Дидактическое пособие "Делим на слоги и классифицируем" 29.03.2016
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Чахова Валентина Петровна

Занимаясь логопедической практикой, я пришла к выводу, что для повышения эффективности коррекционной работы  необходимо иметь большое количество разнообразных игр и пособий. У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов звукопроизношения, часто бывает нарушена и слоговая структура слова – способность правильно воспроизводить в речи слова различного слогового состава дву-, трёх-, четырёхсложные, со стечением согласных и т.д.). Такое особенное проявление речевой патологии является одним из наиболее трудным для коррекции, при этом оно является одной из причин возникновения школьной дисграфии и дислексии. Нарушение слоговой структуры речи отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи

         С целью коррекции дефектов слоговой структуры слов (элизий, пропусков, искажений, персевераций и пр.) мною разработано и апробировано дидактическое пособие, которое позволяет в процессе логокоррекции решать целый круг разнообразных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

для формирования слоговой структуры слов

(для дошкольников 4-7 лет с нарушениями слово- и фразообразования)

Составила учитель-логопед МАДОУ

ЦРР д/с № 158 (корп.2)  В.П.Чахова

        Занимаясь логопедической практикой, я пришла к выводу, что для повышения эффективности коррекционной работы  необходимо иметь большое количество разнообразных игр и пособий. У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов звукопроизношения, часто бывает нарушена и слоговая структура слова – способность правильно воспроизводить в речи слова различного слогового состава дву-, трёх-, четырёхсложные, со стечением согласных и т.д.). Такое особенное проявление речевой патологии является одним из наиболее трудным для коррекции, при этом оно является одной из причин возникновения школьной дисграфии и дислексии. Нарушение слоговой структуры речи отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи

        С целью коррекции дефектов слоговой структуры слов (элизий, пропусков, искажений, персевераций и пр.) мною разработано и апробировано дидактическое пособие, которое позволяет в процессе логокоррекции решать целый круг разнообразных задач:

  • Пополнять и активизировать объём словарного запаса детей.
  • Развивать фонематическое восприятие детей.
  • Развивать мыслительные операции (способности к обобщению, классификации), внимание, память.
  • Восстанавливать ритмический рисунок слов в речи детей с опорой на зрительную, слуховую, кинестетическую функции.
  • Формировать звуковой анализ слов.
  • Формировать оптико-пространственные ориентации.
  • Уточнять и закреплять лексическое значение слов.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Дидактические игры с данным наглядным материалом:

1.«Назови одним словом»

Цель: формировать и закреплять представления детей об обобщающих словах.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) назвать несколько картинок одним словом (платье, куртка, штаны, шапка – одежда и т.д.).

2. «Назови слово на заданный звук»

Цель: формировать и развивать звуковой анализ слова.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) показать и назвать картинки на заданный звук (Ш – шапка, штаны, шуба; З – заяц, зебра и пр.). Усложнённый вариант игры – назвать слова с заданным звуком в конце, середине слова.

3. «Положи картинку в домик (корзинку, гараж, ящик, шкаф)»

Цель: формировать и развивать ритмический рисунок слов разного слогового состава; развитие пространственных ориентаций.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) разделить слова на слоги (прохлопать руками). Слова с одним слогом располагаются в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с одним символом (красный кружок); с двумя слогами – в  домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с двумя символами и т.д.

4. «Найди лишний предмет»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) найти лишний предмет среди остальных (грибок среди ягод, животное среди одежды, овощ среди фруктов и пр.) и объяснить свой выбор.

5. «Кто (что) что делает?»

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) рассказать, что делает корова, автомобиль, самолёт, яблоко и пр. (корова-мычит, самолёт-летит, яблоко-висит и т.д.).

6. «Опиши слова»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) описать как отдельный предмет (платье, боровик, кошку и пр.); так и обобщающее слово (одежда, животные, ягоды). Например, платье – летнее, кошка – пушистая, одежда – тёплая, машина – большая и т.д.

Вариант игры: логопед просит ребёнка найти предметы по какому-либо признаку (все красные, все пушистые, все съедобные).

7. «Путаница»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание, память.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) «распутать» картинки (домашние животные «перемешаны» с дикими, овощи - с фруктами, грибы – с ягодами и т.д.) и объяснить свой выбор.

8. «Что для чего?» 

Цель: развивать грамматический строй речи, связную речь, согласование слов в предложении, мышление.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) объяснить – для чего нужна машина, корабль, самолёт, грибы, овощи, фрукты, штаны, куртка, шапка и пр.

Вариант игры: дети объясняют, что можно делать с каким-либо предметом.

9. «Придумай предложение»

Цель: активизировать воображение детей, учить согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, развивать связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать предложение с заданным словом, либо предлагает слово на выбор (машина едет по дороге, корабль плывёт по воде, гриб растёт в лесу и т.д.).

10. «Придумай историю»

Цель: активизировать воображение, фантазию; развивать грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать историю про кого-либо (что-либо). Например: Вот маленький щенок. Его зовут Шарик. У него мягкая шёрстка и короткий хвостик. Он любит гулять и вилять хвостиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические пособия: "Дружные слоги", "Логокуб", "Весёлые шнурочки"

Эти пособия разработаны для повышения эффективности логопедических занятий. Они направлены на отработку автоматизации звуков в слогах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики рук...

Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков в слогах "Разноцветные дорожки"

Цели:Автоматизация звука в слогах;Дифференциация звука в слогах;Формирование у ребёнка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие психических процессов: внимания и памяти...

Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"

Цель игры:- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; - развивать речь;- фонематический слух;- память;- мышление;- пополнять словарный запас ребенка....

Дидактическая игра- лото «Слоги с буквой М»

Дидактическая игра «Лото» для детей одна из наиболее известных и популярных, в нее охотно играют не только малыши, но и взрослые. Игра не только развивающее занятие, но и веселое времяпров...

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СОСЧИТАЙ СЛОГИ»

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Предлагаю вашему вниманию игровое пособие «Сосчитай слоги», с помощью которого вы можете организовать интересное общение с ребенком, улучшить...

Дидактическая игра "Подбери слог к слову"

Цель: развитие слухового восприятия, умения подбирать слоги к словам и определять место слога в слове....