Струкура логопедического занятия
учебно-методический материал по логопедии на тему

Карнаева Миляуша Минасхатовна

 Структура индивидуально-подгрупповых занятий. Примерная структура фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте, методические рекомендации к проведению фронтальных занятий по произношению. Структура фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Методические рекомендации к проведению занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_zanyatiy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура индивидуально-подгрупповых занятий:

Цели: 1. Общедидактическая.

          2. Коррекционная речевая и коррекционная неречевая (ВПФ).

  1. Воспитательная.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Коррекция ВПФ (осуществляется при выполнении каждого задания, на каждом этапе занятия), эмоционально-личностных особенностей, поведения. Психогимнастика.
  2. Релаксация, нормализация тонуса, массаж.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Мимические упражнения.
  5. Дыхательные упражнения, формирование воздушной струи (задания могут предшествовать артикуляционной гимнастике).
  6. Голосовые упражнения.
  7. Отработка опорных звуков.
  8. Постановка, коррекция звуков. Характеристика звука по акустическим и моторным признакам.
  9. Развитие речевого слуха, фонематического слуха, фонематического восприятия (задания могут предшествовать артикуляционным упражнениям, постановке звуков, если первичным является сенсорное нарушение).
  10. Автоматизация (дифференциация) звука:

а) в слогах // звуко-слоговой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры слова // коррекция просодии (темпо-ритмического, интонационно-мелодического оформления высказывания и дикции) // коррекция ВПФ;

б) в словах // повторение  или введение новых заданий по автоматизации (дифференциации) в слогах // звуко-слоговой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры // коррекция просодии // формирование лексико-грамматических категорий // коррекция ВПФ;

в) во фразах, текстах // повторение  или введение новых заданий по автоматизации (дифференциации) в словах (фразах) // языковой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры // коррекция просодии // формирование лексико-грамматических категорий // развитие связной речи // коррекция ВПФ;

  1.  Развитие общей моторики, мелкой моторики (физминутка может проводиться в течение занятия несколько раз, по мере необходимости).
  2.  Знакомство с буквой, работа с кассой, чтение.
  3.  Графические упражнения.
  4.  Итог занятия.

Условное обозначение: // - работа проводится параллельно. Примечание: некоторые этапы включаются в занятие по усмотрению логопеда, в зависимости от целей занятия, периода обучения, возможностей ребенка.

Примерная структура фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте:

Цели:

  1. Общедидактическая.
  2. Коррекционная речевая и коррекционная неречевая (ВПФ).
  3. Воспитательная.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Характеристика звука по акустическим и моторным признакам. Изолированное произношение звука. Фоноритмика.
  3. Коррекция слухового внимания, фонематического слуха. Выделение звука на слух.
  4. Произношение звука в слогах // Произношение звука в словах // Произношение звука во фразе // Произношение звука в тексте // Коррекция слоговой структуры слова //  Коррекция просодии (темпо-ритмического, интонационно-мелодического оформления высказывания и дикции) // Упражнения по закреплению имеющихся у детей лексико-грамматических категорий.
  5. Физминутка.
  6. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ и синтез.
  7. Знакомство с буквой.
  8. Работа с кассой. Выкладывание слогов, слов по следам звукового анализа.
  9. Чтение.
  10. Графические упражнения. Печатание букв, слогов, слов, предложений.
  11. Итог занятия.

Методические рекомендации к проведению фронтальных занятий по произношению:

- занятия строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения;

- лексический материал должен быть насыщен изучаемым звуком;

- занятие строится на правильно произносимых ребенком звуках, исключаются смешиваемые, дефектно произносимые звуки;

- лексический материал должен быть разнообразным: слоги, слова, предложения, тексты;

- изучаемый звук должен находиться в разных фонетических позициях: в начале, середине, конце слова;

- содержание занятия должно представлять собой систему упражнений по закреплению изучаемого звука;

- лексический материал должен состоять из слов доступной ребенку слоговой структуры;

- упражнения по развитию фонематического слуха, восприятия даются в порядке нарастающей сложности;

- задания по подготовке детей к звуковому анализу и синтезу переплетаются с упражнениями по усвоению элементов грамоты.

- упражнения по закреплению имеющихся у детей лексико-грамматических категорий даются на материале правильно произносимых звуков;

- в зависимости от периода обучения включаются упражнения по развитию связной речи на материале правильно произносимых звуков;

- обязательным является включения заданий по развитию слухо-речевой, зрительной памяти, внимания, упражнения по развитию мыслительной деятельности;

- физминутка может проводиться в течение занятия несколько раз, по мере необходимости.

Структура фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи:

  1. Занятие вводного типа.
  1. Оргмомент (1-2 минуты).
  2. Введение в тему.
  3. Активизация имеющихся знаний (15-20 минут)
  4. Физминутка (коррекция общей и мелкой моторики).
  5. Итог занятия (может носить содержательный характер (что делали, что понравилось?), оценочный (как занимались?), деятельностный (проверить, достигнуты ли цели), игровой (закончить занятие на положительном эмоциональном фоне).
  1. Занятие по изучению нового материала.
  1. Оргмомент.
  2. Повторение (5-6 минут).
  3. Изучение нового материала (7-10 минут).
  4. Физминутка.
  5. Обобщение изученного материала (5 минут).
  6. Закрепление изученного материала (5 минут).
  7. Итог занятия.
  1. Занятие обобщающего типа.
  1. Оргмомент.
  2. Введение в тему.
  3. Обобщение, систематизация знаний.
  4. Физминутка.
  5. Итог занятия.
  1. Занятия комбинированного типа.

Методические рекомендации к проведению занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи:

- определить тему и цели занятия;

- выделить предметный, глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

- при отборе лексического материала допускается ненормированное фонетическое оформление части речевого материала;

- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;

- сформулировать задачу каждого этапа;

- обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

- включить в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями (ответами) товарища;

- предусмотреть приемы, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности, двигательной активности;

- предусмотреть смену методических приемов;

- включать в занятие регулярное повторение речевого материала;

- продумать четкую систему вопросов, адресованных детям;

- наметить детей, которых необходимо задействовать на конкретном этапе;

- соблюдать строгий режим экономии времени, рассчитать количество времени, необходимое для проведения каждого упражнения;

- продумать разные варианты исправления ошибок;

- выделить время для проведения физминуток;

- распределить эмоциональные моменты таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости;

- должна быть широко представлена наглядность (театр, игрушки, натуральные предметы, картинки, символы);

- пособия должны быть красочными, эстетично оформленными, достаточного размера (демонстрационный и наглядный материал), доступными для понимания;

- уделить внимание поведению, мимике, тону, характеру речевой деятельности самого логопеда;

- инструкции логопеда должны быть точными, краткими, доступными пониманию; речь – в меру эмоциональной;

- на логопедическом занятии должна преобладать речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»

Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие  на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...