Открытое логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие графо - моторных навыков в старшей логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_po_demonstratsii_roditelyam_metodov_razvitiya_grafo.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое логопедическое занятие по демонстрации родителям методов развития графо-моторных навыков в старшей группе.
Тема. Демонстрация методов развития графических умений, зрительно - моторных координаций, как средства предупреждения дисграфии у старших дошкольников на примере графического диктанта.
Обращение логопеда к родителям.
Уважаемые родители!
Я Вас пригласила для того, чтобы продемонстрировать элементы работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников. Логопеды уделяют особое внимание развитию графических умений, зрительно-моторных координаций. Ведь от развития мелкой моторики зависит развитие речи.
Дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика, координация пальцев рук. Низкий темп развития графической деятельности, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом может привести к неуспеваемости в школе. Для предупреждения дисграфии (сложностей при обучении детей письму в начальной школе) можно избежать, проведя целенаправленную работу на дошкольном этапе.
Проводится системная последовательная работа от простого к сложному. А также мы учимся соблюдать основные гигиенические правила письма: посадка, положение рук, положение кисти руки, положение карандаша в кисти руки, положение тетради.
Такие занятия способствуют нравственному, эстетическому воспитанию. Дети не испытывают утомления потому, что проводятся логоритмические упражнения, упражнения для снятия утомления с глаз, проводится самомассаж рук и лица, артикуляционная гимнастика, упражнения для дыхания. У детей увеличивается объём внимания, становиться лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь и пространственное воображение.
Цель.
Демонстрация родителям методов развития графо-моторных навыков, как средства предупреждения дисграфии у старших дошкольников на примере графического диктанта.
Задачи.
1. Активизировать кисти рук, мимическую мускулатуру лица.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
3. Формировать плавный сильный и целенаправленный выдох.
4. Соблюдать основные гигиенические правила письма.
5. Использовать серии расслабляющих упражнений для глаз.
6. Развивать мелкие движения мышц руки.
7. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги с помощью графического диктанта.
8. Закрепить лексико-грамматические категории по темам: «Весна», «Перелётные птицы».
9. Координировать речь и движения детей, развивать пространственную ориентацию.
10. Развивать внимание, память (зрительную, мускульную, двигательную, тактильную, словесную и слуховую, расширять словарь, развивать речь.
Оборудование: рабочие тетради, карандаши, ластики, точилки, Умелый карандаш, Незнайка, зеркала, резиновые ёжики, вертушки, картины весны и перелётных птиц, картинки с изображением эмоций, магнитная доска, призы.
Ход занятия.
1.Оргмомент. (Беседа).
2. Психогимнастика.
Ребята, сейчас мы будем определять какое настроение у наших героев.
- Какое настроение?
-Удивленное.
- Какое настроение?
-Радость.
-Какое настроение у Алёнушки?
-Скука.
-Какое настроение?
-Злость.
-Какое настроение?
-Испуг.
-Какое настроение у Удава?
-Гордость и задумчивость.
А теперь вы изобразите злое, доброе, грустное, весёлое, удивлённое и задумчивое настроение с помощью мимики лица. Дети изображают.
3.Артикуляционная гимнастика (с использованием зеркал и салфеток).
Сказка о весёлом язычке.
Сегодня мы пойдём в гости к Язычку. Этот домик-ротик. В нём живут звуки.
-Скажите, сколько этажей в домике?
-Два.
Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их. (Дети показывают). На первом этаже живут гласные звуки: а, о, у, ы, э, и. Назовите их. (Дети называют) .
Там живёт семейка свистящих звуков. (Логопед произносит звуки: с, з, сь, зь, ц и просит детей их повторить) .
Второй этаж-это верхние зубы. (Логопед просит детей пальцами прошагать на второй этаж). Посмотрите, сколько звуков здесь живёт! Некоторые из них любят шипеть. Их называют семейкой шипящих звуков.
- Давайте их назовём.
-Ш, ж, ч, щ.
-Ещё на втором этаже живут звуки, которые любят петь звонкие песни. Это братья – сонорные звуки: л, ль, р, рь. Звуки л, р – с твёрдым характером, а звуки: ль, рь -с мягким характером. Давайте их назовём. (Дети называют) .
На втором этаже живут ещё и другие звуки, но с ними мы познакомимся позднее. Вот такой он «Домик звуков». А хозяин домика - Язычок. Сейчас он будет делать зарядку. Давайте поможем Язычку!
Жил-был Язычок. Проснулся он рано - утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо, вниз - нет ли луж, вверх-есть ли солнышко. Закрыл окошко - жарко стало (а-а-а… ). Открыл снова - холодно стало (д-д-д… ). Побежал Язычок в ванну. Открыл дверь. «И-и-и» – заскрипела дверь. «Надо дверь смазать», - подумал Язычок. Включил свет - чик. Открыл воду - чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш-ш-ш…. «Ой! »- испугался Язычок и отдёрнул руки. Надо открыть холодную воду! (Чик-чик-чик). Холодная вода соединилась с горячей, и водичка стала тёплой: сь-сь-сь… . Язычок почистил зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик-чик-чик. Закрыл скрипучую дверь: и-и-и… . И побежал на кухню завтрак готовить.
Решил Язычок блины испечь. Начал тесто месить (губами – язык) : пя-пя-пя, тя-тя-тя… (зубами - язык). Готово ли тесто. (Нет, не готово). Снова месим тесто (то же). Готово ли тесто? (Готово) .
