Программа детско- родительского клуба «Язычок – Звуковичок!» на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detsko_roditelskiy_klub.docx | 88.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колосок»
Согласована: Утверждаю:
На педагогическом совете заведующий Т.В.Евсеева
Протокол №____________ _______________________ От «___» _______________ приказ №
Программа детско- родительского клуба
«Язычок – Звуковичок!»
на 2019-2020 учебный год
Разработала
учитель-логопед Морозова В.Е.
г.о.Семеновский
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Учебный план……………………………………………………………….6
Содержание программы…………………………………………………….7
Тематический план………………………………………………………….8
Средства обеспечения программы………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………12
Пояснительная записка:
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия.
Некоторые родители считают, что, отдав ребенка в сад, они снимают с себя всю ответственность за его воспитание и развитие, не проявляют интереса к сотрудничеству с педагогами, избегают контактов с ними. Многие не знают, чем и как нужно заниматься с маленькими, не умеют играть и общаться с ребенком. Воспитание в таких семьях сводится к элементарному уходу за детьми. С другой стороны, среди родителей бытует представление о том, что ребенка чуть ли не с младенческого возраста следует обучать чтению и письму, так как, по их мнению, именно это является показателем готовности к школе. Такие семьи ожидают от дошкольного учреждения форсированного обучения своих малышей.
В Концепции дошкольного образования говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ "Об образовании" ст. 18 п. 1 указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания, определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Признание государством приоритета семейного воспитания, потребовало иных взаимоотношений образовательного учреждения и родителей. Потребовало сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней. Детский сад должен помочь родителям стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме.
С этой целью в МДОУ «детский сад №11 «Колосок» создан детско- родительский клуб «Язычок- Звуковичок». В состав клуба вошли родители детей средней, старшей и подготовительной групп. Занятия с родителями проводятся 2 раза в месяц. Форма их проведения самая разнообразная: беседы, тренинги, практические занятия, консультации. На таких занятиях даются рекомендации и предлагаются игровые приемы работы с ребенком по предупреждению и коррекции речевых недостатков. Положительный эффект возможен только в том случае, если упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, в библиотеку и т.д., то есть в повседневной жизни. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.
Цель программы - создание единого образовательного пространства “детский сад – семья”.
Задачи:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
2. Формирование и совершенствование педагогических компетенций родителей в вопросах развития своего ребенка.
3. Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.
4. Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.
5. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
6. Помочь родителям выбрать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.
Ожидаемые результаты:
Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.
Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.
Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом, воспитателями совместно и на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.
Для целенаправленной и систематической работы клуба «Язычок - Звуковичок» было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для участников клуба формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
К просветительским формам работы можно отнести: родительские собрания; изготовление информационных папок, стендов, фотогазет; индивидуальные беседы; обучающие консультации.
К практическим формам работы: Дневник красивой и правильной речи (советы логопеда, которые ребенок выполняет с родителями в течение 10—15 минут 2—3 раза в неделю). Изготовление пособий на дыхание, на автоматизацию звука, на развитие фонематического слуха. Семинары-практикумы с участием детей, практические занятия, работа с компьютерными логопедическими программами (при выполнении популярных ныне компьютерных логопедических заданий необходимо следить за временем пребывания ребенка за компьютером: по 7—10 минут не более 3 раз в неделю).
