Широка страна моя родная
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Фронтальная КРД для детей подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_krd_shiroka_strana_moya_rodnaya.docx | 48.98 КБ |
illyustratsionnyy_material.pdf | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Широка страна моя родная»
Тип занятия: итоговое
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания о России, о государственных символах, об условных
знаках на карте.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение объяснять;
- развивать ориентацию в пространстве, память, мышление, воображение.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства к Родине - любовь,
гордость.
Наглядно-демонстрационный материал
- картинки и муляжи животных, которые обитают на Крайнем севере (в
Арктике): песец, северный олень, белый медведь, тюлень, морж, полярная
сова, белая куропатка, овцебык; в южных зонах России: пятнистый олень,
степная лисица, змеи, сайгак, дрофа, суслик, сурок, степная черепаха.
- игрушечный самолет, мяч, платочек с татарским орнаментом;
- технические средства: проектор, ноутбук, экран.
Ход занятия
Организационный момент
Л: Отгадайте загадку и скажите, о чем мы будем разговаривать
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь скучаешь.
Как зовут это место, знаешь (Родина)
Л: Как называется наша Родина? (Россия)
Значит о чем мы будем разговаривать? (Мы будем разговаривать о России)
Ребенок рассказывает четверостишие:
На свете много разных стран,
Но родина одна
Для нас она любимая
И главная страна.
Л: Как еще можно назвать Родину? (Отчизна, Отечество)
Основная часть
Договори словечко
Л: Догадайтесь, что нам поможет?
- Если надо нам куда-то
Путь найти поможет … (карта)
Образование относительных прилагательных
Л: Карты бывают различными. А какие? Назовем некоторые из них. Я
называю слово, а вы - название карты. (слайд 2)
Звезда - звездная, космос - космическая, учеба - учебная, турист –
туристическая, сказка - сказочная, навигатор - навигационная.
Л: Какая из этих карт нам понадобится? (Учебная)
Узнать по очертанию среди других стран карту России. (слайд 3) –
развитие зрительного гнозиса.
Л: На нашей планете много разных стран и больших, и маленьких. На
карте все они имеют определенное очертание - свой контур. В каком
рисунке «спрятано» контурное изображение нашей страны. (В дереве, в
кроне дерева)
Л: В сапоге - контурное изображение Италии, в кошке - Болгарии.
«Что лишнее?» (слайд 4)
Л: Наша страна большая и красивая. По ней путешествуют и люди из
других стран, и жители России. (Кстати как называют жителей России?).
Путешествовать можно и по небу, и по суше, и по воде. Посмотрите и
скажите, на каком транспорте нельзя объехать нашу страну. Объясните
почему.
Виды транспорта: машина, самолет, ковер-самолет, корабль, ракета, поезд,
трамвай.
(Ковер-самолет - сказочный вид транспорта, ракета - космический
транспорт, трамвай - городской транспорт)
Упражнение «Самолет» - развитие зрительной гимнастики.
Л: На каком транспорте можно добраться с одного конца страны на
другой за один день? (На самолете)
Л: Я вам предлагаю «полетать» на самолете. (Дети выполняют упраж-
нение «Самолет»)
Л: Работают руки, глазки, голова неподвижна.
Пролетает самолет, Посмотреть вверх
С ним собрался я в полет. Закрыть глазки
Правое крыло отвел, Отвести правую руку, проследить взглядом
Левое крыло отвел. Отвести левую руку, проследить взглядом
Я мотор завожу Круговые движение руками перед собой
И внимательно гляжу Проследить взглядом за линией движуще-
гося самолета (самолет - в руке педагога)
О чем может рассказать карта? - развитие пространствеенной ориентации
Л: Карта может рассказать о многом. На ней изображено все, что есть на
Земле. Для этого нужно знать условные обозначения, а по другому знаки.
Объясните что обозначает каждый цвет на карте. (слайд 5)
( Дети объясняют: голубой цвет - вода, белый цвет - льды, зеленый,
желтый, коричневый цвета - суша).)
Л: А это знаки, которые можно увидеть на карте. (слайд 6)
Поиграем со знаками. Я говорю где знак находится. Вы его ищете
глазками и говорите, что он обозначает. Отвечает тот, кого я спрошу. Если
кто - то ошибется, другие помогают. Кто готов помочь, поднимет руку.
Л: Знак в центре. (Горы)
Почему горы зображены на карте светло коричневым и темно-коричневым
цветом? (Высокие горы - темно-коричневым цветом, низкие горы - светло
коричневым цветом )
Л: Знак в правом верхнем углу. (Озера)
Л: Самое глубокое озеро на планете находится в России. Называется оно
Байкал.
