Широка страна моя родная
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Анохина Ольга Михайловна

Фронтальная КРД для детей подготовительной к школе группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krd_shiroka_strana_moya_rodnaya.docx48.98 КБ
PDF icon illyustratsionnyy_material.pdf1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Широка страна моя родная»

Тип занятия: итоговое

Задачи

Коррекционно-образовательные:  

- закрепить знания о России, о государственных символах, об условных  

знаках на карте.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение объяснять;

- развивать ориентацию в пространстве, память, мышление, воображение.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства к Родине - любовь,  

гордость.

Наглядно-демонстрационный материал  

- картинки и муляжи животных, которые обитают на Крайнем севере (в

Арктике):  песец, северный олень,  белый медведь, тюлень, морж, полярная

сова, белая куропатка, овцебык; в южных зонах России: пятнистый олень,

степная лисица, змеи,  сайгак, дрофа, суслик, сурок, степная черепаха.

- игрушечный самолет, мяч, платочек с татарским орнаментом;

- технические средства: проектор,  ноутбук, экран.  

Ход занятия 

Организационный момент

Л: Отгадайте загадку и скажите, о чем мы будем разговаривать

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь  скучаешь.

Как зовут это место, знаешь  (Родина)

Л: Как называется наша Родина? (Россия)

Значит о чем мы будем разговаривать? (Мы будем разговаривать о России)

Ребенок рассказывает четверостишие:  

На свете много разных стран,

Но родина одна

Для нас она любимая

И главная страна.

Л: Как  еще можно назвать Родину? (Отчизна, Отечество)

Основная часть

Договори словечко

Л: Догадайтесь, что нам поможет?

- Если надо нам куда-то

Путь найти поможет … (карта)

Образование относительных прилагательных

Л: Карты бывают различными. А какие? Назовем некоторые из них. Я

называю слово, а вы - название карты. (слайд 2)

Звезда - звездная, космос - космическая, учеба - учебная, турист –

туристическая, сказка - сказочная, навигатор - навигационная.

Л: Какая из этих карт нам понадобится? (Учебная)

Узнать по очертанию среди других стран карту России. (слайд 3) – 

развитие зрительного гнозиса.

Л: На нашей планете много разных стран и больших, и маленьких. На

карте все они имеют определенное очертание - свой контур. В каком

рисунке «спрятано» контурное изображение нашей страны. (В дереве, в

кроне дерева)

Л: В сапоге - контурное изображение Италии, в кошке - Болгарии.

 «Что лишнее?»    (слайд 4)

Л: Наша страна большая и красивая. По ней путешествуют и люди из

других стран, и жители России.  (Кстати как называют жителей России?).

Путешествовать можно и по небу, и по суше, и по воде. Посмотрите и

скажите, на каком транспорте нельзя объехать нашу страну. Объясните

почему.

Виды транспорта: машина, самолет, ковер-самолет, корабль, ракета, поезд,

трамвай.

(Ковер-самолет  -  сказочный вид транспорта, ракета - космический  

транспорт, трамвай - городской транспорт)

Упражнение «Самолет» -  развитие зрительной гимнастики.

Л:  На каком транспорте можно добраться с одного конца страны на

другой за один день? (На самолете)

Л: Я вам предлагаю «полетать» на самолете. (Дети выполняют упраж-

нение «Самолет»)

Л: Работают руки, глазки, голова неподвижна.

Пролетает самолет,              Посмотреть вверх                           

С ним собрался я в полет.   Закрыть глазки 

Правое крыло отвел,            Отвести правую руку, проследить взглядом     

Левое крыло отвел.              Отвести левую руку, проследить взглядом     

Я мотор завожу                    Круговые  движение руками перед собой

И внимательно гляжу         Проследить взглядом  за линией движуще-                                                  

                                              гося самолета (самолет - в руке педагога)

О чем может рассказать карта? - развитие пространствеенной ориентации

Л: Карта может рассказать о многом. На ней  изображено все, что есть на

Земле.  Для этого нужно знать условные обозначения, а по другому знаки.  

Объясните что обозначает каждый цвет на карте. (слайд 5)

 ( Дети объясняют: голубой цвет - вода, белый цвет - льды, зеленый,

желтый, коричневый цвета - суша).)

Л: А это знаки, которые можно увидеть на карте. (слайд 6) 

Поиграем со знаками. Я говорю где знак находится. Вы его ищете

глазками и говорите, что он обозначает. Отвечает тот, кого я спрошу. Если

кто - то ошибется, другие помогают. Кто готов помочь, поднимет руку.

Л: Знак в центре. (Горы) 

Почему горы зображены на карте светло коричневым и темно-коричневым

цветом? (Высокие горы - темно-коричневым цветом, низкие горы - светло

коричневым цветом )

Л: Знак в правом верхнем углу. (Озера)  

Л: Самое глубокое озеро на планете находится в России. Называется оно

Байкал.

