Дидактическое пособие "Делим на слоги и классифицируем" 29.03.2016
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Занимаясь логопедической практикой, я пришла к выводу, что для повышения эффективности коррекционной работы необходимо иметь большое количество разнообразных игр и пособий. У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов звукопроизношения, часто бывает нарушена и слоговая структура слова – способность правильно воспроизводить в речи слова различного слогового состава дву-, трёх-, четырёхсложные, со стечением согласных и т.д.). Такое особенное проявление речевой патологии является одним из наиболее трудным для коррекции, при этом оно является одной из причин возникновения школьной дисграфии и дислексии. Нарушение слоговой структуры речи отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи
С целью коррекции дефектов слоговой структуры слов (элизий, пропусков, искажений, персевераций и пр.) мною разработано и апробировано дидактическое пособие, которое позволяет в процессе логокоррекции решать целый круг разнообразных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_delim_na_slogi_i_klassifitsiruem_29.03.2016.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие
для формирования слоговой структуры слов
(для дошкольников 4-7 лет с нарушениями слово- и фразообразования)
Составила учитель-логопед МАДОУ
ЦРР д/с № 158 (корп.2) В.П.Чахова
Занимаясь логопедической практикой, я пришла к выводу, что для повышения эффективности коррекционной работы необходимо иметь большое количество разнообразных игр и пособий. У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов звукопроизношения, часто бывает нарушена и слоговая структура слова – способность правильно воспроизводить в речи слова различного слогового состава дву-, трёх-, четырёхсложные, со стечением согласных и т.д.). Такое особенное проявление речевой патологии является одним из наиболее трудным для коррекции, при этом оно является одной из причин возникновения школьной дисграфии и дислексии. Нарушение слоговой структуры речи отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи
С целью коррекции дефектов слоговой структуры слов (элизий, пропусков, искажений, персевераций и пр.) мною разработано и апробировано дидактическое пособие, которое позволяет в процессе логокоррекции решать целый круг разнообразных задач:
- Пополнять и активизировать объём словарного запаса детей.
- Развивать фонематическое восприятие детей.
- Развивать мыслительные операции (способности к обобщению, классификации), внимание, память.
- Восстанавливать ритмический рисунок слов в речи детей с опорой на зрительную, слуховую, кинестетическую функции.
- Формировать звуковой анализ слов.
- Формировать оптико-пространственные ориентации.
- Уточнять и закреплять лексическое значение слов.
- Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Дидактические игры с данным наглядным материалом:
1.«Назови одним словом»
Цель: формировать и закреплять представления детей об обобщающих словах.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) назвать несколько картинок одним словом (платье, куртка, штаны, шапка – одежда и т.д.).
2. «Назови слово на заданный звук»
Цель: формировать и развивать звуковой анализ слова.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) показать и назвать картинки на заданный звук (Ш – шапка, штаны, шуба; З – заяц, зебра и пр.). Усложнённый вариант игры – назвать слова с заданным звуком в конце, середине слова.
3. «Положи картинку в домик (корзинку, гараж, ящик, шкаф)»
Цель: формировать и развивать ритмический рисунок слов разного слогового состава; развитие пространственных ориентаций.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) разделить слова на слоги (прохлопать руками). Слова с одним слогом располагаются в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с одним символом (красный кружок); с двумя слогами – в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с двумя символами и т.д.
4. «Найди лишний предмет»
Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) найти лишний предмет среди остальных (грибок среди ягод, животное среди одежды, овощ среди фруктов и пр.) и объяснить свой выбор.
5. «Кто (что) что делает?»
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) рассказать, что делает корова, автомобиль, самолёт, яблоко и пр. (корова-мычит, самолёт-летит, яблоко-висит и т.д.).
6. «Опиши слова»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) описать как отдельный предмет (платье, боровик, кошку и пр.); так и обобщающее слово (одежда, животные, ягоды). Например, платье – летнее, кошка – пушистая, одежда – тёплая, машина – большая и т.д.
Вариант игры: логопед просит ребёнка найти предметы по какому-либо признаку (все красные, все пушистые, все съедобные).
7. «Путаница»
Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание, память.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) «распутать» картинки (домашние животные «перемешаны» с дикими, овощи - с фруктами, грибы – с ягодами и т.д.) и объяснить свой выбор.
8. «Что для чего?»
Цель: развивать грамматический строй речи, связную речь, согласование слов в предложении, мышление.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) объяснить – для чего нужна машина, корабль, самолёт, грибы, овощи, фрукты, штаны, куртка, шапка и пр.
Вариант игры: дети объясняют, что можно делать с каким-либо предметом.
9. «Придумай предложение»
Цель: активизировать воображение детей, учить согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, развивать связную речь.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать предложение с заданным словом, либо предлагает слово на выбор (машина едет по дороге, корабль плывёт по воде, гриб растёт в лесу и т.д.).
10. «Придумай историю»
Цель: активизировать воображение, фантазию; развивать грамматический строй речи, связную речь.
Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать историю про кого-либо (что-либо). Например: Вот маленький щенок. Его зовут Шарик. У него мягкая шёрстка и короткий хвостик. Он любит гулять и вилять хвостиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические пособия: "Дружные слоги", "Логокуб", "Весёлые шнурочки"
Эти пособия разработаны для повышения эффективности логопедических занятий. Они направлены на отработку автоматизации звуков в слогах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики рук...
Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков в слогах "Разноцветные дорожки"
Цели:Автоматизация звука в слогах;Дифференциация звука в слогах;Формирование у ребёнка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие психических процессов: внимания и памяти...
Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"
Цель игры:- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; - развивать речь;- фонематический слух;- память;- мышление;- пополнять словарный запас ребенка....
Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"
Развиваем речь...
Дидактическая игра- лото «Слоги с буквой М»
Дидактическая игра «Лото» для детей одна из наиболее известных и популярных, в нее охотно играют не только малыши, но и взрослые. Игра не только развивающее занятие, но и веселое времяпров...
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СОСЧИТАЙ СЛОГИ»
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Предлагаю вашему вниманию игровое пособие «Сосчитай слоги», с помощью которого вы можете организовать интересное общение с ребенком, улучшить...
Дидактическая игра "Подбери слог к слову"
Цель: развитие слухового восприятия, умения подбирать слоги к словам и определять место слога в слове....