В помощь родителям
консультация по логопедии
Вниманию родителей предложены консультации, в которых читатели могут найти полезные советы и рекомендации по развитию речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пальчиками играй, язычок не забывай!»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства….
Представим на минуточку себя на месте наших детей, поиграем …
Маша в гости собиралась,
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Машенька, не плачь!
Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее).
Оказывается, нелёгкая это задача. Представляете, каково же нашим детям… Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться… И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.
Мелкая моторика – это выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончике пальцев»
Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать кисть, развитие речи ускоряется.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Развивая мелкую моторику, вы развиваете речь, работоспособность головного мозга, мышление, внимание, память, воображение.
Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме.
Без предметов: массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка –
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
Вот вся семейка.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которыми можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них
- с пуговицами (нанизывание бус, выкладывание различных картин,
- с сыпучими материалами (фасоль, горох, разные крупы; перебирание, рисование по крупам,
- со счетными палочками
- с крышками от бутылок (нанизывание бус, ходьба пальцами по столу,
- с прищепками (самомассаж пальцев, развешивание носовых платков после стирки, прикрепление прищепок к рисункам в качестве дополнения к нему: иголки у ёжика, борода у гномика и т. д.,
- различные шнуровки (как фабричные, так и самодельные,
- аппликация (из вырезанных или рваных кусочков,
- лепка из пластилина или солёного теста (уникальность лепки заключается в том, что она способствует массажу ладоней и пальцев рук,
- рисование (карандашами, красками с помощью кисточки, кусочков поролона или самих пальцев,
-ниткопись (выкладывание ниткой контуры предметов,
-штриховки, графические диктанты,
- пальчиковый театр,
- конструкторы, мозаика, пазлы и др.
Последнее время все популярнее становится применение су-джок массажёра в работе с детьми. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер «Су-Джок» – эта гимнастика оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных.
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю, назад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
Кроме того, массаж и самомассаж можно проводить с помощью прищепок, грецких орехов, шишек, шестигранных карандашей.
Например, игра - массаж «Чудо–прищепки» -ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги.
Например,
Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: кыш!
Очень надеюсь, что я смогла вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. Еще раз хочу напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. И конечно же только совместными усилиями, и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.
Учитель логопед: Коровина Т.В.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Звуки Р, Рь - трудности обучения произношения
Учитель-логопед: Коровина Т.В.
В наше время многие дети имеют проблемы с правильным произношением звуков «Р» «Рь». И печальная статистика показывает, что таких детей с каждым годом все больше и больше. Основными причинами дефекта в произношении сложного звука являются:
- замена звука «р» на звук «л»;
- невнятное окончание слова;
- гортанное произношение звука «р».
Родители пытаются сами решить эту проблему, обычно после некоторых усилий, чадо смело произносит звук. Но если самостоятельно решить проблему не удается, необходимо обратиться к специалисту, т. к. вовремя не исправленный дефект речи, может остаться с ребенком на всю жизнь. Логопед определит, почему у вашего малыша возникли трудности с произношением и научит ребенка правильно ставить язычок во рту, чтобы звуки получались правильно.
Но вы можете сами заниматься с вашим малышом и выполнять определённые развивающие упражнения. Специалисты утверждают, что самый оптимальный для этого период – это период 5 – 6 лет. Какое-либо дополнительное лечение до этого периода не требуется.
Для начала обратите внимание на собственное произношение звука «Р». Ведь согласитесь трудно обучать ребенка правильному произношению звука, если сам эти звуки не выговариваешь. Старайтесь произносить слова и звуки четко, внятно чтобы ребенок мог видеть вас и повторять за вами.
Все обучение проводите в игровой форме, т.к. переутомление не принесет никакой пользы. Сядьте с малышом перед зеркалом, для того чтобы он видел как произносите звуки вы и как он.
