопед – Сейчас будем учиться составлять большие предложения (составление сложносочиненного предложения с союзом  «а»).

а)- Что у тебя, а что у соседа? Составьте одно большое предложение.

    Дети составляют предложения.

   Например: У меня жестяной поднос, а у Алины - лоскутная подушка.

б) Каждому ребенку логопед дает 2 предмета.

  - Составь одно большое предложение о двух предметах сразу. Что это, а  что это?

Послушайте мое предложение: Это деревянная матрешка,  а это лыковые лапти.

Итог.

-Что мы учились делать на занятии? /называть предметы старины, составлять маленькие и большие предложения/.

Как вы думаете: понравилось Матрене наше занятие?

 

6. Сюрпризный момент.

  Логопед выносит на подносе пряники и конфеты и угощает  детей.

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: РУССКАЯ  ИЗБА

/проводит логопед + воспитатель/

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ об избе, используя при этом план-схему.

Задачи:

1.Поддерживать интерес к доброй русской традиции «помочь».

2.Познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой».

3.Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

4.Совершенствовать навыки словообразования /относительные прилагательные /.                                                               5.Закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

6.Стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми; воспитывать желание помогать ближнему.

7.Упражнять в использовании основных приемов лепки: раскатывания прямого и кругового, вдавливания, оттягивания, прищипывания, сглаживания.

 

Материал:

Макет «Русская изба», иллюстрации, схемы описательного рассказа, пластилин, стеки, подставки, салфетки.

 

Ход занятия.

1.Орг. момент /проводит логопед/.

Образование относительных прилагательных /повторение/

-Какие бывают дома?

из бревен –бревенчатый,

из досок   -дощатый,

из глины – глиняный,

из камня – каменный,

из кирпичей – кирпичный,

из соломы – соломенный,

из блоков – блочный,

из панелей – панельный,

изо льда – ледяной,

из луба – лубяной,

из песка – песчаный,

из снега – снежный.

 

2.Первая часть занятия /проводит воспитатель/

-Сегодня мы поговорим о том, как жили люди в старину на Руси /уточнить понятие Русь/.

-Люди жили в домах, которые назывались избами.

/рассматривание иллюстраций с изображением разных изб/.

-Давайте с вами вспомним, как русская изба строилась. Зайдем в горницу, сядем поудобнее, «посидим рядком да потолкуем ладком».

-Когда-то давным-давно, когда на Руси и городов не было, и нашего города – тоже, шумели на земле русской дремучие леса.

Люди старались строить свои жилища по берегам рек. Интересно, почему?

-А из чего они строили свои избы? Почему?

- Изба была нужна прочная, такая, чтобы долго стояла, чтоб и дети, и внуки, в ней жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки избы не выбирали березу, потому что она очень непрочная, быстро гниет. Липа – очень мягкая: из нее игрушки хорошо вырезать или посуду деревянную. Строили избы из сосны и ели. Из этих деревьев бревна самые прочные. Да их тоже отбирали.   

- На Руси в старину говорили не строить, а рубить избу. Почему так говорили? /Потому что топор был единственным орудием труда у мастеров. Топором деревья рубили, топором сучья обрубали, топором кору стесывали, и даже, когда избу складывали, только топор и помогал/.

- А рубить избу – дело нелегкое. Одному не справиться. Как же выходили из положения? Давайте послушаем… (предположительные ответы детей).

- Надумает мужик избу рубить, пойдет накануне по соседям. Зайдет в их избу, поклонится хозяевам и скажет:

    «Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помочь, избу рубить. А уж я вас и хлебом, и солью, и квасом угощу».

На следующий день мужики брались за топоры, а женщины – за приготовление угощения. Вот так на Руси сложилась добрая традиция – помогать друг другу. А получила она название – помочь.

3. Физ. минутка.

- Давайте повеселимся так, как веселились раньше на Руси /звучит русская народная музыка/. Дети водят хоровод.

4. Составление описательного рассказа «Изба» /проводит логопед/.

Перед каждым ребенком на столе лежит схема описательного рассказа.

