Коррекционно-речевое развитие: «Зимующие птицы» НОД для воспитанников компенсирующей группы с ОНР (подг.гр.)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Седикова Светлана

Цели:

коррекционно-образовательные:

- формировать навыки словоизменения и словообразования;

коррекционно-развивающие:

- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы»;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

Подбор фотоматериала на ноутбуке с изображением зимующих и перелетных птиц; кормушки (приготовленные  с родителями), плакат с изображением леса, съёмные птицы, различные семена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

НОД для воспитанников компенсирующей группы с ОНР                                Коррекционно-речевое развитие: «Зимующие птицы»

Цели:

коррекционно-образовательные:

- формировать навыки словоизменения и словообразования;

коррекционно-развивающие:

- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы»;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

Подбор фотоматериала на ноутбуке с изображением зимующих и перелетных птиц; кормушки (приготовленные  с родителями), плакат с изображением леса, съёмные птицы, различные семена.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1. Орг. Момент:

 Логопед приглашает всех детей встать круг.

- Сейчас мы с вами, ребята, поиграем в игру «Зеркало». Будьте внимательными, я называю движения, а вы их выполняйте:

В стороны руки: ими помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: руки в замок и назад.

(Садятся на стулья)

2. Ход НОД:

- Отгадайте загадки:

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она? (ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.

Ведь ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)

- О ком говорилось в загадках? (о птицах) Правильно! А как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в тёплые края? (перелётные) Правильно, перелётные. А почему они улетают? (холодно, зимой нет насекомых, птицам нечего есть …)

- А как называются птицы, которые остаются зимовать и почему они не улетают на юг? (зимующие, они питаются подножным кормом, зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья)                                                                        (Показ фотографий на ноутбуке)

- Ребята, смотрим на фото птиц, называем их и определяем перелётных и зимующих. (Логопед по очереди спрашивает детей, листая слайды)

Ответы детей: Я узнал воробья, (ворону, голубя, синицу, дятла, сову, снегиря, сороку) – это зимующая птица, или я узнал ласточку, (стрижа, соловья) – это перелётная птица

- А это у нас сорока. Какая она? (белая грудка, голова, крылья, хвост – чёрные, хвост длинный).

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с сорокой.

Пальчиковая гимнастика «Сорока».

- Некоторые из этих птиц живут в лесу. Сейчас мы отправимся с вами в лес и увидим, как птицы зимуют.

Под тихую музыку все отправляются в «лес».

- Снег в лесу глубокий, высоко поднимаем ноги, чтобы не увязнуть, не провалиться в снег; дорожка узкая, идём «гуськом»; извилистая – поворачиваем на лево, на право, прямо.

(Дети приходят на «лесную полянку» – плакат с изображением деревьев,  пня, съёмных птиц).

- Тихо, не спугните птиц! Посмотрите, внимательно на полянку. Скажите, кто из птиц где сидит?

Ответы детей:

Ворона сидит ПОД ёлкой.

Сорока уселась ОКОЛО пня.

Клёст клюёт шишки НА ёлке.

Снегирь  сидит НА пне.

Сова сидит В дупле.

Дятел стучит ПО стволу.

Синичка чирикает НА веточке.

Воробей сидит НА снегу.

4. Динамическая пауза.

- Ребята, кажется, вы замёрзли, погреемся? (картинки птиц убираю):

Громче всех потопали,

Топ-топ, топ-топ,

Ладошками похлопали

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Поиграем мы немножко

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем –

Их сжимаем, разжимаем.

А потом попрыгали

Ножками подрыгали,

Тар –а-тара-тара-ра,

Вот как пляшет детвора.

Логопед: Ну, вот и согрелись. Мы с вами так громко играли, что птицы разлетелись. Давайте вспомним, какая птица, где сидела (игра на развитие внимания и памяти «Кого не стало?»)

Ответы детей.

- Ребята, а как люди и мы можем птицам зимой помочь.

(Сделать кормушки и насыпать в них корма)

Дидактическая игра «Кормушка»

- Большинство  птиц  зимой собираются в стайки. Так им легче прокормиться и согреться на морозе. Голодно и холодно птицам зимой, поэтому мы должны заботятся о них.

 - Вы дома с родителями сделали кормушки и принесли в детский сад.

Вы кормушку смастерили  - мы столовую открыли.

- Как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ответы детей: зёрнышками, семенами и т.д.)

- Я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц.

Это семена дыни. Какие семена? – Дынные. Их ест сорока.

Это семена от арбуза. Какие семена? – Арбузные. Их ест снегирь.

Семена подсолнуха. Семечки. Как вы думаете, для каких птиц? (крупных)

А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало? (синица)

(обращение  к каждому ребёнку по очереди)

Ко мне на кормушку прилетел снегирь, а к тебе стайка снегирей …, ко мне прилетел воробей, а к тебе стайка …(воробьёв), (ворон, сорок, синиц, сов, голубей, дятлов).

3. Итог НОД.

- Ну вот, ребята, и разобрались и с птицами и с кормом. У нас готовы кормушки. Сейчас мы соберёмся на улицу и накормим птиц.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

Приручите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг уровня развития воспитанников компенсирующих групп для детей с ТНР

За основу данной диагностики взято пособие Зарина А. "Карта развития ребенка с проблемами в развитии", которое является частью учебно-мотодического обеспечения к адаптированной осн...

Конспект: познавательное развитие "Зимующие птицы" для детей средней возрастной группы

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект. Тема: "Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать". Для детей 4-5 лет....

Положение о конкурсе чтецов «Зимушка - зима» среди воспитанников компенсирующей группы старшего дошкольного возраста МБДОУ «Д/с №47»

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности  МБДОУ «Д/с №47» «Зимушка - зима», проводится с целью повышения качества раб...

Зимующие птицы ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Зимующие птицыЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕЙ ГРУППЫПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...

Экологический проект "Зимующие птицы Урала" для воспитанников 4- 5 лет

Реализован экологический   проект  в средней группе  на тему "Зимующие птицы Урала" -  https://docs.google.com/presentation/d/1tAc_beg3QeuxLm-IeKJowOrSenyKQpuj/edit#...

Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" для детей старшей компенсирующей группы

Цель: активизация  и расширение словаря по  теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции....