"Постановка диафрагмально - релаксационного типа дыхания для улучшения просодических компонентов речи при стертой форме дизартрии".
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Методическая разработка посвящена проблеме постановке диафрагмально - релаксационного типа дыхания и на его основе выработки речевого дыхания для улучшения просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста страдающих стертой формой дизартрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка диафрагмально – релаксационного типа дыхания для выработки речевого дыхания в целях улучшения просодических компонентов у детей с диагнозом «стертая форма дизартрии».
Ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы. При стертых формах дизартрии отмечается нечеткое звукопроизношение, общая смазанность речи в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства.
Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов – звукопроизношения и просодики. Разнообразные средства оформления высказывания - темп, ритм, ударение, интонация, тесным образом взаимодействуют, определяя смысловое содержание и отношение говорящего к содержанию.
Год от года количество детей страдающих дизартрией или стертой формой дизартрии не становится меньше. Ежегодно, проводя обследование по речевой карте, я обратила внимание на увеличение количества детей имеющих нарушения дыхания. У большинства из них была дизартрия и стертая форма дизартрии.
Как показывает опыт, основным направлением в коррекционной работе над этим видом речевой патологии является коррекция фонетической стороны речи и, в некоторой степени, нарушения лексико – грамматического строя. Достаточно времени уделяется развитию всех видов моторики. Обучению навыкам правильного физиологического и речевого дыхания внимания уделяется недостаточно. Между тем, правильное дыхание является той необходимой базой на основе которой быстрее и эффективнее строится дальнейшая коррекционная работа. Особенно это важно это для работы над просодическими компонентами речи.
Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. От того как дышит человек, как умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила и легкость его голоса. Большинство детей с дизартрией и стертой формой дизартрии имеют в анамнезе ПЭП (перенатальная энцефалопатия) и ММД (минимальная мозговая дисфункция)У детей с последствиями ПЭП и ММД, наблюдается несколько замедленное созревание коры головного мозга. Последствия кислородного голодания и поверхностное « мелкое» дыхание тормозит речевое и интеллектуальное развитие таких детей. Правильное дыхание нормализует соотношение углекислого газа и кислорода в крови, тем самым улучшает питание и, соответственно, благотворно сказывается на развитие головного мозга. Клинические нарушения дыхания проявляются в расстройствах ритма, и глубины дыхания, нарушения координации между артикуляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произношения слога, слова, ребенок снова делает вдох. Особенно страдает возможность активного длительного плавного выдоха.
Когда человек молчит, работа дыхательного аппарата обеспечивает его кислородом и освобождает от углекислого газа при выдохе. Такое дыхание называется физиологическим. При дыхании во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосообразовательная. Такое дыхание называют фонационным. Физиологическое и фонационное дыхания по ряду существенных качеств различаются между собой.
Физиологическое дыхание Фонационное дыхание
(носом) (ртом)
Человек дышит не произвольно, Человек дышит произвольно,
автоматически, вдох по продолжи - сознательно регулируя процесс
тельности равен выдоху дыхания. Вдох короткий, быстрый,
выдох замедленный (в два раза).
У детей –«дизартриков» часто дыхание поверхностное, неравномерное , ключичное или верхнегрудное. Вдох слабый, непродолжительный. Воздушная струя слабая, рассеянная. Добор воздуха через 1-2 слова, часто речь на высоте задержанного выдоха. Быстрое истощение силы выдоха в процессе речи. Иногда наблюдается так называемая « захлебывающаяся» речь, нарушен тембр голоса. Для постановки физиологического дыхания я использую методику обучения детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания «дыхание без усилий».
Методика обучения детей диафрагмально- релаксационному типу дыхания
-Тренировка производится в положении сидя (стоя или лёжа).
-Ребенок находится в удобном положении: сидит ровно, плечи расслаблены,
-Руки лежат на коленях (для самоконтроля в положении лёжа – одна рука на груди, другая на животе).
- Дыхание производится животом.
- На вдохе ребенок выпячивает живот, на выдохе - втягивает.
- При этом необходимо следить, чтобы грудная клетка и плечи находились в покое.
- Ребенок дышит спокойно, без усилий.
- Вдох делает через нос не слишком глубокий, выдох должен быть плавным, в
3 раза длиннее вдоха.
- Для наглядности, в положении лёжа, на живот можно положить игрушку, которая при правильном выполнении упражнения должна подниматься и опускаться.
- Длительность занятия 5-10 минут.
Появление во время занятия головокружения говорит о проявлении декомпенсации дыхательной системы и требует перерыва на 1-3 минуты.
Конечная цель занятий – формирование устойчивого навыка диафрагмально - релаксационного типа дыхания. Курс обучения примерно 10 занятий.
1-2 занятия – обучение новому типу дыхания
3 – 5 занятия – обучение управлению выработанным дыханием.
5 – 10 –закрепление выработанного типа дыхания.
Противопоказания (относительные)
- возраст до 5 лет
- обострения заболевания
- судорожная готовность
- диафрагмальная грыжа
- механические препятствия (заложенность носа, искривление носовой перегородки)
-тяжелые заболевания
На основе устойчивого навыка выработанного типа дыхания можно начинать работу над выработкой правильного речевого дыхания. Уже в первые недели полезно проводить дыхательные упражнения в связи с протяжённым произношением гласных и многократным произношением слогов на одном выдохе.
- Длительное произношение одного гласного ААААААА
- Произнесение двух гласных на одном выдохе АААЭЭЭЭЭ
- Произнесение трех гласных на одном выдохе АААОООУУУ и.т.д.
- Произнесение ряда гласных АОУЭИ. При этом можно давать дополнительные задания: говори тихо, шёпотом, громко.
Хорошо фиксировать длительность произношения наглядно в виде линии на доске, или отрезка пути, пройденного машиной, поездом.
При проведении дыхательных упражнений следует соблюдать ряд правил:
- не переутомлять ребенка (дозировка, количество, темп).
- следить, чтобы грудь не переполнялась воздухом.
- чтобы не напрягались плечи, шея, ощущались движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц живота.
- выдох должен быть плавным.
- в проветренном помещении и не сразу после еды.
По мере тренировки речевого аппарата и речевого дыхания упражнения усложняются. Главное внимание необходимо сосредоточить на приучении к тому, чтобы в речи слова и небольшие фразы произносили слитно, на одном выдохе. Настойчиво препятствовать тенденции делать вдох после каждого произнесенного слова, а тем более слога. Требования к длительности выдоха постепенно нарастают. Как только ребенок усвоит требуемое, нужно сразу переходить к закреплению правильного дыхания на материале слов и фраз.
Наряду с упражнениями, в практической работе целесообразно использовать традиционные, известные игры из сборника В. И. Селиверстова « Игры в логопедической работе с детьми»: « Узнай цветок», «Узнай ягоду( фрукт)», «Осторожные птицы», Чья птичка дальше улетит», « Одуванчики», « Надуй игрушку», « Капитаны», « Пузырь». Цель игр – выработать умение регулировать, контролировать, дифференцировать вдох – выдох, его толчок, силу, длительность, умение задерживать дыхание, распределять его не используя мышцы грудной клетки.
Применяя такую методику, я сделала вывод о том, что правильное физиологическое и речевое дыхание значительно облегчают работу над темпом, ритмом, мелодико – интонационной окрашенностью голоса, работу над развитием артикуляционной моторики. Удлинение выдоха, умение задерживать дыхание, регулировать толчок и силу выдыхаемой воздушной помогает при постановке звуков, особенно вибрантов, аффрикат, свистящих звуков. Речь детей становится более внятной, звонкой, плавной, интонационно окрашенной.
Библиография
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. Медицина. 1975.
- Бреслав И. С. Как управляется дыхание человека. Л. Наука, 1985.
- Исаев. Г.Г. Физиология дыхания СПБ, 1994
- Винарская Е. М. Современное состояние проблемы дизартрии. 1969 г.
- Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. СПБ . Образование, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «БОС- биологически обратная связь» «Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания»
Консультация для родителей«БОС- биологически обратная связь»«Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания»...
Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии
Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...
«БОС - биологически обратная связь». «Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания»
БОС - это метод изменения привычного, но разрушительного для здоровья человека поведения, основанный на использовании скрытых резервов организма. Одной из задач данного метода является формирование ус...
Домашние задания по обучению ребенка диафрагмально – релаксационному типу дыхания.
Задание для родителейДомашние задания по обучению ребенка диафрагмально – релаксационному типу дыхания. Диафрагмальное или брюшное дыхание &ndash...
Памятка по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания
Кракая инструкция для детей и родителей по развитию навыка правильного дыхания...
Программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи при стертой форме дизартрии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Данная программа включает в себя методические рекомендации по преодолению стертой формы дизартрии у детей с общим недоразвитием речи. Данная программа может применятся для совершенствовани...
«Особенности нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией»
Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией, обусловленны органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и обусловлена нарушением ...