Логопед: - Сегодня мы будем составлять рассказ по схеме. Вспомните план.

1.Что это?

2.Какого цвета?

3.Какой формы?

4.Из какого материала сделана?

5.Части избы.

6.В каких сказках или мультфильмах встречается изба?

Логопед: - Сегодня мы будем составлять рассказ по схеме. Вспомните план.

1.Что это?

2.Какого цвета?

3.Какой формы?

4.Из какого материала сделана?

5.Части избы.

6.В каких сказках или мультфильмах встречается изба?

Дети рассказывают об избе, используя план – схему.

 

5.Лепка (коллективная работа) - проводит воспитатель.

Дети распределяются на 2 подгруппы: мальчики – «мужики-работники», а девочки –«хозяюшки».

Девочки лепят угощения, фрукты, грибы, посуду. Мальчики «рубят» избу.

Воспитатель помогает детям только по необходимости.

После завершения работы дети с воспитателем рассматривают и оценивают труд «плотников» и «хозяюшек».

Раздаются звуки баяна, который приглашает всех на веселый хоровод и перепляс.

6.Итог.

Восп.: - В какую добрую русскую традицию сегодня играли?

-Славно помогали друг другу, поэтому и работы  получились интересные!    

 

КОНСПЕКТ занятия педагога-психолога

на тему: Развитие умственных способностей

(с использованием предметов старинного русского быта).

Цель занятия:

Учить детей анализировать и обобщать предметы (словесно-логическое
мышление).

Задачи:

1.Обогащать и активизировать словарь детей по теме: предметы русской
старины.

3.Учить детей целенаправленному вниманию и наблюдательности.

4.Закреплять  пространственные  представления:  справа,  слева,  вверху,
внизу, в центре, между.

5.Совершенствовать навык связной речи.

6.Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика).

7.Закреплять навык счета в пределах 10.

 

План занятия:

1. Организационный момент.

2.Упражнение «Четвертый лишний».

3.Упражнение «Кто больше заметит?».

4.Физкультминутка «Гуси».

5.Упражнение «Отгадай предмет».

 6.Игра «Зевака».

7.Итог занятия.

8.Сюрпризный момент.

Оборудование:

предметы  русской старины (крынка, шкатулка, поднос, лапти, ложка, чугунок, бубен, веретено, кружка, свирель, корзинка);

предметные картинки («четвертый лишний»);

гостья в русском наряде (Аленушка);

русская народная музыка.

Ход занятия.

1.         Организационный момент.

П.- Назовите русские народные музыкальные инструменты.

Дети называют музыкальные инструменты  (гусли,  барабан,   балалайка, свирель, бубен, гармонь, жалейка, трещотка, рожок, ложки), садятся на стулья.

2.         Упражнение «Четвертый лишний» (предметный).

П.- Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний?  

Металлофон, балалайка, свирель, гусли.

Лапоть, сапог, туфля, поршень.

Керосиновая лампа, свеча, лучина, настольная лампа.

Лавка, стул, сундук, люлька.

Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.

Теремок, изба, дворец, высотный дом.

Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.

Дети no-очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку.

3. Упражнение «Кто больше заметит?»

П.- Как звали девочек в русских народных сказках? Дети называют. Например: Марфа, Алена, Василиса, Настасья.

П.- Сегодня к нам в гости пришла Аленушка.

Аленушка входит в группу, здоровается с детьми и психологом.

П.- Посмотрите и запомните, как одета Аленушка. Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Аленушка.

П.- Сейчас Аленушка пойдет навестить свою бабушку, а мы поупражняем наши пальчики и посчитаем до 10, одновременно сжимая и разжимая кулачки.

Аленушка выходит в спальню, где воспитатель создает беспорядок в ее одежде (расстегивает пуговицы, засучивает один рукав, развязывает платок, надевает бусы, перекладывает корзинку в другую руку).

Дети считают до 10, одновременно сжимая и разжимая кулачки.

П.- Теперь посчитаем до 10, один кулачок, сжимая, другой разжимая.

Дети считают до 10, один кулачок, сжимая, другой разжимая.

