Почему ребёнок плохо говорит?
консультация по логопедии на тему

О роли семьи в воспитании правильного звукопроизношения у ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Почему ребенок плохо говорит?»

Родители часто задают вопрос: «Почему ребенок плохо говорит?»

В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходный слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двусловные предложения: «Мама, дай», «Папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно.

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться в вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Нетрудно составить мнение о том, что дала ребенку его семья: общее развитие, интеллект, развитие речи.

Перед нами два дошкольника. Один из них очень разумно и ясно отвечает на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение, споет песенку. Он их знает немало, родители постоянно уделяют внимание этому малышу.

И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что этому малышу мало заботы и внимания уделяют родители.

Если бы все родители понимали это, они, наверное, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия. Проводить их следует ежедневно в форме игры перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, которые описаны в индивидуальных логопедических тетрадях у каждого ребенка, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

При работе родителей с детьми дома следует помнить:

  1. Надо выбирать комплекс упражнений, который направлен на подготовку артикуляционного аппарата для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит или искажает ребенок, в таком порядке: самомассаж языка, упражнения для губ, динамические и статистические упражнения для языка, дыхательные упражнения. Продолжительность артикуляционной гимнастики –

5 минут, достаточно выполнить 4-5 упражнений.

  1. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движений, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
  2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.
  3. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущее.
  4. Начинать работу по дифференциации звуков с детьми можно лишь после того, как ребенок дифференцируемые звуки (с-ш, з-ж, б-п, л-р и др.) научился произносить правильно, но в речи их еще смешивает, т.е. вместо одного звука употребляет другой.
  5. Разумеется, всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом или воспитателем, обращаясь к ним при всех затруднениях.

Список литературы:

1. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1997.

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии. – М., 1999

3. Фомичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребёнок плохо говорит?

Рекомендации родителям о том, почему возникают речевые проблемы у детей и как над ними работать....

Консультация для родителей "Почему ребёнок плохо говорит"

В консультации рассказано о причинах речеых нарушений детей дошкольного  возраста....

Почему ребёнок плохо говорит?

По логопедическим нормам ребёнок к 4 годам должен свободно пользоваться в речи всеми звуками родного языка. Исключение составляют лишь звуки Л, Р.Многие родители не заостряют должного внимания на речь...

"Почему ребёнок плохо говорит"

Полноценное психическое и речевое развитие ребёнка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша. Именно в это время, благодаря взрослым у ребёнка акти...

"Почему ребёнок плохо говорит"

Консультация для родителей....

Почему ребёнок плохо говорит? Что делать?

                     Консультация для родителей: " Почему ребёнок плохо разговаривает? Что делать?"   Что происходит, ...

"Почему ребёнок плохо ест"

Консультативный материал для родителей...