Учебный план
месяц | Тема встречи | Часы | Теоретические | Практические |
Сентябрь | 1.Организационная встреча. | 1 | 1 | |
2.Говорим правильно. | 1 | 1 | ||
Октябрь | 1.Дышим правильно. | 1 | 0.30 | 0.30 |
2. Артикуляционная гимнастика и способы ее выполнения. | 1 | 0.30 | 0.30 | |
3. Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! «Пальчиковые игры». | 1 | 0.30 | 0.30 | |
Ноябрь | 1. «Фонематический слух – основа речи». | 1 | 0.30 | 0.30 |
2.«Учимся произносить звуки. Мы и наши друзья – волшебные звуки» | 1 | 0.30 | 0.30 | |
Декабрь | 1. «Как и что читать детям» | 1 | 1 | |
2. Как быстро выучить стихи?! | 1 | 0.30 | 0.30 | |
Январь | 1. Использование компьютерных логопедических программ для коррекции речи и автоматизации звуков русского языка. | 1 | 1 | |
2. Игры на дифференциацию звуков [С] - [З] | 1 | 0.30 | 0.30 | |
Февраль | 1. Игры на дифференциацию звуков [Ш] - [Ж]. | 1 | 0.30 | 0.30 |
2. «Игры и игрушки» | 1 | 1 | ||
Март | 1. Игры на дифференциацию звуков [С] - [Ш], [З] - [Ж]. | 1 | 0.30 | 0.30 |
2. «Развитие связной речи детей в семье» | 1 | 0.30 | 0.30 | |
Апрель | 1. «Движение и речь. Кинезиологические упражнения» | 1 | 0.30 | 0.30 |
2. «О чем говорить с ребенком в семье – диалог или монолог» | 1 | 0.30 | 0.30 | |
Май | 1. Использование ТРИЗ-технологий в работе с детьми по развитию диалогической речи | 1 | 1 | |
2. Консультирование и рекомендации на летний период. | 1 | 1 |
Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:
Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перспективный план работы детско -родительского клуба
«Язычок- Звуковичок»
на 2019—2020 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Формы проведения: | Цель проведения |
1 | Организационная встреча. Первичная диагностика родителей «Я и мой ребёнок». | 03.09 | Собрание всех желающих вступить в клуб Анкетирование | Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей. Уточнить анамнестические сведения, анкетные данные, запросы родителей, |
2 | Говорим правильно. | 17.09. | Консультация | Дать представления родителям о том, что все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи, что речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Сформировать у родителей чёткое понимание того, что если они хотят, чтобы ребенок хорошо говорил – необходимо им самим правильно говорить. |
«Дышим правильно» | 01.10 | Практическое занятие | Дать представление родителям о том, что залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, обучить приёмам проведения дыхательных упражнений. Начать оформление дневника красивой речи упражнениями на развитие дыхания. Изготовление пособий для формирования воздушной струи. | |
«Артикуляционная гимнастика и способы ее выполнения». | 15.10 | Тренинг по выполнению артикуляционной гимнастики | Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, объяснить необходимость ее выполнения; дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Запись артикуляционных упражнений в дневник. | |
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! «Пальчиковые игры». | 29.10 | Практическое занятие с детьми и родителями. | Объяснить родителям о важности выполнения пальчиковой гимнастики, ее связи с речью. Запись пальчиковых игр в дневник. | |
«Фонематический слух – основа речи». | 12.11 | Консультация. Практика. | Познакомить родителей с понятиями «фонематическое восприятие», «звуковой анализ и синтез». Дать рекомендации по развитию фонематического слуха, развитию фонематического восприятия. Формировать навык родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического слуха, в ходе игр, игровых упражнений и использования зрительных символов, в условиях семьи. Работа с дневником. Изготовление символов. | |
«Учимся произносить звуки. Мы и наши друзья – волшебные звуки» | 26.11 | Мастер класс с детьми | Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков. | |
«Как и что читать детям» | 10.12 | Консультация | Дать представление родителям о важности чтения взрослыми детям, о том, что чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Рассказать о способах чтения. Познакомить родителей с книгами, которые нужно читать детям и в какой форме это делать.. | |
Как быстро выучить стихи?! | 17.12 | Практическое занятие | Познакомить родителей с методикой заучивания стихотворения по мнемотаблице. Изготовление мнемотаблиц по стихам А. Барто. | |
10 | Использование компьютерных логопедических программ для коррекции речи и автоматизации звуков русского языка. | 21.01 | Консультация | Познакомить с развивающими компьютерными играми, способствующими развитию речи, ВПФ, временными нормами безопасного использования компьютера. |
Игры на дифференциацию звуков [С] - [З]
| 28.01 | Практическое занятие | Дать представление о дифференциации звуков [С], [З]. Сформировать у родителей умения отрабатывать у детей отчетливое произношение звуков [С (С′)], [З (З′)] изолированно, в словах, во фразовой речи, развивать навык совершенствовать умения детей интонационно выделять звук в слове, развивать внимание, мышление. | |
Игры на дифференциацию звуков [Ш] - [Ж]. | 11.02 | Практическое занятие | Объяснить родителям на примере упражнений как правильно формировать умение детей дифференцировать звуки [Ш], [Ж]. Выработать у них умения отрабатывать с детьми отчетливое произношение изолированных звуков, звуков в словах, во фразовой речи. Научить помогать развивать у детей слуховое внимание, мышление. Предложить комплекс упражнений по автоматизации звуков для занятий дома. | |