В комнату входит Аленушка.

П.- Внимательно посмотрите на Аленушку и скажите, что изменилось и исправьте.

В начале исправляет психолог. Например: У Аленушки платок был завязан, а сейчас развязан.

Затем дети рассказывают, что изменилось, и самостоятельно воссоздают первоначальный образ.

4.Физкультминутка. «ГУСИ».

Гуси серые летели,   (Помахать руками).

Да, летели, да, летели

И присели, посидели           (Присесть, руки вниз, встряхнуть кистями).

Да и снова полетели,           (Встать, помахать руками).

На полянку тихо сели.        (Присесть, положить руки на голову).

/Повторить 2 раза/

5. Упражнение «Отгадай предмет».

П. — Подойдите к столу и внимательно посмотрите, что это за предметы.

На столе лежат предметы русской старины (крынка, шкатулка, поднос, ложка, чугунок, свирель, матрешка, бубен, кружка).

Дети подходят к столу и рассматривают предметы.

П.- Назовите эти предметы.

Дети называют предметы. Садятся на стулья.

П. - Теперь каждый из вас, должен загадать один из этих предметов, и описать его так, чтобы остальные смогли догадаться, что за предмет вы загадали.

Вначале предмет загадывает психолог, а дети отгадывают, что это за предмет. Например: этот предмет деревянный, маленький, он лежит справа от шкатулки и слева от крынки.

6.Игра "3евака".

П.- Сейчас мы поиграем в игру «Зевака».

Звучит русская народная музыка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, услышав слово  «зевака»,   хлопают  в ладоши,   поворачиваются  вокруг  себя  и берутся за руки.

Вместе с детьми в игре участвуют психолог и Аленушка./Игра повторяется 5 раз/

7. Итог занятия. П.- Что мы сегодня делали? Вам понравилось наше занятие?

Дети отвечают на вопросы психолога.

П.- Наше занятие подошло к концу.

8. Сюрпризный момент.

П - Аленушка приготовила нам угощенье.

Аленушка выносит на подносе пряники и конфеты,  угощает ими детей.

 

 

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: РУССКАЯ  ИЗБА

/проводит психолог + логопед/

imageЦЕЛИ:

Обогащать и активизировать словарь по теме: предметы русской старины.

Задачи:

1. Учить детей анализировать и обобщать предметы (словесно-логическое мышление).

2.Закреплять пространственные представления: справа, слева, вверху, внизу, в центре, между.

4. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД; учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом.

5. Учить детей включать в предложение пропущенный предлог.

6.Совершенствовать двигательные навыки.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

- предметы русской старины (крынка, шкатулка, поднос, лапти, ложка, чугунок, бубен, веретено, кружка, свирель, корзинка);

-предметные картинки («четвертый лишний);

-русская народная музыка;

-схемы предлогов;

-книга с русскими народными сказками.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент (проводит психолог).

П. – Назовите русские народные музыкальные инструменты.

Дети называют музыкальные инструменты (гусли, барабан, балалайка, свирель, бубен, гармонь, жалейка, трещотка, рожок, ложки), садятся на стулья.

 

2. Упражнение «Четвертый лишний» (предметный).

П. – Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний.

Металлофон, балалайка, свирель, гусли.

Лапоть, сапог, туфля, поршень.

Керосиновая лампа, свеча, лучина, настольная лампа.

Лавка, стул, сундук, люлька.

Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.

Теремок, изба, дворец, высотный дом.

Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.

Дети по очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку. 

 

3. Упражнение «Отгадай предмет».

П.- Подойдите к столу и внимательно посмотрите, что это за предметы.

На столе лежат предметы русской старины (крынка, шкатулка, поднос, ложка, чугунок, свирель, матрешка, бубен, кружка).

Дети подходят к столу и рассматривают предметы.

П. – Назовите эти предметы.

Дети называют предметы. Садятся на стулья.

П. – Теперь каждый из вас, должен загадать один из этих предметов, и описать его так, чтобы остальные смогли догадаться, что за предметы вы загадали.