Начните с различных упражнений для тренировки язычка, что б ребенку легче было понять, как произносить звук «Р». (Выполнить с родителями упражнения)
Вот некоторые из них:
«Парус». Широко раскрыв рот, поднимаем кончик языка за верхние передние зубы. Спинку языка следует немного прогнуть вперед, а края прижать к верхним коренным зубам. В таком положении задержаться на 10 секунд, повторить 3 раза;
«Прикуси язычок». Высунуть кончик языка наружу, растянув губы в улыбке. Легонько покусывать его (8-10 раз);
«Лошадка». Плотно прижать язычок к небу, затем резко опустить его на место. Должен получиться звук, имитирующий цоканье копыт. Повторить 10-15 раз, постепенно ускоряясь;
«Кто дальше?». Устройте с ребенком забавное соревнование на самый длинный язык. У кого получится дотянуться языком до кончика носа? А до подбородка?
«Холодно!». Несколько раз произнести «бррр», не напрягая губ;
«А давай ка по рычим». Как рычит рассерженный тигр? А лев? А злой соседский пес? Можно также вспомнить, с каким звуком заводится мотоцикл, как каркает ворона и т. д.;
«Чистые зубки». Растянув губы в улыбке, «чистим» кончиком языка верхние зубы снаружи и изнутри. Нижняя челюсть при выполнении упражнения не должна двигаться;
«Добрый дятел». Рот снова широко открыт. Ребенок с силой ударяет язычком по бугоркам, который находятся позади верхних зубов, и вместе с этим, подражая дятлу, произносит «д-д-д» в течение 20 секунд.
Через какое-то время кончик языка у ребенка найдет свое место, и можно будет приступать к работе над звуком «Р». Сначала надо проговаривать слоги, например, ра-ро-ру, затем слова: рот, двор, рыба, рука. Хорошо помогают скороговорки, например: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».
Но помните, звук «Р» трудно осваивается многими детьми. Причины этого не известны, но известно, что практически все дети к старшему школьному возрасту, так или иначе, справляются с этой проблемой. Поэтому не стоит торопить малыша. Особенно не стоит ругать его, т.к. это может привести к нежеланию, что-либо делать и чему, либо учиться. Дайте понять ребенку, что его любят, несмотря ни на что.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
Консультация для родителей
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Учитель-логопед: Коровина Т.В.
2012
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:
1. Объем и характеристика словаря.
2. Состояние грамматического строя.
3. Состояние звуковой культуры речи.
4. Особенности связной речи.
Рассмотрим кратко каждый раздел.
1. Словарь
Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д.
Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.
В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)
В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением.
Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д.
Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?
Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; новый год, костюм, дом, день и т.п.
2. Формирование грамматического строя речи.
Что же это такое?
- Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).
-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет? с предлогом без). Например, Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».
-Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Например, дидактическая игра «Петух».
«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».
-Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».
«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
-Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
-Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?»
-Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.
-Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
-Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).
-Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику (упражнения разработаны и помещены в картотеку), специальные упражнения на развитие речевого дыхания (игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов на одном выдохе (вдох – выдох со словом «мяу-мяу-мяу»).
4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.
В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;
-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.
Для себя я поставила следующие задачи:
-развивать связную речь детей;
-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;
-познакомить с простыми приемами запоминания;
-развивать логическое мышление;
-уметь формулировать свою мысль;
-уметь понимать речь окружающих.
Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который можно использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ; составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий рассказ).
В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью. Это могут быть геометрические фигуры, силуэты, контуры. Вначале я использую геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (зеленый кружок – лягушка, белый – зайчик, квадрат – домик и т.п.).
Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я учу их ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый, сильный и т.п.). Здесь в качестве модели может быть представлена полоска разноцветных кругов, других геометрических фигур.
Рассмотрим прием моделирования на пересказе. В этом виде надо выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составить рассказ. Начинаю работу с простых знакомых сказок типа «Колобок», «Теремок». Чтобы научить детей последовательно излагать сюжет, использую наглядные модели. Я рассказываю сказку, а дети выставляют символы – заместители героев сказки. Я добиваюсь, чтобы ребенок выкладывал символ, соответствующий эпизоду, который звучит в данный момент. Вначале символами служат картинки или силуэты, а затем заменяются геометрическими фигурами.
В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа, сказки.
Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к данному виду деятельности, т.к. дети учатся планировать свою речь.
В развивающей среде представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей дошкольного возраста по теме: «Развиваем речь детей с помощью скороговорок».
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Как работать со скороговорками.
