Дезадаптация детей с ОВЗ, причины и методы предупреждения
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и речевого. В нашем дошкольном образовательном учреждении таких детей трое.
Период адаптации данных детей достаточно сложный период для него и его родителей, наблюдаемый в момент начала посещения ДОУ, перевода в новую группу, начало посещения школы, перехода из младшего звена в среднее и из среднего в старшее. Именно в эти периоды адаптации специалисты отмечают ухудшение здоровья детей, а в случае неуспеха формируются психологические и социальные проблемы. Успешная адаптация позволяет заложить фундамент для психологического благополучия ребенка в дальнейшем. Одним из немаловажных факторов является поддержка взрослых – родителей и педагогов. Адаптация проходит успешно и взрослые замечают, что ребенок удовлетворен образовательным процессом (ему нравится посещать ДОУ или школу, не испытывает неуверенности и страха), справляется с нагрузкой и достаточно самостоятелен при выполнении поручений или заданий.
Разрабатывая систему мероприятий в ходе сопровождения детей с ОВЗ по профилактике их дезадаптации в учреждении, следует обратить внимание на факт необходимости комплексного подхода в их обучении и воспитании образовательным, медицинским учреждениями и семьей.
Свою работу по профилактике дезадаптации детей с ОВЗ я организую по трем блокам:
- Коррекционно-развивающая работа.
- Работа с родителями.
- Работа с педагогами.
Коррекционно-развивающая работа с «особым ребенком» проводится в игровой форме с использованием наглядных средств.
Принципы работы:
Принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его способностями и возможностями.
Принцип научности – научность учебного материала обязывает включать в содержание строго проверенные и установленные наукой факты.
Принцип системности и доступности – предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание. Доступность – соответствие возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям ребенка.
Принцип деятельной направленности – предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с содержанием деятельности.
Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
У большинства детей с ограниченными возможностями наблюдается недоразвитие моторики, нарушения в пространственной ориентировке; интеллектуальные и речевые нарушения, нарушения в эмоционально-личностной сфере.
1. Развитие тонкой моторики рук: гимнастический комплекс, рисуночный комплекс, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
2. Развитие пространственной ориентировки: игровые задания и упражнения.
3. Развитие интеллекта: игровые задания и упражнения, кинезиологическая гимнастика.
4. Развитие речи: игровые задания и упражнения, логоритмика, артикуляционная гимнастика.
5. Развитие эмоционально-личностной сферы: дыхательная гимнастика, релаксация, психогимнастика, арттерапия, песочная терапия.
Работа с родителями
Этот блок содержит три направления.
Психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации к условиям ДОУ и школы, подготовки ребенка к обучению в школе.
В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детсадом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей наших детей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что сможет детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества: родительские собрания, тематические консультации, постоянно обновляется информация в родительском уголке, разрабатываются памятки для родителей. Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям должны быть конкретными, выполнимыми, легко укладывающимися в семейный стиль взаимодействия с ребенком.
Индивидуальное консультирование
Индивидуальные встречи с родителями детей поступающих в ДОУ, с родителями будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики адаптации ребенка к ДОУ, готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций освещаются итоги диагностики конкретного ребенка; дается родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины советует обратиться к другим специалистам (психоневрологу, нейропсихологу и т.д.).
Нетрадиционная форма организации работы с родителями.
Для того чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период адаптации к ДОУ проводятся такие формы общения с родителями:
- совместные досуги, праздники
- участие родителей в выставках
- организация дней открытых дверей
Еще одной нетрадиционной формой работы являются совместные занятия в родительских группах. Это так же очень перспективная форма работы, которая эффективна для налаживания семейных отношений, взаимопонимания, обработки эффективных способов взаимодействия и решения других эмоциональных и личностных проблем взрослых и детей.
Работа с педагогами по вопросу адаптации детей к ДОУ.
Этот блок содержит 3 направления работы.
Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению: выступления на педагогических советах, семинарах, тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития детей с отклонением в развитии здоровья дошкольников.
Индивидуальное консультирование педагогов: в ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. В соответствии с их особенностями развития, решаются вопросы, интересующие педагога, тесная взаимосвязь узких специалистов с педагогами возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, воспитатели и другие специалисты одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с нарушением интеллекта будет осуществляться системно.
Нетрадиционная форма организации: к такой форме относится семинары-практикумы. В ходе, которых отрабатываются навыки работы с детьми в адаптационный период, по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.
Еще одним наиболее эффективным методом работы для профилактики дизадаптации детей с ОВЗ является применение БОС-логотерапевтического и БОС здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ
Здесь размещен план работы по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ...
Консультация для педагогов и родителей «Заикание: причины появления, способы предупреждения »
Данная консультация содержит информацию о возможных причинах заикания и поможет педагогам и родителям правильно и своевременно предпринять меры по предупреждению заикания....
Работа по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада.
Детский сад - это совершенно новый и очень важный период в жизни ребенка. Взаимодействие родителей и воспитателя, а также слаженная работа всех специалистов, поможет облегчить адаптацию....
Консультация для родителей по проблеме "Семейные конфликты: причины и пути предупреждения"
Просветительская консультация для родителей о создании условий в семье по предупреждению и профилатике семейных конфликтов....
Метод психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению (Л.В.Макшанцева)
Цель программы: Сохранение и укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста. Поставленная цель программы определяет решение ряда з...
Проблемы адаптации к ДОУ. Причины дезадаптации детей раннего возраста.
laquo;Проблемы адаптации в ДОУ»Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с ...
Семейные конфликты: причины и пути предупреждения.
Многие семейные конфликты часто являются средством проявления внутреннего состояния семейных отношений и при возникновении напряжения «сигнализируют» о неблагополучии. Любой конфликт, поро...