В начале предмет загадывает психолог, а дети отгадывают, что это за предмет. Например, этот предмет деревянный, маленький, он лежит справа от шкатулки и слева от крынки.

 

4. Физкультминутка. Игра «Зевака».

Звучит русская народная музыка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Услышав слово «зевака», хлопают в ладоши, поворачиваются вокруг себя и берутся за руки.

Вместе с детьми в игре участвуют психолог и логопед.

5. Загадывание загадки (проводит логопед).

 Логопед читает детям загадку и напоминает, что сесть за свой стол сможет только тот, кто найдет маленькие слова (предлоги) в стихотворении:

На пригорке и под горкой,

Под березкой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

Дети отгадывают загадку, называют маленькие слова НА, ПОД, В и садятся на места.

 

6. Логопед выставляет на доску схемы предлогов В, НА, ПОД и уточняет:

-Сегодня мы будем учиться правильно использовать в речи маленькие слова-помощники.

-Когда мы говорим эти маленькие слова:

 В – когда предмет находится внутри,

НА – когда предмет находится сверху,

ПОД – если предмет находится внизу.

Будем называть маленькие слова более точно – предлоги.

7. Игра «Найди предлог».

Логопед на столе производит различные манипуляции с предметами, перекладывая их НА, ПОД, В разные предметы: ложку на крынку, матрешку в чугунок, свирель под бубен, шкатулку на поднос, ложку в кружку, матрешку на поднос, кружку под бубен, ложку в шкатулку.

- Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложения.

Дети составляют по наглядной ситуации предложения.

 

8. Сказка «Гуси-лебеди»

- Все вы знаете сказку «Гуси-лебеди». Логопед показывает картинку с изображением гусей, на одном из которых летит братец Иванушка.

- Гуси его несли долго, внизу, на земле, он видел много интересного.

Послушайте, что и как рассказывал Иванушка своей сестрице Аленушке. Он совсем забыл про предлоги, помогите Иванушке.

-Я видел…земле много зверушек. Они испугались и разбежались. Зайчик спрятался…кустиком. Белочка прыгнула…дупло. Муравей

заполз…грибок. Медведь забрался…дерево. Лиса забежала…норку. Птичка села…ветку.

 

9. Игра «Подставь картинку».

На столе у логопеда несколько картинок, при составлении предложений по которым следует использовать предлоги В, НА, ПОД. На доске - схемы.

-Выйди к доске, возьми любую картинку и составь по ней предложение. Затем найди предлог и подставь картинку под соответствующую схему.

 

10. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах по 2-3 предмета старинного быта.

-Составьте предложение, используя предлоги В, НА, ПОД.

Например: чугунок ставят В печь; лапти лежат ПОД лавкой; в кружке – ложка; НА шкатулке лежат бусы; веретено упало под лавку и т.д.

 

11. Итог занятия, оценка деятельности детей.  

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«СМЕХ ДА ВЕСЕЛЬЕ»

 

Цель: воспитывать любовь к русскому народному творчеству; закреплять знания детей о предметах старинного народного быта: их названия и назначение. Совершенствовать умение отражать в рисунке характерные особенности хохломской росписи (ягоды, цветы, завитки, трава) использовать цветовую гамму и закреплять навыки владения кистью.  Развивать эстетическое восприятие, используя художественное слово, музыку, живопись.

 

Предварительная работа:

Посещение комнаты старинного русского быта, рассматривание находящихся там предметов и ознакомление с их названиями и назначением.

Воспитатель показывает детям предметы росписи,

стоящие на столе, часть — в иллюстрациях.

—        Посмотрите и скажите, какой росписью украшены эти предметы.  (Хохломской росписью.) 

-Сейчас  я  вам  немного расскажу об этой росписи:

где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью.

 

Рассказ детям о хохломской росписи:

- В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

 С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина,  малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики,  ромашки и др.

После рассказа предлагается детям назвать предметы, расписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:

—        Назовите предметы, украшенные хохломской росписью.

(Стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.)

—        Как одним словом можно назвать эти предметы? ( Предметы быта.)

