Обследование речи детей от 2 до 4 лет
материал по логопедии (младшая группа)

Обследование речи детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Дата рождения, возраст ___________________________________________________________

Национальный язык, двуязычие (если есть)___________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил__________________________________________________________

Решение медико-психологической комиссии от _______________________________________

Протокол №___________ принят на срок_____________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты_____________________________________________________

Логопед_________________________________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от________________________________________

выпускается с ___________________________________________________________________

(состояние речи)

в ______________________________________________________________________________

(вид школы, дошкольного учреждения)

АНАМНЕЗ

Сведения о родителях:

Мать__________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, возраст при рождении ребенка)

Отец___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, возраст при рождении ребенка)

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников____________________________

________________________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок. Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания) ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)____________________ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)___________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)_____________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)_________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________

Вскармливание:

когда принесли кормить  __________________________________________________________

Сосал (активно, срыгивал, отказывался, засыпал)______________________________________

Грудное вскармливание с _________________ до _____________________________________

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Голову держит (с 1,5 мес.) ________ Ползает (6) ________Сидит сам (с 6 мес.) ____________

Стоит (11-12 мес.)______Пошёл сам (с 1 года) ______Появился первый зуб (6-8 мес.)_______

ПЕРЕНЕСЁННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1 года_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

После года _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Гуление  (2-3 мес.)________  Лепет (4-8 мес.)_________ Характер лепета_________________

Первые слова к (около года) _______________________________________________________

Фразы к (1,5 – 2 года) _____________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)__________________________________

Использование жестов____________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _______________ ________________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом (когда, где, результат) ____________________________________

________________________________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

I. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)__________

________________________________________________________________________________

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)__________________________________

________________________________________________________________________________

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)______________

________________________________________________________________________________

г) индивидуальные особенности____________________________________________________

________________________________________________________________________________

II. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек_______________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)_______________________

III. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой — маленький_______________________________________________________________________

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

3 года — красный, синий, желтый, зеленый:__________________________________________

4 года — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый:____________________________

в) восприятие формы (с 3 лет):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат)_____________________________________________________________

IV. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху — внизу, впереди — сзади)______________________

б) складывание разрезных картинок (из 2—3 частей)___________________________________

в) складывание фигур из палочек по образцу (2—4 палочки)____________________________

V.  Состояние общей моторики:  (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.)

Для детей от 2 до 3 лет:

  • пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу_____________________________________
  • перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см_________________________________
  • медленно покружиться на месте_________________________________________________
  • бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы__________________________________
  • поймать брошенный мяч_______________________________________________________
  • подпрыгнуть на двух ногах на месте______________________________________________
  • выполнить наклоны вперед и в стороны___________________________________________

Для детей от 3 до 4 лет:

  • пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см друг от друга_______________________________________________________________
  • перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу_________________________________
  • пройти по положенному на пол шнуру____________________________________________
  • прыгнуть в длину с места_______________________________________________________
  • переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой)__________________________________________________________________

VI. Состояние ручной моторики:  (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2—3 года:

  • «покормить» куколку__________________________________________________________
  • слепить из пластилина палочку, шарик, баранку____________________________________
  • уметь самостоятельно пользоваться ложкой_______________________________________

В 3—4 года:

  • расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш________________________
  • рисовать горизонтальные и вертикальные линии___________________________________
  • рисовать круг, тело человека____________________________________________________
  • складывать крупную мозаику___________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

(определение симптоматики и механизмов нарушений)

I.Воспроизведение звукоподражаний:

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.                                          Мышка пищит: и-и-и.

Ребенок плачет: уа-уа.                                      Собака лает: ав-ав.

Поезд гудит: у-у-у.                                           Заблудились в лесу: ау-ау.

Ослик кричит: иа-иа.                                        Кошка мяукает: мяу-мяу.

II. Исследование звуко-слоговой структуры слов (c 3 лет):

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3-х слогов ___________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

отметить максимальное количество слогов,  правильно воспроизведение слов.

III. Состояние звукопроизношения:

Гласные_________________                           й________________________

Согласные_______________                           свистящие_________________

[б], [п], [ м]______________                            шипящие__________________

[в], [ф]_________________                              аффрикаты________________

[д], [т], [н]_______________                           [л], [л*]____________________

[г, [к], [х]________________                           [р], [р*]____________________

IV. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_________________________________________

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствующие зубов и др.)_________

в) челюсти______________________________________________________________________

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)____

д) твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)______

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой)___

V. Состояние речевой моторики:

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

  • поднять брови вверх («удивиться»)_______________________________________________
  • нахмурить брови («рассердиться»)_______________________________________________
  • прищурить глаза______________________________________________________________
  • надуть щеки («толстячок»)______________________________________________________
  • втянуть щеки («худышка»)______________________________________________________

Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок____________________

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):

а) губы — «улыбка» — «трубочка»_________________________________________________

б) язык — широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»____________________________________

в) мягкое нёбо — широко открыть рот и зевнуть______________________________________

Отметить следующие параметры движений:

а)        наличие или отсутствие движений;

б)        тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в)        объем движений (полный, неполный);

г)        способность к переключению от одного движения к другому;

д)        замены движении;

е)        добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж)        наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

VI. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):

  1. Дыхание:
  • Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.)_______
  • Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное)_________________________________________________
  • Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное)____________________
  1. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)_________________________________

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрипы и др.)____________________

в) атака голоса (мягкая, твердая)____________________________________________________

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)____________________________

3. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный)__________________________________________

б) ритм (нормальный, аритмия)_____________________________________________________

в) паузация (правильная, нарушенная — деление слов паузой им слоги, деление слогов на звуки)__________________________________________________________________________

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)__________________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (с 3 лет)

  1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол — стул,                     косы — козы;

папа — баба,                    горка — корка;

точка — дочка,                 миска — мишка.

  1. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ

И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.___

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы щи картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»___________________________________________________

в) понимание действий:

  • показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках)___________________
  • выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», 'Покорми куклу», «Посади куклу» и др.)_________________________________________________________________

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб грибы, кукла — куклы, мяч — мячи)__________________

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.)__________________________________

4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом домик, ложка — ложечка, мяч мячик, куклакуколка)______________

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ

И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1.Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные: назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.____________________________________

б) глагольный словарь: назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д. ________________________________________________________

в) прилагательные (с 3 лет): назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов_______________________________________________________________________

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа____________________________________________________________

стол — столы                                 рука — руки

 мяч — мячи                                           шар — шары

кукла — куклы                               глаз — глаза

б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.)____________________________________________________________________________

в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? — Лисы.

Это сумка кого? — Мамы.

Это машинка кого? — Мальчики.

Это уши кого?— Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар — красный, карандаш — синий, машина красная, чашка — синяя)___________________________________________________

д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов картинках или по Демонстрации действий с предметами)_____________________________________________________________________

е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):

стол — столик                  ложка — ...

 нос—...                      кукла—...

дом— ...                             кровать— ...

СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(обследуется прн наличии фразовой речи)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение______________________________________________________

Дата        

Логопед        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)

Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы....

Схема обследования речи детей 6-7лет

Схема обследования речи детей 6-7лет...

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...