Обследование речи детей от 2 до 4 лет
материал по логопедии (младшая группа)
Обследование речи детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обследование речи детей от 2 до 4 лет | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________
Дата рождения, возраст ___________________________________________________________
Национальный язык, двуязычие (если есть)___________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил__________________________________________________________
Решение медико-психологической комиссии от _______________________________________
Протокол №___________ принят на срок_____________________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты_____________________________________________________
Логопед_________________________________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от________________________________________
выпускается с ___________________________________________________________________
(состояние речи)
в ______________________________________________________________________________
(вид школы, дошкольного учреждения)
АНАМНЕЗ
Сведения о родителях:
Мать__________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, возраст при рождении ребенка)
Отец___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников____________________________
________________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок. Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания) ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)____________________ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)___________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)_____________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)_________________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить __________________________________________________________
Сосал (активно, срыгивал, отказывался, засыпал)______________________________________
Грудное вскармливание с _________________ до _____________________________________
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ
Голову держит (с 1,5 мес.) ________ Ползает (6) ________Сидит сам (с 6 мес.) ____________
Стоит (11-12 мес.)______Пошёл сам (с 1 года) ______Появился первый зуб (6-8 мес.)_______
ПЕРЕНЕСЁННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До 1 года_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
После года _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
Гуление (2-3 мес.)________ Лепет (4-8 мес.)_________ Характер лепета_________________
Первые слова к (около года) _______________________________________________________
Фразы к (1,5 – 2 года) _____________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)__________________________________
Использование жестов____________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _______________ ________________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом (когда, где, результат) ____________________________________
________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
I. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)__________
________________________________________________________________________________
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)__________________________________
________________________________________________________________________________
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)______________
________________________________________________________________________________
г) индивидуальные особенности____________________________________________________
________________________________________________________________________________
II. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек_______________________________________________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)_______________________
III. Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой — маленький_______________________________________________________________________
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
3 года — красный, синий, желтый, зеленый:__________________________________________
4 года — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый:____________________________
в) восприятие формы (с 3 лет):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат)_____________________________________________________________
IV. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху — внизу, впереди — сзади)______________________
б) складывание разрезных картинок (из 2—3 частей)___________________________________
в) складывание фигур из палочек по образцу (2—4 палочки)____________________________
V. Состояние общей моторики: (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.)
Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу_____________________________________
- перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см_________________________________
- медленно покружиться на месте_________________________________________________
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы__________________________________
- поймать брошенный мяч_______________________________________________________
- подпрыгнуть на двух ногах на месте______________________________________________
- выполнить наклоны вперед и в стороны___________________________________________
Для детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см друг от друга_______________________________________________________________
- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу_________________________________
- пройти по положенному на пол шнуру____________________________________________
- прыгнуть в длину с места_______________________________________________________
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой)__________________________________________________________________
VI. Состояние ручной моторики: (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2—3 года:
- «покормить» куколку__________________________________________________________
- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку____________________________________
- уметь самостоятельно пользоваться ложкой_______________________________________
В 3—4 года:
- расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш________________________
- рисовать горизонтальные и вертикальные линии___________________________________
- рисовать круг, тело человека____________________________________________________
- складывать крупную мозаику___________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
(определение симптоматики и механизмов нарушений)
I.Воспроизведение звукоподражаний:
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.
Ребенок плачет: уа-уа. Собака лает: ав-ав.
Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау-ау.
Ослик кричит: иа-иа. Кошка мяукает: мяу-мяу.
II. Исследование звуко-слоговой структуры слов (c 3 лет):
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3-х слогов ___________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
отметить максимальное количество слогов, правильно воспроизведение слов.
III. Состояние звукопроизношения:
Гласные_________________ й________________________
Согласные_______________ свистящие_________________
[б], [п], [ м]______________ шипящие__________________
[в], [ф]_________________ аффрикаты________________
[д], [т], [н]_______________ [л], [л*]____________________
[г, [к], [х]________________ [р], [р*]____________________
IV. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_________________________________________
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствующие зубов и др.)_________
в) челюсти______________________________________________________________________
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)____
д) твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)______
е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой)___
V. Состояние речевой моторики:
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
- поднять брови вверх («удивиться»)_______________________________________________
- нахмурить брови («рассердиться»)_______________________________________________
- прищурить глаза______________________________________________________________
- надуть щеки («толстячок»)______________________________________________________
- втянуть щеки («худышка»)______________________________________________________
Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок____________________
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):
а) губы — «улыбка» — «трубочка»_________________________________________________
б) язык — широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»____________________________________
в) мягкое нёбо — широко открыть рот и зевнуть______________________________________
Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движении;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
VI. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):
- Дыхание:
- Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.)_______
- Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное)_________________________________________________
- Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное)____________________
- Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)_________________________________
б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрипы и др.)____________________
в) атака голоса (мягкая, твердая)____________________________________________________
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)____________________________
3. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный)__________________________________________
б) ритм (нормальный, аритмия)_____________________________________________________
в) паузация (правильная, нарушенная — деление слов паузой им слоги, деление слогов на звуки)__________________________________________________________________________
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)__________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (с 3 лет)
- Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол — стул, косы — козы;
папа — баба, горка — корка;
точка — дочка, миска — мишка.
- Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ
И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.___
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы щи картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»___________________________________________________
в) понимание действий:
- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках)___________________
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», 'Покорми куклу», «Посади куклу» и др.)_________________________________________________________________
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи)__________________
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.)__________________________________
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ложечка, мяч — мячик, кукла— куколка)______________
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ
И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1.Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные: назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.____________________________________
б) глагольный словарь: назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д. ________________________________________________________
в) прилагательные (с 3 лет): назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов_______________________________________________________________________
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа____________________________________________________________
стол — столы рука — руки
мяч — мячи шар — шары
кукла — куклы глаз — глаза
б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.)____________________________________________________________________________
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? — Лисы.
Это сумка кого? — Мамы.
Это машинка кого? — Мальчики.
Это уши кого?— Зайца;
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар — красный, карандаш — синий, машина красная, чашка — синяя)___________________________________________________
д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов картинках или по Демонстрации действий с предметами)_____________________________________________________________________
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол — столик ложка — ...
нос—... кукла—...
дом— ... кровать— ...
СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
(обследуется прн наличии фразовой речи)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение______________________________________________________
Дата
Логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)
Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы....
Особенности обследования речи детей 5-7 лет с ЗПР
Презентация....
Схема обследования речи детей 6-7лет
Схема обследования речи детей 6-7лет...
АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.
Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направлен...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...