—        Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (Когда дети их назовут, дается их правильное название.)

—        Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.

Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые дети назвали правильно (ягоды: клубника,  смородина,  земляника;  листья,  цветы,  завиток,  травка).

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).

—        Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды  смородины,  завиток,  листья,  цветы.  (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)

—        Какие цвета встречаются в узорах?

После того как дети назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называют элементы, которые использованы в узоре, их цвета.

Далее дети показывают свои картинки и рассказывают, какие цвета и элементы они использовали в узорах.

После 3—4-х рассказов воспитатель делает вывод: отмечается, что узнали дети.

 

Словарная работа:  хохломская роспись,  предметы быта, травка, завиток, тычок, кисть, ягода, поговорка.

 

Занятие проводится в комнате старинного русского быта.

 

Ведущая:

Стоит домишко – не большой, не маленький. Оконца расписные красивые, да ставенки закрытые. Стоит домишко и ждёт, когда гости придут, оконца откроют и увидят, кто там живёт.

 

Звучит русская народная мелодия, звучащая в аудиозаписи «Красный сарафан», в комнату входят дети, свободно, как бы гуляя, двигаются по ней, садятся на скамейки.

 

Выходит Ваня:

Собирайся, народ!

Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

Сел сверчок в уголок,

Таракан — на шесток.

Сели, посидели, песенки запели.

Услыхали ложки, вытянули ножки.

Услыхали калачи — как попрыгали с печи!

Да давай подпевать, да давай танцевать.

 

Звучит русская народная мелодия «Выходили красны девицы». Дети встают и выполняют плясовые движения самостоятельно, под музыку, проявляя свою фантазию. С окончанием музыки все садятся на свои места.

 

Ваня:

Это только присказка, а что будет впереди —

Приготовься и гляди.

Вдоль улицы во конец шел удалый молодец.

Не    товар    продавать — себя людям показать.

 

Все встают в круг и исполняют «Сапожки» - русскую народную пляску (мальчики играют на балалайках, трещотках). Движения выполняются по желанию детей под русскую народную плясовую. С окончанием музыки все садятся.

От противоположных сторон идут две девочки — «Марфа» и «Ульяна», как бы прогуливаясь и лузгая семечки. Встречаются в центре комнаты, обнимаются, здороваются.

 

 

Марфа. Ульяна, Ульяна, где ты была?

Ульяна. В новой деревне!

Марфа. "А что видела?

Ульяна. Утку в юбке, курицу в сережках,

Свинью  в  рогоже — нет  ее дороже!

Марфа-Марфуша! Зови Петра кушать!

Марфа. Кум-куманек, где ты живешь? Почему, куманек, ко мне в

гости не идешь?

 

Из окна терема выглядывает мальчик и отвечает:

 

«В тереме расписном я живу.

К тебе, кумушка, в гости иду!»

 

Выходит из терема с самоваром в руках, приговаривает:

 

—        Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар в руках несу, прибауточку пою.

 

Поет прибаутку, импровизируя мелодию, построенную на народных интонациях:

—        Эх, чай, чай, чай...

Уж ты, кумушка, встречай!

Уж ты, кумушка, встречай,

Прибауткой привечай!

 

Ставит самовар на стол. Ульяна сочиняет мелодию к следующей потешке:

Как Марфуша для Петра наварила, напекла

Девяносто   два   блина,   два   корыта -   киселя,

Пятьдесят пирогов — не найти едоков!

 

Марфа уходит в терем, возвращается и приносит чугун на ухвате и приговаривает:

«Щи да каша — пища наша».

 

 

Дети встают около стола, берут деревянные ложки и «хлебают» из

чугуна.

 

Марфа уносит чугун и выносит на подносе пирог, угощает детей, приговаривая:

«Хозяйку потешь, пирога поешь!»

 

Петр. Не красна изба углами, а красна пирогами!

Марфа «разливает» чай; Ульяна берет чашку, приговаривая:

«Чай пить — не дрова рубить!»

 

Гости пьют чай, едят пирог, благо­дарят, встают и кланяются.

 

Игра «Пирог».

