Струкура логопедического занятия
учебно-методический материал по логопедии на тему
Структура индивидуально-подгрупповых занятий. Примерная структура фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте, методические рекомендации к проведению фронтальных занятий по произношению. Структура фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Методические рекомендации к проведению занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_zanyatiy.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура индивидуально-подгрупповых занятий:
Цели: 1. Общедидактическая.
2. Коррекционная речевая и коррекционная неречевая (ВПФ).
- Воспитательная.
Ход занятия:
- Орг. момент. Коррекция ВПФ (осуществляется при выполнении каждого задания, на каждом этапе занятия), эмоционально-личностных особенностей, поведения. Психогимнастика.
- Релаксация, нормализация тонуса, массаж.
- Артикуляционная гимнастика.
- Мимические упражнения.
- Дыхательные упражнения, формирование воздушной струи (задания могут предшествовать артикуляционной гимнастике).
- Голосовые упражнения.
- Отработка опорных звуков.
- Постановка, коррекция звуков. Характеристика звука по акустическим и моторным признакам.
- Развитие речевого слуха, фонематического слуха, фонематического восприятия (задания могут предшествовать артикуляционным упражнениям, постановке звуков, если первичным является сенсорное нарушение).
- Автоматизация (дифференциация) звука:
а) в слогах // звуко-слоговой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры слова // коррекция просодии (темпо-ритмического, интонационно-мелодического оформления высказывания и дикции) // коррекция ВПФ;
б) в словах // повторение или введение новых заданий по автоматизации (дифференциации) в слогах // звуко-слоговой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры // коррекция просодии // формирование лексико-грамматических категорий // коррекция ВПФ;
в) во фразах, текстах // повторение или введение новых заданий по автоматизации (дифференциации) в словах (фразах) // языковой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры // коррекция просодии // формирование лексико-грамматических категорий // развитие связной речи // коррекция ВПФ;
- Развитие общей моторики, мелкой моторики (физминутка может проводиться в течение занятия несколько раз, по мере необходимости).
- Знакомство с буквой, работа с кассой, чтение.
- Графические упражнения.
- Итог занятия.
Условное обозначение: // - работа проводится параллельно. Примечание: некоторые этапы включаются в занятие по усмотрению логопеда, в зависимости от целей занятия, периода обучения, возможностей ребенка.
Примерная структура фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте:
Цели:
- Общедидактическая.
- Коррекционная речевая и коррекционная неречевая (ВПФ).
- Воспитательная.
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Характеристика звука по акустическим и моторным признакам. Изолированное произношение звука. Фоноритмика.
- Коррекция слухового внимания, фонематического слуха. Выделение звука на слух.
- Произношение звука в слогах // Произношение звука в словах // Произношение звука во фразе // Произношение звука в тексте // Коррекция слоговой структуры слова // Коррекция просодии (темпо-ритмического, интонационно-мелодического оформления высказывания и дикции) // Упражнения по закреплению имеющихся у детей лексико-грамматических категорий.
- Физминутка.
- Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ и синтез.
- Знакомство с буквой.
- Работа с кассой. Выкладывание слогов, слов по следам звукового анализа.
- Чтение.
- Графические упражнения. Печатание букв, слогов, слов, предложений.
- Итог занятия.
Методические рекомендации к проведению фронтальных занятий по произношению:
- занятия строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения;
- лексический материал должен быть насыщен изучаемым звуком;
- занятие строится на правильно произносимых ребенком звуках, исключаются смешиваемые, дефектно произносимые звуки;
- лексический материал должен быть разнообразным: слоги, слова, предложения, тексты;
- изучаемый звук должен находиться в разных фонетических позициях: в начале, середине, конце слова;
- содержание занятия должно представлять собой систему упражнений по закреплению изучаемого звука;
- лексический материал должен состоять из слов доступной ребенку слоговой структуры;
- упражнения по развитию фонематического слуха, восприятия даются в порядке нарастающей сложности;
- задания по подготовке детей к звуковому анализу и синтезу переплетаются с упражнениями по усвоению элементов грамоты.
- упражнения по закреплению имеющихся у детей лексико-грамматических категорий даются на материале правильно произносимых звуков;
- в зависимости от периода обучения включаются упражнения по развитию связной речи на материале правильно произносимых звуков;
- обязательным является включения заданий по развитию слухо-речевой, зрительной памяти, внимания, упражнения по развитию мыслительной деятельности;
- физминутка может проводиться в течение занятия несколько раз, по мере необходимости.
Структура фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи:
- Занятие вводного типа.
- Оргмомент (1-2 минуты).
- Введение в тему.
- Активизация имеющихся знаний (15-20 минут)
- Физминутка (коррекция общей и мелкой моторики).
- Итог занятия (может носить содержательный характер (что делали, что понравилось?), оценочный (как занимались?), деятельностный (проверить, достигнуты ли цели), игровой (закончить занятие на положительном эмоциональном фоне).
- Занятие по изучению нового материала.
- Оргмомент.
- Повторение (5-6 минут).
- Изучение нового материала (7-10 минут).
- Физминутка.
- Обобщение изученного материала (5 минут).
- Закрепление изученного материала (5 минут).
- Итог занятия.
- Занятие обобщающего типа.
- Оргмомент.
- Введение в тему.
- Обобщение, систематизация знаний.
- Физминутка.
- Итог занятия.
- Занятия комбинированного типа.
Методические рекомендации к проведению занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи:
- определить тему и цели занятия;
- выделить предметный, глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
- при отборе лексического материала допускается ненормированное фонетическое оформление части речевого материала;
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;
- сформулировать задачу каждого этапа;
- обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями (ответами) товарища;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности, двигательной активности;
- предусмотреть смену методических приемов;
- включать в занятие регулярное повторение речевого материала;
- продумать четкую систему вопросов, адресованных детям;
- наметить детей, которых необходимо задействовать на конкретном этапе;
- соблюдать строгий режим экономии времени, рассчитать количество времени, необходимое для проведения каждого упражнения;
- продумать разные варианты исправления ошибок;
- выделить время для проведения физминуток;
- распределить эмоциональные моменты таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости;
- должна быть широко представлена наглядность (театр, игрушки, натуральные предметы, картинки, символы);
- пособия должны быть красочными, эстетично оформленными, достаточного размера (демонстрационный и наглядный материал), доступными для понимания;
- уделить внимание поведению, мимике, тону, характеру речевой деятельности самого логопеда;
- инструкции логопеда должны быть точными, краткими, доступными пониманию; речь – в меру эмоциональной;
- на логопедическом занятии должна преобладать речь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»
Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...