Л: Знак во втором ряду последний. (Леса)
Л: Знак в левом нижнем углу. (Полезные искомаеиые)
Л: Знак во втором столбике последний. (Города. Большим кружком
обозначают большие города, маленьким кружком - маленькие города,
красным кружком- стлолицу России.)
Как называется столица ? (Москва)
Л: Знак в первом ряду в середине. (Льды)
Л: Знак, который находится последним. (Граница)
Для чегонужна граница? (Разделяет страны)
Л: Знак в левом верхнем углу. (Моря)
О чем говорит разница в цвете ? (Чем темнее цвет, тем глубже, чем
светлее цвет, тем меньше глубина).
Л: Знак, который находится под первым знаком. (Реки)
Реки, которые текут в горах - это горные, по равнинам - равнинные.
Шарады
Л: И еще поиграем. Я задумала название рек, а вы постарай тесь их
отгадать.
- Как превратить название лесной птицы иволга в название российской
реки, которую называют великой? (Волга. Убрать первый звук.)
- Название следующей реки зашифровано.
Часть первая (слова) - мост,
Но без буквы конечной. (мос)
Вторая часть слова звучит
На болоте беспечно. (ква) (мос + ква = Москва)
Кто живет в Арктике? (слайд 7)
Л: Наша страна очень велика.
И Север есть у нас и юг.
Сады цветут на юге.
На Севере снега вокруг -
Там холода и вьюги.
(«Лучшая на свете» Н. Забила, перевод с украинского З. Александровой)
Когда на севере реки скованы льдом, и земля укрыта снегом, то на юге
цветут сады и можно купаться в море. На севере нельзя встретить
животных и растений, которые встречаются на юге.
Предлагается отобрать муляжи и картинки с изображением животных,
которые обитают на Крайнем севере (в Арктике) и в южных зонах России.
Л: Что означает обозначение на карте изображение животного в красном
круге? (Таких животных осталось мало. Животное занесено в Красную
книгу.)
Дети делятся на две группы. Затем проверяют.
Народы России (слайд 8)
Л: В России проживают люди разных национальностей. Но все вместе они
жители нашей страны. Все они кто? (Россияне) Живут они одной дружной
семьей.
Сложим два слова «много» и «национальность» получится новое слово –
многона-циональный. Значит Россия какая? - Многонациональная (говорим
все вместе).
Развитие слухового внимания
Л: Послушайте стихотворение. А потом скажите названия каких
национальностй вы услышали.
А у нас в стране живут
Татарин, русский и якут
И мариец, и мордвин,
И чуваш, и осетин,
И чеченец, и бурят
Все они дружить хотят!
(Дети называют слова, обозначающие национальности)
Назови язык людей разных национальностей - образование относительных прилагательных
Л: Каждый народ говорит и на русском языке, и на своем родном языке. Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
(«Лучшая на свете» Н. Забила, перевод с украинского З. Александровой)
татары - на татарском, якуты - на якутском, чуваши - на чувашском, марийцы - на марийском, мордва - на мордовском, буряты - на бурятском, чеченцы - на чеченском, осетины - на осетинском.
Динамическая мауза - татарская игра «Платок».
Дети стоят в кругу. У одного из ребенка в руках платок с изображением татарского орнамента. Под музыкальное сопрвождение дети передают друг другу платок (музыка Т. Вафиной песни «Покажи платок»). Когда музыка перестает звучать, дети прекращают передавать платок. У кого на этот момент остается платок, приглашает на танец одного из детей в центр круга. Выполняют танцевальное движение «Вертушка» (музыка татарской народной песни «Әпипә»). Мальчик и девочка соединяются согнутыми в локтях правыми руками и кружатся. Свободная рука мальчика лежит за спиной, а девочка кончиками пальцев слегка придерживает платье. Дети меняются руками и кружатся в другую сторону. Остальные дети в это время хлопают.
По окончании игры, дети стоят в кругу и держатся за руки.
Л: Чем дружнее народ, тем сильнее наше государство. Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика - будет Родина крепка»!
Собери из букв слово - официальные символы России
АФГЛ - флаг, ГНМИ - гимн, ГРЕБ - герб. Дети выполняют задание парами.
Л: Что обозначают эти слова? (Символы России)
У каждого государства есть свои главные символы. По-другому их еще
называют государственными или официальными.
Дидактическая игра «Выбери герб России» (слайд 9 )
Логопед прелагает детям самим сказать, что нужно сделать. (Выбрать
какой герб российский. Герб России расположен справа. Обговаривается
изображение герба).
Дидактическая игра «Выбери флаг России» (слайд 10 )
Логопед прелагает детям самим сказать, что нужно сделать. (Выбрать
какой флаг российский и где он расположен. Флаг России расположен в
левом нижнем углу. Обговаривается изображение флага.)