Начинайте с простых скороговорок. Например:
- У ежа ежата, у ужа ужата.
- Течёт речка, печёт печка.
- Все бобры для своих бобрят добры.
- Сначала нужно просто выучить скороговорку. Для этого произнесите (прочитайте) её в медленном темпе, чтобы ребенок запомнил.
- Потом поработайте над артикуляцией, четко произнося каждый слог, постепенно увеличивая темп.
- Чтобы ребенку было интересно попросите прошептать, пропеть, произнести его с разной интонацией, в разных “стилях”.
- Поиграйте в суфлёра в театре или "читайте по губам".
Вариантов использования скороговорок также много, как их самих.
А вот и несколько интересных скороговорок для ваших занятий.
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!
Подготовила: учитель-логопед Коровина Т.В.
Литература: О.А. Новиковская «Скороговорки и чистоговорки для развития речи»
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Возрастные особенности речевого развития детей пятого года жизни.
На пятом году жизни идёт увеличение активного словаря от2500до 3000тысяч слов, это позволяет ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей всё чаще появляются прилагательные, притяжательные прилагательные «лисий хвост» …, всё шире ребёнок использует наречия, местоимения, предлоги, появляются собирательные (обобщающие) существительные (посуда мебель, овощи, фрукты), но употребляются очень редко. Свои высказывания ребёнок строит из двух-трёх простых распространённых предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения появляются, но всё ещё очень редко. Рост словаря, употребление сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласуют глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде. В связной речи многие не могут самостоятельно без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать текс прочитанной сказки, рассказа. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт ребёнку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произнесения сложных звуков. В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков, слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и произносят шипящие звуки, сонорные, отчётливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру слова; правильно употребляют в словах ударение. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение отдельных групп звуков, например, свистящих и шипящих. В одних словах звук произносится правильно, в других - неправильно, неотчётливое произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р (старушка, солнышко, лаборатория). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечётко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, то есть развивать фонематический слух. Вы можете помочь своему ребёнку в этом.
Ребёнок должен научиться узнавать неречевые звуки:
а) слушаем звуки за окном:
- что гудит? (машина)
- что шумит? (ветер)
- кто лает? (собака)
б) слушает звуки из соседней комнаты:
- что гудит? (пылесос)
- что играет? (музыка)
- кто смеётся? (брат)
в) узнай, что за звук. Разорвать бумагу. Звякнуть ложкой в стакане. Постучать по столу. Затем вы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи, научить слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим. Легче это сделать в игре. Поиграем в «жуков». Вот жучки расправили крылья и полетели ж-ж-ж. Какую песенку поёт жук? Ж-ж-ж. Давай скажем слово жук так, чтобы услышать эту песенку ж-ж-жук. А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-жовник. Есть! Нож-ж-жницы. Тоже есть! Ж-ж-жаворонок. И в этом слове жук поёт свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поёт в этом слове жук песенку? Нет. Что же произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание со смысловой стороны слова на звуковую. Есть много звуков, само произношение которых можно обыграть: з-з-з - комарик, ш-ш-ш – шелест листьев, ф-ф-ф – воздух выходит из насоса, в-в-в в вьюга воет. Каждый раз заканчивайте такую игру называнием слов, в которых звенит «комарик», «вьюга воет». Сначала ребёнок будет называть немного слов, но с каждым разом их количество увеличивается. Слово должно произноситься необычно, а особо, так что один звук в нём подчёркивается, произноситься более длительно, чем другие.
Советы родителям:
Давно доказано, что речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью неуверенны в себе неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Советую завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Одной из причин, задерживающей нормальное развитие детского звукопроизношения, является вредная манера взрослых говорить с детьми, подстраиваясь к их неправильному произношению.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сначала "помогать" одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
Очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, позанимайтесь вместе с ним.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Помните! Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый «говорун сразу скиснет»
Учитель-логопед: Коровина Т.В.
Предварительный просмотр:
Всех скороговорок не перескороговоришь
Чтобы речь была красивой, нужно много тренироваться, хотя бы при помощи скороговорок.
Скороговорки не только занятная игра, это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того, чтобы исправить плохую дикцию. Дети очень часто любят, когда в скороговорке встречается их имя, например:
- Милая Мила мылась мылом.
- Пекарь Пётр пёк пироги.
- Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.
- На реке поймали рака, из-за рака вышла драка, это Лёша-забияка снова в реку бросил рака.
- Сшила Саша Сашке шляпу.
- Мама давала Ромашке сыворотку из-под простокваши.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет
Некоторые данные скороговорки можно разучивать по частям. Перед тем как приступить к скороговоркам, можно сделать зарядку для языка:
- Красить комнаты пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Работаем язычком во рту. Язычок справа поднимаем вверх, затем опускаем вниз по щеке внутри рта. Вверх-вниз, вверх-вниз. Слева стенку красим язычком вверх-вниз, вверх-вниз. Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией.
- Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
- Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- Краб крабу сделал грабли,
Подал грабли крабу краб:
Грабли граблями гравий, краб!
Подготовила учитель-логопед: Коровина Т.В.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Речевое развитие
трёхлетних детей.
У большинства детей в возрасте трёх лет (а у некоторых и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга. Прежде чем вы выясните, каким количеством слов и фраз владеет ваш малыш, попробуйте понять, с какой целью он применяет речевой навык.
Обычно мы используем слова для передачи людям, какой – либо информации или для того, чтобы о чём – то спросить, от чего – то отказаться, предпринять какие – то практические действия, в том числе социальные. Если ваш ребёнок пока не может применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то, поверьте, никакой, даже достаточно большой, словарный запас не принесёт ему ощутимой пользы. И наоборот, если родители убедят своего малыша в том, что он получит удовольствие от общения с окружающими, сумеет научить ребёнка употреблять уже знакомые слова в разнообразных жизненных ситуациях, то он, несомненно, станет более смело пользоваться своим словарным запасом и постепенно начнёт правильно произносить звуки речи.
Возраст от рождения до трёх лет является наиболее важным периодом в жизни ребёнка. В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребёнка, к его воспитанию, проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.
Словарный запас трёхлетнего ребёнка в 3 – 4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте. Теперь ваш малыш, вероятно, знает названия многих окружающих предметов. Он знаком с различными видами посуды, одежды, обуви, животных и др. Продолжайте знакомить малыша с частями тела. Существует множество весёлых способов. Можно придумать забавные песенки о руках, ногах и т.д. Пусть ребёнок показывает части тела на себе, на вас и на кукле.
Учите ребёнка узнавать на рисунках животных и предметы. Пробуйте использовать для этого не только свои рисунки или детские книжки, но и вырезанные из журналов картинки, на которых изображены животные и разные предметы. Вместе с малышом наклеивайте картинки в тетрадь или альбом, постепенно включая другие картинки, менее знакомые вашему ребёнку. Так вы поможете ему лучше запомнить названия предметов и тем самым увеличить словарный запас.
Используйте детские стишки, потешки и песенки, начало которых можно произносить или петь громче, чем конец. Можно спросить у ребёнка, как вы будете петь, или наигрывать музыку – тихо или громко. Затем поинтересуйтесь у малыша, как вы играли, или пели – громко или тихо. Так вы попробуете привлечь его слуховое внимание, придадите уверенности в самом себе – ведь у такого малыша спросили его мнения.
В повседневной жизни бывают моменты, когда малыш может посидеть спокойно в течение какого – то непродолжительного отрезка времени. Начните чтение сказки или стихов, в которых есть повторения звуков или рифма. Пусть малыш листает и рассматривает страницы. Закончив чтение сказки, задайте ребёнку вопросы о героях и событиях. Пусть малыш говорит то, что он думает, независимо от того, ошибается он или нет. Читайте выразительно, используя модуляции голоса и интонации. Так вы сможете передать ребёнку свои чувства и тон сказки. Обязательно пользуйтесь жестами для того, чтобы поддержать интерес ребёнка к прочитанному.
Играя с малышом, используйте несколько звучащих игрушек: дудочку, бубен, колокольчик, погремушку и т.д. Предложите ему послушать и запомнить звучание игрушек. Затем пусть ваш малыш только на слух попробует определить, что звучит.