Л: Знак во втором ряду последний. (Леса)

Л: Знак в левом нижнем углу. (Полезные искомаеиые) 

Л: Знак во втором столбике последний. (Города. Большим кружком

обозначают большие города, маленьким кружком - маленькие города,

красным кружком- стлолицу России.) 

Как называется столица ? (Москва)

Л: Знак в первом ряду в середине. (Льды)

Л: Знак, который находится последним.  (Граница)

Для чегонужна граница? (Разделяет страны)

Л: Знак в левом верхнем углу.  (Моря) 

О чем говорит разница в цвете ? (Чем темнее цвет, тем глубже, чем

светлее цвет, тем меньше глубина).

Л: Знак, который находится под первым знаком. (Реки) 

Реки, которые текут в горах - это горные, по равнинам - равнинные.

Шарады

Л: И еще поиграем. Я задумала название рек, а вы постарай тесь их

отгадать.

- Как превратить название лесной птицы иволга в название российской

реки, которую называют великой?  (Волга. Убрать первый звук.)

- Название следующей реки зашифровано.

Часть первая (слова) - мост,  

Но без буквы конечной.     (мос)

Вторая часть слова звучит

На болоте беспечно.           (ква)           (мос + ква = Москва)

Кто живет в Арктике?  (слайд 7)  

Л: Наша страна очень велика.

И Север есть у нас и юг.

Сады цветут на юге.

На Севере снега вокруг -

Там холода и вьюги.

(«Лучшая на свете» Н. Забила, перевод с украинского З. Александровой)                 

Когда на севере реки скованы льдом, и земля укрыта снегом, то на юге

цветут сады и можно купаться в море. На севере нельзя встретить

животных и растений, которые встречаются   на юге. 

Предлагается  отобрать муляжи и картинки с изображением животных,

которые обитают на Крайнем севере (в Арктике) и в южных зонах России.

Л: Что означает обозначение на карте изображение животного в красном

круге? (Таких животных осталось мало. Животное занесено в Красную

книгу.)

Дети делятся на две группы. Затем проверяют.

Народы России (слайд 8)

Л: В России проживают люди разных национальностей. Но все вместе они

жители нашей  страны. Все они кто? (Россияне) Живут они одной дружной

семьей.

Сложим два слова «много» и «национальность»  получится новое слово –

многона-циональный. Значит Россия какая? - Многонациональная (говорим

все вместе).

Развитие слухового внимания

Л: Послушайте стихотворение. А потом скажите названия каких

национальностй  вы услышали.

А у нас в стране живут

Татарин, русский и якут

И мариец, и мордвин,

И чуваш, и осетин,

И чеченец, и бурят

Все они дружить хотят!

(Дети называют слова, обозначающие национальности)

Назови язык людей разных национальностей - образование относительных прилагательных

Л: Каждый народ говорит и на русском языке, и на своем родном языке. Народы - как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все - дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

(«Лучшая на свете» Н. Забила, перевод с украинского З. Александровой)                 

 татары - на татарском, якуты -  на якутском, чуваши - на чувашском, марийцы - на марийском, мордва - на мордовском, буряты - на бурятском, чеченцы  - на чеченском, осетины - на осетинском.

Динамическая мауза - татарская игра «Платок».

Дети стоят в кругу. У одного из ребенка в руках платок с изображением татарского орнамента. Под музыкальное сопрвождение дети передают друг другу платок (музыка Т. Вафиной  песни «Покажи платок»). Когда музыка перестает звучать, дети прекращают передавать платок. У кого на этот момент остается платок, приглашает на танец одного из детей в центр круга. Выполняют танцевальное движение «Вертушка»  (музыка татарской народной песни «Әпипә»). Мальчик и девочка соединяются согнутыми  в локтях правыми руками и кружатся. Свободная рука мальчика лежит за спиной, а девочка кончиками пальцев слегка придерживает платье. Дети меняются руками и кружатся в другую сторону.  Остальные дети в это время хлопают.  

По окончании игры, дети стоят в кругу и держатся за руки.  

Л: Чем дружнее народ, тем сильнее наше государство. Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика - будет Родина крепка»!

Собери из букв слово -  официальные символы России

АФГЛ - флаг,  ГНМИ  - гимн,   ГРЕБ -  герб. Дети выполняют задание парами.

Л: Что обозначают эти слова? (Символы России)

У каждого государства есть свои главные символы. По-другому их еще

называют государственными или официальными.

Дидактическая игра «Выбери герб России» (слайд 9 )

Логопед прелагает  детям самим сказать, что нужно сделать. (Выбрать

какой герб   российский.  Герб России расположен справа. Обговаривается

изображение герба).

Дидактическая игра «Выбери флаг России» (слайд 10 )

Логопед прелагает  детям самим сказать, что нужно сделать. (Выбрать

какой флаг  российский и где он расположен. Флаг России расположен в

левом нижнем углу.  Обговаривается изображение флага.)