Л: Еще наш флаг называют триколор. Колор - это цвет.Три цвета значит –
триколор. Скажем это слово все вместе.
Неофициальные или национальные символы, которые обозначают для
каждой страны историю, культуру и быт. (слайд 11)
Дети загадывают загадки:
- Крепость старинная в центре Москвы
На шпилях ее ярко звезды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.
Л: Кремль - символ руководства
Л: Кто работает в Кремле? (Президент Владимир Путин и правительство
нашей страны)
- Что за место есть в Мосве?
Там, где башня Спасская?
Это место знают все
Это ... (площадь Красная).
Л: Красная площадь - символ центра страны, единства России. «Красная» –
значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди
узнавали новости. Сей час на ней проходят торжества, праздники.
- Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола.
Л: Куранты - символ точности, надежности России.
- Какой цветок главный цветок России?
На каком цветке гадают.
Лепесточки обрывают?
Л: Ромашка - символ семьи, любви и верности
- Какое животное можно назвать символом России?
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
Л: Медведь - символ силы и непобедимости русского народа.
- Какое дерево называют символом России?
Она весну встречает –
Сережки надевает.
А платьице - в полоску
Ты узнаешь ... (березку)
Л: Береза - символ проөветания, долголетия.
- Какой сувенир считается символом России?
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косынке горошки.
Что за куколки? (матрешки)
Л: Матрешка - игрушка получила свое название от простонародного имени
Матрена, в детстве - Матрешка.
Рассказать о России (слайд 12)
Наша Родина - Россия. Столица - город Москва. Россия - многонаци-
ональное государство. Здесь прожвают люди разных национальностей.
Живут они одной дружной семьей. Владимир Путин - президент нашей
страны. Флаг, герб, гимн - государственные символы. Россия - самая
большая страна в мире. Много городов, деревень, полей, лугов, озер, рек,
морей, гор. Богата лесами, полезными ископаемыми. На суше много
животных и птиц, в водах много рыбы.
Игра «Передай сердечко и сказать словечко» - подобрать прилагательные
к слову Родина.
Ребенок говорит слова (слайд 13):
Это Родина моя
И делить ее нельзя.
Это Матушка Россия,
Это русская земля!
(Слова из песни «Это Родина моя». Сл. В. Цыганов, муз. И. Слуцкий)
Л: Вот и подходит к концу наш разговор о Родине. Мы с вами вспоминали
то, что уже знаем, а также узнали что-то новое. И каждый из вас скажет по
- одному слову о том какая же наша Родина. Передаем сердечко и говорим
словечко (логопед показывает изображения или называет слова,
ориентирующие детей на высказывания; дети называют слова):
- логопед показывает изображение сердца - (любимая);
- педагог разводит руки в стороны - (необъятная);
- логопед показывает цифру один - (единственная);
- педагог показывает пальцы рук, сложенные в замок; нельзя разъединить
- (единая);
- Л: мир любит - (миролюбивая);
- Л: много национальностей - (многонациональная);
- Л: нельзя победить - (непобедимая);
- педагог изображает силача - (сильная, могучая);
- логопед показывает картинку, на которой изображен контурное изобра-
жение сундука, а внутри - условные обозначения лесов, рек, озер,
полезных ископаемых, животных, птиц, рыб - богатая.
Л: Вы сказали прекрасные слова о Родине. Для каждого человека Родина –
это самое дорогое место. И когда вы будете взрослыми, и как бы далеко вы
не были в ваших сердцах навсегда останутся воспоминания о Родине.
Литература
- В. Волина Русский язык. - Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1996.
- Ибрагимова З.Г. Танцуй веселей! / Методическое пособие с аудио-приложением по обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям. - Казань: «Наследие нашего народа», 2012.
- Путешествие по глобусу. - М.: Издательство «Малыш», 1990.
- Неофициальные символы России - TulaSMI.ru
- Стихи о Родине. Библиотека дошкольника. Социальная сеть работников
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект в старшей группе. Познание(ФЦКМ). Тема:"Широка страна моя родная"
Закрепление знаний о родном крае, о стране....
Выступление из опыта работы «Широка страна моя родная».
Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатле...
"Широка страна моя родная..."
НОД направленная навоспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей стране, малой Родине....
сценарий осеннего праздника "Широка страна моя родная. Сбор урожая"
Данный материал использовался для детей логопедической подготовительной группы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) на Тему: «Республика Саха (Якутия)». Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная» для детей подготовительной группы.
Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).Образов...
Широка страна моя родная
Занятие -презентация по окружающему миру в младшей группе...
План конспект ООД по разделу программы "Познавательное развитие" тема: "Широка страна моя родная" (С применением ЭОР)
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пр...