Во время слушания попросите ребёнка отвернуться в сторону так, чтобы он не видел звучащую игрушку. Название каждого звучащего предмета чётко проговорите. Затем можно разнообразить игру. Покажите ребёнку хорошо знакомые в повседневной жизни предметы: ножницы, карандаш, чашку с водой, пустую чашку. Объясните, что сначала нужно послушать то, что вы будете сейчас делать, а потом рассказать о ваших действиях. Пусть малыш вновь, как и в игре со звучащими игрушками, повернётся спиной к предметам. Переливайте воду из одной чашки в другую, режьте бумагу ножницами, рвите её, мните, постучите ножницами о чашку, проведите несколько раз карандашом по бумаге, постучите ложкой о чашку с водой и без неё. После окончания каждого вашего действия помогите малышу рассказать о том, что он услышал только что. Если же ребёнку такая игра даётся с трудом, тогда пусть он сначала увидит своими глазами все ваши действия с предметами.
Понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит её на прогулку, укладывает спать. Следующий этап игры – исполнение «ролей»: «Я – мама», «Я – доктор». А вы, мама и папа, подберите для игры этих ролей всё необходимое (можно сшить малышу «врачебный» халат, купить чемоданчик с принадлежностями юного Айболита).
Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать её малышу.
Подготовила учитель- логопед: Коровина Т.В.
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании в младшей группе
«Будьте внимательны: говорит ваш ребёнок»
Учитель-логопед Коровина Т.В.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.
Поэтому к началу дошкольного возраста (3 года) хотя ребёнок уже в значительной степени овладевает речью, она ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, нужна длительная тренировка для того, чтобы ребёнок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искажённому произношению звуков.
Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трёхлетнего возраста являются следующие:
- Смягчённое произношение «сюлоськи» - чулочки, «толь»-стол, «зюби»-зубы,
но может встречаться и обратне явление- замена мягких фонем твёрдыми: тота Луба.
- Не произносит шипящих: ш,ж,ч,щ. и заменяет на свистящие: лосадка, зук, клюсь, сётка.
- Не произносит совсем р: «ука» - рука, или заменяют р на л, ль, в, й: «колова» - корова, «лебята» - ребята, «кавман» - карман, «йак» - рак.
- Звук л часто смягчается: «люза» - лужа, «толь»-стол.
- Звуки к, х, г отсутствуют или заменяются г на д «дуси» -гуси.
Кроме того, в этом возрасте детям трудно даётся произношение двух – трёх стоящих согласных звуков. Чаще ребёнок произносит лишь 1 звук. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «леб» - хлеб, «цыпёнок»- цыплёнок, «мачик» - мальчик.
Постепенно все эти недочёты уменьшаются, а к 4-5 годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит правильную, нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить. Таким образом. Очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была вполне полноценной, то есть и родители, и дедушки и бабушки говорили правильно, внятно.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша лепечут, сюсюкают с ним, ошибочно полагая что вступают с ним в более доверительные отношения. Полиньке бо-бо, Маша будет ням-ням, наденем колготоськи. Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей заставляют заучивать слишком трудные для их произносительной возможности стих. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности звукопроизношения закрепляются и даже приумножаются. Иногда может на фоне такой перегрузки возникнуть другой речевой дефект заикания. Полезны детям использование игр «звукоподражаний» з-«комарик», с- «водичка»…. Большой эффект даёт использование шуток-чистоговорок: са-са-са-вот летит оса, но прежде чем, давать чистоговорки, большие стишки, требовать чистого произношения вспомните о возрастных особенностях звукопроизношения трех летних детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»
В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...
Справочный материал для родителей "В помощь родителям"
Данный материал освежит знания родителей о звуках и буквах русского языка; в доступной форме познакомит со схемами "Место звука в слове", "Разбор слова по звукам"; поможет при выполнении упражнений с ...
Принципы отношений родителей с детьми. В помощь родителям.
Познакомьтесь с принципами, которые должны быть положены в основу вашего общения с детьми. Принципы отношений родителей с детьми ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!
quot;ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ" Двигательная активность детей дошкольного возраста является естественной биологической потребнос...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!
Наши маленькие исследователиИгры-занятия для детей от 2 до 3 лет...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...