Статья в газете Тюменский край от 30.06.2016 "Как помочь дошкольнику рассказать обо всём на свете"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Чахова Валентина Петровна

     Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Чтобы помочь ребенку научиться говорить грамматически правильно, строя развёрнутые предложения, необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и помогать ему отвечать на них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведём лето с пользой: как помочь дошкольнику

рассказать обо всём на свете

Чахова Валентина Петровна,

учитель-логопед,

Россия, г.Тюмень, муниципальное автономное учреждение

дошкольного образования

 д/с  № 158 города Тюмени

     Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Чтобы помочь ребенку научиться говорить грамматически правильно, строя развёрнутые предложения, необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и помогать ему отвечать на них.

    Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.

   Лето – благоприятный период для развития речи ребенка.  Если ваш ребенок занимался с логопедом, то в первую очередь, необходимо последить за правильным произношением поставленных звуков, что будет способствовать успешному введению звуков в речь ребенка. Вокруг много всего интересного: живого и неживого, двигающего, бегающего и летающего, яркого и разноцветного. Дети  вместе с родителями много путешествуют и гуляют, выезжают на природу, дачу и т.д.  Очень важно оречевлять все интересные моменты жизни ребенка, что в свою очередь будет способствовать его познавательной и речевой активности.

Как можно развивать речь ребенка летом?

Развитие слухового внимания и фонематического слуха:

1) Какие  звуки слышишь? Шелест листьев, пенье птицы, журчанье ручейка, шум прибоя, шаги, звук машинных шин, гудок поезда и т.д.

2) С какого звука начинается слово: аист – [а]. На какой звук заканчивается? [т].

3) Назови слова, которые начинаются на звук [у]: утка, утюг, удочка, …

Развитие активного словаря:

1) Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев,  явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений,  деревьев, овощей, фруктов), животных и  т.д. Закрепление навыка использования обобщающих слов (как назвать одним словом…).

2) Рассматривайте все, что встречается на детском пути. Называя предмет, назовите и его части. 

3) Подберите как можно больше слов-определений  и слов-действий к предмету, например: Яблоко – красное, сочное, спелое, гладкое, твердое, сладкое,…Яблоко -  висит, зреет, наливается, падает, лежит, катится, портится, …

Совершенствование грамматического строя речи:

1) Посчитайте предметы  от 1 до 5 (одно яблоко, два яблока,… пять яблок)

2) «Один-много» - взрослый называет предмет в единственном числе,  ребенок – во множественном: яблоко – яблоки, пень – пни, огонь – огни, трава – травы и т.д. 

  Развитие связной речи:

 Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.  Беседуйте по прочитанным рассказам и сказкам, ведь в процессе беседы будет разбираться не только основное содержание сюжета, но и скрытый смысл. Необходимо чаще использовать вопросы типа: «почему?», «зачем?», «каким образом?», чтобы активизировать мыслительную деятельность, учить ребенка размышлять вслух над тем или другим явлением (или событием) и делать умозаключения, выводы.

    В развитии речи детей дошкольного возраста важно, чтобы дошкольник научился слушать, сознавать смысл и реагировать ответом на вопросы. Не стоит засыпать малыша одним только чтением. Ради этого необходимы частые беседы, учить его пересказывать прочитанное, четко выражать свои мысли и мнение. Очень хорошо развивать память, учить небольшие стишки и куплеты из песен. Развивая связную речь необходимо придумывать разные истории, например по комиксам. Проведите лето с пользой! Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья, посвященная Олимпиаде 2014 в муниципальной газете "Муромский край" №13 от 12.02.14 года.

     Вся страна долгое время  готовилась к открытию Олимпийских игр в Сочи. Олимпийский огонь был пронесен по многим городам нашей огромной Родины, побывал в космосе и даже ...

Тематический план кружка "Обо всём на свете "

Кружок "Обо всём на свете" для детей в возрасте от 3 до 18 лет для развития познавательной активности....

Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Презентация программы дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Вокальный конкурс " Споём в дуэте обо всём на свете"

Вокальный конкурс " Споём в дуэте обо всём на свете, можно проводить и в детском саду , и в школе. Фрма выступления может быть как очная, так и заочная....

Статья в газету "Калтасинская Заря" - "Люби и знай родной свой край"

Статья в газету "Калтасинская Заря" -"Люби и знай родной свой край"...