«Игры и игрушки» | 25.02 | Беседа-практикум | Дать представление родителям об играх и игрушках, о том, как они способствуют становлению речи дошкольника. Дать возможность родителям вспомнить свои детские приоритеты проанализировать содержание игрового уголка ребёнка и определить, во что и как должны играть дети, чтобы развиваться гармонично, а в частности, как через игру происходит развитие речи дошкольника. | |
Игры на дифференциацию звуков [С] - [Ш], [З] - [Ж]. | 10.03 | Практическое занятие | Дать представление о дифференциации звуков [С]- [Ш]; [З]- [Ж].. Сформировать у родителей умения отрабатывать у детей отчетливое произношение звуков изолированно, в словах, во фразовой речи. Совершенствовать умение в оказании помощи детям составлять предложение по «живой модели». Предложить родителям дидактические игры и упражнения на закрепление полученных детьми навыков. | |
«Развитие связной речи детей в семье» | 24.03 | Беседа-практикум | Дать представление родителям о том, что очень важно, проводя развивающие занятия с детьми, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Предложить родителям готовые творческие задания для использования их в работе со своими детьми. | |
«Движение и речь. Кинезиологические упражнения» | 07.04 | Совместное занятие детей и родителей | Познакомить родителей с ролью моторного развития для развития речи, с кинезиологическими упражнениями. | |
«О чем говорить с ребенком в семье – диалог или монолог» | 21.04 | Беседа-практикум | Познакомить родителей с типами и формами устной речи человека: монологической и диалогической, их отличительными особенностями и применением. Рассказать о специфике развития той или иной формы речи. Предложить комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие речевых навыков. | |
18. | Использование ТРИЗ-технологий в работе с детьми по развитию диалогической речи | 12.05 | Консультация | Дать представление родителям о том, что на сегодняшний день важнейшую роль играют новые, инновационные методы и формы логопедической работы с дошкольниками по совершенствованию связной диалогической речи. Одним из таких методов является ТРИЗ. Довести до сведения родителей то, что основными целями ТРИЗ – образования для дошкольников с нарушениями речи является формирование и развитие речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности. |
19. | Консультирование и рекомендации на летний период. | 26.05 | Консультация | Оказать методическую помощь в планировании работы по развитию речи ребёнка в летний период. |
Средства обеспечения программы
- Логопедический инструментарий: шпатели, зонды.
- Картотеки :
- пальчиковых игр;
- логоритмических игр;
- дыхательных гимнастик.
- Дидактический материал для развития мелкой моторики:
- шнуровки, пазлы;
- пирамидки, матрешки;
- мозаика;
- игры- головоломки и т.д.
- Дидактический материал по формированию звуковой культуры речи:
- картинный материал для постановки звуков;
- альбомы для закрепления поставленных звуков;
- картины для проведения артикуляционных упражнений.
- Дидактический материал для развития дыхания.
- Дидактический материал по развитию фонематического восприятия.
Список литературы.
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольно-образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. №5
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009
- Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. – М.: 2008.
- Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Свистелочка. – М.: 2008.
- Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. День рождения Р. – М.: 2008.
- Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Приключения Л. – М.: 2008.
- Богомолова
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: 2009.
- Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. Дидактический материал. – М.: 2009.
- Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. М., 2007
- Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. 2004. №4
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004
- Максаков А.М. Правильно ли говорит ваш ребенок? М., 1988
- Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. №11
- Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М., 2007
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2000Стребелева Е.А., Закрепина А.В.
- Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. №
- Успенский М.Б., Успенская Л.П. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить. – СПб.: 1997.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...
Отчёт работы детско – родительского клуба «Мастерская чудес» за 2017 – 2018 учебный год.
С семьи начинается развитие каждого из нас. Именно семья была, есть и будет важнейшей сферой формирования личности ребёнка. Уверенность в себе, в своих силах и возмо...
План работы родительского клуба «Молодая семья» на 2019-2020 учебный год
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного принятия. В этом непреходящее значение семьи...
Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы
Цель программы:Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских предста...
Программа детско – родительского клуба «Эко» на 2019 – 2020 учебный год
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...
Детско - родительский клуб «Дари добро» на 2020 - 2021 учебный год
Взаимодействие с родителями...
Программа детско – родительского клуба «Мы - шахматисты» на 2022-2023 учебный год
ПРОГРАММА детско – родительского клуба «Мы - шахматисты» на 2022-2023 учебный год...