Испёк Язычок блины. Съел их со вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки. И решил пойти гулять.
Вышел Язычок на крыльцо дома. Посмотрел вокруг. На крыше домика он увидел трубу. В трубе живёт весёлый ветер. «У-у-у», - поздоровался он с Язычком. И Язычок поздоровался: «У! ».
А вокруг дома – длинный забор. Смотрит Язычок - маляр забор красит. Язычок помог ему. И побежал на конюшню - в гости к своей любимой лошадке.
- Здравствуй, лошадка! - поздоровался Язычок. Поедем кататься!
- И-го-го, - обрадовалась лошадка. И поскакали они в лес собирать грибы. Один грибок нашли, второй, третий…. Насобирал Язычок грибов полное лукошко. По дороге домой с кустов ещё набрал орехов. Когда приехал домой, Язычок решил во дворе покататься на качелях. Пошел он домой отдыхать. Так прошел день весёлого Язычка.
4. Дыхательная гимнастика с помощью поддувалочек.
Вдох - через нос (короткий). Выдох - через рот (в три раза длиннее) на вертушки.
5. Массаж мимической мускулатуры лица.
Упражнение «Солнышко проснулось».
Солнышко проснулось, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)
Лобика коснулось, (Проводить пальчиками обеих рук по лбу.)
Лучиками провело и погладило и погладило. (Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.)
Солнышко проснулось, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)
К щёчкам прикоснулось (Проводить пальчиками обеих рук по щекам.)
Лучиками провело и погладило, и погладило (Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.)
Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки покачнулись,
Наши губки улыбнулись.
6. Массаж пальцев рук.
Ребята, представим, что мы в лесу. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы там встретим.
Загадка. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж) .
Ёжиковый массаж (массажными мячиками-ёжиками) .
Ёжик, ёжик, спрячь свои иголки, (Сжимание мячика в правой и левой ладони попеременно) .
Мы же дети, а не волки.
Ты колючий, ну и что ж. (Удержание мячика двумя пальцами). – 2 раза.
Спрячь свои иголки ёж. (Прокатывание мячика между двумя ладонями) .
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул, (Встряхнуть руку с ёжиком) .
Ёж свернулся и уснул. (Положить ладони с ёжиком под щеку) .
7. Пальчиковая гимнастика «Замок».
Карандаш:
Чтоб красиво всем писать
И руке не уставать,
Мы гимнастику начнём,
Каждый пальчик разомнём.
На двери висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили,
Покрутили и открыли!
8. Работа в тетради.
Карандаш: Открывайте-ка тетрадь!
В ней вы будете писать,
А поможет карандаш.
Он теперь помощник ваш!
Логопед напоминает о правильной посадке, о положении рук, карандаша и тетради. Массаж рук карандашом.
Упражнение на закрепление карандаша в руке между тремя пальцами:
«Птицы».
Наши уточки с утра-
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда-
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно-
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споёт:
-Ку-ка-ре-ку!
Графический диктант
9. Офтальмотренаж.
Вы, метёлки, усталость снимите.
Глазки мои хорошо отдохните. (Дети моргают глазами и говорят стих) .
Упражнения для профилактики нарушений зрения.
«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Закрывают глаза, расслабляются.)
Больше спать не захотел. (Моргают.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки поднимают вверх.)
Взвился вверх и полетел. (Смотрят на руки, тянуться.)
Прилетела к нам вчера (Машут ладонями.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают пальчики.)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Машут ладонями.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
11. Лексические упражнения.
На доске картины ранней весны с проталинами, скворечником и поздней весны – с цветами.
Отгадывание загадок.
Логопед. Умелый карандаш ранней весной набрал миску волшебных шариков. Это кусочки солнечных лучиков, которые радужно застыли в каплях первой весенней капели. Когда мы отгадаем его загадки, то быстрее наступит теплое долгожданное лето.
1). Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной) .
Значит, какое сейчас время года? (Сейчас время года весна.)
2). Не обуешь валенки, на снегу … .(Проталинки) .
Счёт проталин до пяти.
3). На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки) .
4). На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец) .
Счёт скворцов до пяти.
5). Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
Упражнение «Исправь Незнайкины ошибки».
Логопед читает ошибки с тетради Незнайки.
Скворец из скворечника влетает. (Вылетает.)
Аист с поля прилетает. (Улетает.)
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Скворец живёт в будке.
12. Подведение итога занятия. Раздача призов.
Логопед. Ребята, вы молодцы, умеете правильно сидеть, держать карандаш, ориентироваться в тетради (в клетке, умеете писать слева - направо не выходя за поля. Внимательно слушаете педагога. Умеете делать пальчиковую, артикуляционную гимнастики, самомассаж рук и лица, гимнастику для глаз. Вы стали лучше говорить, подготовились к обучению грамоте (к восприятию формы буквы) и дальнейшему развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Открытое логопедическое занятие "Логопедическая олимпиада"
Цели: развивать интерес у детей к спорту. Расширение и обогащение представлений о зимних видах спорта, систематизировать знания о данных видах спорта, совершенствование связной речи, словарного ...
Открытое логопедическое занятие в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема «Признаки предметов, выраженные прилагательными».
Занятие для закрепления темы "Признаки предметов"...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»
Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...