Испекли мы пирог, положили на порог,

Да экий он высоконький, да экий он широконький!

Да экий он мягошенький!

Бери нож, режь да ешь!

«Пирог (ребёнок) сидит в центре круга. Дети водят хоровод и припевают. По окончанию припевки «пирог» раскидывает руки в стороны. Кто скорее схватит его за руку, тот становится «пирогом».

Ведущая предлагает детям сесть на лавки.

 

Ведущая:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

 

Кубки, чашки и ковши —

И чего здесь только нету!

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи!

 

Ведущая предлагает вспомнить, чем дети ели «щи», и обращает внимание детей на хохломскую роспись ложек. Потом она выносит несколько мольбертов с прикрепленными к ним шаблонами ложек по количеству детей.

Ведущая показывает приемы рисования кистью всем ворсом и рисование тычком. Тихо звучит русская народная мелодия.

Все дети встают к своим мольбертам, рассматривают узоры на ложках. Затем берут шаблоны ложек и расписывают их хохломской роспи­сью. Закончив рисование, отходят от мольбертов, давая работам подсох­нуть.

 

Пока работы сохнут, ведущая задает детям вопросы о том, что они расписывали, уточняя, что это называется хохломской росписью. Дети выбирают самые интересные работы и обсуждают, чем они хороши.

 

Петр подходит к скамейке, говорит:

— Эх, возьму я в руки балалайку, да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван...

Сядем, братцы, все рядком да частушки пропоем!

 

Мальчики берут балалайки, садятся на скамейку. Исполняют «частушки» на любую народную мелодию. Дети поют куплеты по очереди, послед­нюю строчку каждой частушки — хором. Девочки садятся на противоположную скамейку и подпевают последнюю строчку.

 

Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
 

Мы для вас споем, сыграем...
 

Эх! Попросите только нас!

 

Мы с веселой песней дружим,
По-московски говорим.
Хорошо живем, не тужим,
 

Эх, со сметаной хлеб едим!

 

Эх, сторонушка родная,
Сторона !

Здесь повсюду нас встречает,

Старина.

 

Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,

О старинном нашем крае,

Песни звонкие поем.

 

Ой, березонька-березка,
Раскудря-кудрявая!
Хороша ты, Москва наша,
Москва величавая.

 

Берендеевское царство —
Возле речки терема.

До чего же ты красива,

Дорогая ты Москва!

 

Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

 

Приезжайте в гости к нам!
Очень рады мы гостям!
Мы вас чаем угостим,

С нами в пляску пригласим!

 

Ваня.

Красны девицы да добры

молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье  отправляйтесь!

 

 

Ваня берет в руки шест с ленточками и колокольчиками

и выводит детей в групповую комнату. В руках у детей русские народные ударно-шумовые инструменты (трещотки, колокольчики).

 

Ваня.

Будем кругом ходить, коляду

заводить!

Коляда, коляда, всех зовет за

ворота!

 

Дети двигаются вокруг  Вани, который держит шест с лентами и колокольчиками, поют русскую народ­ную плясовую песню «Ах, вы сени», приплясы­вают и играют на трещотках, бубенцах и пр.

 

Ваня.

Эх, сыпь веселей, лаптей не жалей!

Это верно совершенно, что кар­тошка без костей!

Дети пляшут под русскую народную мелодию, на повторение приплясывая, уходят из группы.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Использование предметов русской старины на занятиях в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА и ПРЕДМЕТОВ РУССКОЙ СТАРИНЫ в коррекции общего недоразвития речи у детей НА ЗАНЯТИЯХ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Новое в  достижении  детьми исток...

Использование предметов русской старины на занятиях в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА и ПРЕДМЕТОВ РУССКОЙ СТАРИНЫ в коррекции общего недоразвития речи у детей НА ЗАНЯТИЯХ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Новое в  достижении  детьми исток...

Использование предметов русской старины на занятиях в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА и ПРЕДМЕТОВ РУССКОЙ СТАРИНЫ в коррекции общего недоразвития речи у детей НА ЗАНЯТИЯХ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Новое в  достижении  детьми исток...