Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Одним из наиболее часто встречаемых аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи является нарушение падежных окончаний существительных, т.е. падежных конструкций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Одним из наиболее часто встречаемых аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи является нарушение падежных окончаний существительных, т.е. падежных конструкций.
Рекомендуется следующая последовательность логопедической работы над падежными формами:
- дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа,
- винительный падеж, родительный, дательный, творительный (беспредложные),
- предложно-падежные конструкции,
Предложно-падежные конструкции обозначают как место нахождение предмета, место действия и направление. Один и тот же предлог имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение - “кладет в шкаф”, но “лежит в шкафу”).
Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок :
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов (“на столе” вместо “над столом”, “по книжке” вместо “под книжкой”). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания сущесвительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Предлоги, союзы, междометия выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с ОНР наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный лексический запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями.
Модель коррекционной работы по формированию предложно-падежных конструкций
- Подготовительный этап включает в себя работу по формированию пространственных представлений
- Основной этап работы включает освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки т.е. непосредственно предлоги
Подготовительный этап работы:
- Восприятие схемы собственного тела;
- Ориентировка в окружающем пространстве;
- Развитие зрительно-пространственной ориентировки.
- Восприятие схемы собственного тела
Ориентировка в окружающем пространстве:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку.
- Определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами и изображениями.
Развитие зрительно-пространственной ориентировки
- Складывание мозаик, предметных и сюжетных разрезных картинок;
- Умение ориентироваться на листе бумаги;
- Конструирование фигур по образцу.
Основной этап работы:
1. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов
2. Работа с символами предлогов
3. Упражнение в употреблении предлогов.
4. Работа с наглядным материалом.
5. Дифференциация предлогов.
Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов:
Показ и выполнение действий с предметами с чёткой речевой инструкцией
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Например:
1. Логопед дает детям “усеченное” задание:
- Положи кружок ... стол, а грибок ... стул.
И спрашивает:
- Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: “положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?
Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
Работа с символами предлогов
Упражнение в употреблении предлогов
Составление предложений по демонстрации или по аналогии
Вставка пропущенных предлогов в предложения
Упражнение в употреблении предлогов
Выделение в тексте заданного предлога
Работа с индивидуальным наглядным материалом
Дифференциация предлогов
Составление предложений по графической схеме с заданным предлогом
Назвать предлог по символу
Подбор картинок к заданным символам
Игры с символами предлогов
Игра «Где что растет?»
На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота. Справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? Дети: Овощи растут на огороде.
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д. Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
Игра в лото.
У детей карточки лото и фишки с изображением символов предлогов. На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.п.
Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают их соответствующей фишкой с символом, называя расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом).
Игры с символами предлогов
Игра «Соседи».
На доске панно – «дом» с кармашками. В верхний кармашек вставляется символ предлога, например: из представленных сюжетных картинок дети выбирают только ту, по которой можно составить предложение с предлогом «на» и ставят ее в соседний кармашек. Как вариант, можно предложить подобрать символ к заданной картинке.
После того, как усвоены правила игры, дети могут самостоятельно подбирать «соседей»: выбрать предлог и сюжетную картинку из предложенного материала.
Игра с мячом «Добавь слова»
Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади. Стол стоит... Полочка с книгами висит... Мишка сидит... Пирамидка стоит... Кукла лежит... Лампа висит... Дверь находится...
Игра «Недостающий пассажир»
Логопед кладет перед ребенком игровое поле (изображение двух вагончиков, в каждом вагончике по два окна). В первый вагончик он помещает символ и картинку, а во второй вагончик - одну картинку, к которой ребенок должен самостоятельно подобрать пару – противоположный по значению предлог, из оставшегося количества символов. Ребенок выбирает подходящий предлог и подробно объясняет свои действия.
- Книга лежит на столе, а яблоко под столом.
Сначала используются сюжетные картинки, а затем предметные. В случае затруднений логопед помогает ребенку.
Игра «Вспоминай-ка»
После того, как дети запомнили расположение картинок с предлогами, они закрывают глаза, а мы меняем место расположения картинок и спрашиваем:
- Что изменилось?
- кубик был под пирамидкой, а теперь над машинкой и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР (III УРОВЕНЬ)
В статье описаны основные проявления нарушений предложно-падежных конструкций у детей с ОНР (III уровень), этапы коррекционной работы по формированию предложно-падежны...
Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...
«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»
В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...
Коррекционная работа по формированию монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) и её результаты.
Специальные исследования показывают, что связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. Связная...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необхо...