Л: Еще наш флаг называют триколор. Колор - это цвет.Три цвета значит –

триколор.  Скажем это слово все вместе.

Неофициальные или национальные  символы,  которые обозначают для

каждой страны  историю, культуру и быт. (слайд 11)

Дети загадывают загадки:

  1. Крепость старинная в центре Москвы

На шпилях ее ярко звезды горят,

На башне там Спасской куранты звонят.

Л: Кремль - символ руководства

Л: Кто работает в Кремле? (Президент Владимир Путин и правительство

нашей страны)

  1. Что за место есть в Мосве?

Там, где башня Спасская?

Это место знают все

Это ... (площадь Красная).

Л: Красная площадь - символ центра страны, единства России. «Красная» –

значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди

узнавали новости. Сей час на ней проходят торжества, праздники.  

  1. Бьют часы на старой башне,

Провожая день вчерашний, 
И звонят колокола.

Л: Куранты - символ точности, надежности России.

  1. Какой цветок  главный цветок России?

На каком цветке гадают.        

Лепесточки обрывают?

Л: Ромашка - символ семьи, любви и верности

  1. Какое животное можно назвать символом России? 

Летом гуляет,

А зимой отдыхает.

Л: Медведь - символ силы и непобедимости русского народа.

  1. Какое дерево называют символом России? 

Она весну встречает –

Сережки надевает.

А платьице - в полоску

Ты узнаешь ... (березку)

Л: Береза - символ проөветания, долголетия.

  1. Какой сувенир считается символом России?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косынке горошки.

Что за куколки?      (матрешки)         

Л: Матрешка - игрушка получила свое название от простонародного имени

Матрена, в детстве - Матрешка.

Рассказать о России (слайд 12)

Наша Родина - Россия. Столица - город Москва.  Россия - многонаци-

ональное государство. Здесь прожвают люди разных национальностей.

Живут они одной дружной семьей. Владимир Путин - президент нашей

страны. Флаг, герб, гимн - государственные символы. Россия - самая

большая страна в мире. Много городов, деревень, полей, лугов, озер, рек,

морей, гор. Богата лесами, полезными ископаемыми. На суше  много

животных и птиц, в водах много рыбы.

Игра «Передай сердечко и сказать словечко» -  подобрать прилагательные

к слову Родина. 

Ребенок говорит слова (слайд 13):

Это Родина моя

И делить ее нельзя.

Это Матушка Россия,

Это русская земля!

        (Слова из песни «Это Родина моя». Сл. В. Цыганов, муз. И. Слуцкий)  

Л: Вот и подходит к концу наш разговор о Родине. Мы с вами вспоминали

то, что уже знаем, а также узнали что-то новое. И каждый из вас скажет по

- одному слову о том  какая же наша Родина. Передаем сердечко и говорим

словечко (логопед показывает изображения или называет слова,

ориентирующие детей на высказывания; дети называют слова):

- логопед показывает изображение сердца - (любимая);

- педагог разводит руки в стороны - (необъятная);  

- логопед показывает цифру один - (единственная);

-  педагог показывает пальцы рук, сложенные в замок; нельзя разъединить

- (единая);

- Л: мир любит - (миролюбивая);

- Л: много национальностей - (многонациональная);

- Л: нельзя победить - (непобедимая);

-  педагог изображает силача - (сильная, могучая);

- логопед показывает картинку, на которой изображен контурное изобра-

жение сундука, а внутри - условные обозначения лесов, рек, озер,

полезных ископаемых, животных, птиц, рыб - богатая.

 Л: Вы сказали прекрасные слова о Родине. Для каждого человека Родина –

это самое дорогое место. И когда вы будете взрослыми, и как бы далеко вы

не были в ваших сердцах навсегда останутся воспоминания о Родине.

Литература

  1.  В. Волина  Русский язык. - Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1996.
  2. Ибрагимова З.Г. Танцуй веселей! / Методическое пособие с аудио-приложением по обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям.  - Казань: «Наследие нашего народа», 2012.
  3. Путешествие по глобусу. - М.: Издательство «Малыш», 1990.
  4. Неофициальные символы России - TulaSMI.ru
  5. Стихи о Родине. Библиотека дошкольника. Социальная сеть работников  

образования nsportal.ru.

https://yastatic.net/lego/_/La6qi18Z8LwgnZdsAr1qy1GwCwo.gif


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Широка страна моя родная».

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатле...

"Широка страна моя родная..."

НОД направленная навоспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей стране, малой Родине....

сценарий осеннего праздника "Широка страна моя родная. Сбор урожая"

Данный материал использовался для детей логопедической подготовительной  группы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) на Тему: «Республика Саха (Якутия)». Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная» для детей подготовительной группы.

Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).Образов...

Широка страна моя родная

Занятие -презентация по окружающему миру в младшей группе...

План конспект ООД по разделу программы "Познавательное развитие" тема: "Широка страна моя родная" (С применением ЭОР)

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пр...